Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка
учебно-методический материал по теме

Давыдова Татьяна Николаевна

Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного – младшего школьного возраста «Мир волшебных красок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualno-orientirovannoe_zanyatie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка

1. Ритуал начала занятия.

На входе в комнату ставится большое зеркало. Ребенок подходит к нему, смотрится в него и произносит волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь!», после чего оказывается в комнате, где будет проходить занятие.

Ритуал повторяется в начале каждого занятия.

2. Упражнение «Путешествие на облаке».

Цель: упражнение на релаксацию, дает ребенку возможность успокоиться и настроиться на работу.

Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.

Содержание: психолог дает ребенку инструкцию, которой он должен следовать.

Инструкция: Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

3. Упражнение «Превращения».

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материалы: не требуются.

Содержание: психолог предлагает ребенку:

  1. нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  2. позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч;
  3. испугаться как… заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
  4. улыбнуться как… кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
  5. посмеяться как… волшебный шарик; человек, которого щекочут (можно действительно немного пощекотать ребенка).

4. Упражнение «Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Материалы: мячик.

Содержание: психолог сообщает ребенку следующее: «Бросая мяч, давай называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помни, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать ребенку что-нибудь приятное, например: «А ты, ... солнышко!» Данную игру следует проводить в быстром темпе. Перед началом ребенка следует предупредить, что это только игра и обижаться не надо.

5. Телесно-ориентированная игра «Ласковый мелок».

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия.

Материалы: не требуются.

Содержание: психолог и ребенок образуют пару. По очереди рисуют карандашом (его обратной стороной) или пальцем на спине друг другу различные предметы.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, я нарисую облачко (домик, дождик, дерево), или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал.

Анализируются чувства и ощущения.

6. Упражнение «Неоконченные предложения».

Цель: осознание ребенком своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения понимать себя.

Материалы: не требуются.

Содержание: ребенку предлагаются предложения, которые нужно закончить.

«Я люблю … »

«Меня любят … »

«Я не боюсь … »

«Я верю … »

«В меня верят … »

«Обо мне заботятся … »

7. Упражнение «Моя карта».

Цель: формирование и осознание ребенком своего образа «Я», развитие чувства самопринятия.

Материалы: бумага, краски, цветные карандаши, восковые мелки, пастельные мелки, кисти, стакан для воды, вода.

Содержание: психолог предлагает ребенку нарисовать картинку: «Нарисуй картинку, изображающую различные аспекты свое личности (себя). Как выглядит твоя приятная сторона? Как – злая? А как испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Ты можешь изобразить различные стороны своей личности как угодно».

В процессе рисования психолог фиксирует особенности выполнения задания и поведения ребенка, записывает комментарии к рисункам. После завершения рисунка необходимо обсудить с ребенком его рисунок.

Можно начать и организовать выставку работ ребенка: ребенок будет сам вешать данный рисунок и будущие рисунки на заранее подготовленный стенд.

8. Ритуал завершения  занятия.

Ритуал завершения занятия такой же, как и ритуал начала. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.

Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного – младшего школьного возраста «Мир волшебных красок».

После каждого занятия психологом заполняется карта динамического наблюдения за ребенком. Она заменяет срезовую диагностику и позволяет отслеживать изменения, происходящие с ребенком в процессе работы.  

Карта динамического наблюдения

Основа карты взята из книги Долговой А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция и адаптирована для индивидуальной работы с ребенком.

ФИО ребенка _________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________

№ занятия

Степень активности участия в занятии

Эмоциональный фон

Взаимодействие

с психологом

Наличие агрессивных проявлений

Виды

агрессивных проявлений

Наличие изменений





Примечания

1.

2.

10.

Таблица обозначений

Разделы

Варианты

Обозна-чения

Степень актив-ности участия

в занятии

Не активен

Степень активности сильно варьирует

Активен

Эмоцио-

нальный фон

Пониженный

Повышенный

Норма

Взаимо-

действие с психологом

Не стремится к взаимодействию

Стремится к взаимодействию, но стесняется

Взаимодействует без трудностей

Наличие агрессивных проявлений

Часто

Иногда

Отсутствуют

Виды агрессивных проявлений

Вербальная агрессия

В

Физическая агрессия

Ф

Косвенная агрессия

К

Скрытая агрессия

С

Негативизм

Н

Наличие изменений

Негативные

Отсутствуют

Положительные

Выводы



– преобладание в карте обозначений этого цвета свидетельствует об отсутствии динамики коррекции эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка. Данные показатели позволяют психологу либо поставить вопрос об обращении к смежным специалистам, либо пересмотреть содержание программы с целью дополнения ее более серьезными и специфическими упражнениями.



– преобладание обозначений такого цвета будет свидетельствовать о незначительной динамике в коррекции эмоционально-волевой и личностной сферах ребенка. Данные показатели позволяют психологу пересмотреть содержание занятий с целью дополнения их более серьезными и специфическими упражнениями.



– преобладание обозначений данного цвета позволяет говорить о положительной динамике в коррекции эмоционально-волевой и личностной сферах ребенка.

        Список литературы

  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.: Генезис. 2011. 216 с.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д : Феникс. 2007. 349 с.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь. 2012. 160 с.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь. 2011. 190 с.
  5. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь. 2011. 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

Цель: снижение уровня агрессивности  у младших школьниковЗадачи: обучение навыкам релаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыко...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Родительское собрание "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

Ц е л и:– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения;– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;– познакомить с методами коррекции агр...

Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ.

Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды....

Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее фи...

Программа тренинговых занятий коррекции агрессивного поведения у подростков

Снижение агрессивности подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности, рефлексии и позитивных способов действия в различных конфликтных ситуациях...