Ребенок и особые периоды развития (брошюра)
учебно-методический материал по теме

Давыдова Татьяна Николаевна

Возрастной кризис или кризис развития – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии, и происходит переход на качественно новый этап. Считается, что ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.

В данной брошюре изложена информация о том, почему кризисы развития необходимы для полноценного взросления ребенка, какие возрастные кризисы бывают, каковы их признаки и особенности, как можно справиться с данными скачками в развитии ребенка менее остро и болезненно для ребенка и тех, кто его окружает.

Информация будет полезна для усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_1.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Ребенок и особые периоды развития

Для усыновителей,

опекунов, попечителей,

приемных родителей

Липецк

Автор-составитель:

Давыдова Т.Н. – педагог-психолог Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения

Редакторы:

Кузнецова А.И. – директор Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения

Клеван Н.Н. – заместитель директора, руководитель службы сопровождения замещающих семей Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения

Возрастной кризис или кризис развития – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии, и происходит переход на качественно новый этап. Считается, что ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.

В данной брошюре изложена информация о том, почему кризисы развития необходимы для полноценного взросления ребенка, какие возрастные кризисы бывают, каковы их признаки и особенности, как можно справиться с данными скачками в развитии ребенка менее остро и болезненно для ребенка и тех, кто его окружает.

Информация будет полезна для усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: «КРИВАЯ РАЗВИТИЯ»

5

2. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

6

3. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

6

4. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

7

5. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

10

6. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

14

ВВЕДЕНИЕ

За два года работы службы сопровождения замещающих семей в структуре Г(О)БОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения к нам обращались усыновители, опекуны, попечители, приемные родители с различными проблемами в воспитании детей.

Проанализировав всю имеющуюся информацию, мы сделали выводы о том, что большинство проблем в воспитании детей у замещающих родителей возникает тогда, когда у ребенка начинается или уже протекает период того или иного возрастного кризиса.

На рисунке видна возрастная структура детей, с которыми работали специалисты службы сопровождения замещающих семей. Большинство замещающих родителей обращались за помощью к педагогу-психологу с детьми подросткового возраста: 13-14 лет (30 %), 15-16 лет (14 %) и детьми 7-8 лет (22 %). Уже, исходя только из этих цифр, становится ясно, что с наибольшими трудностями замещающие родители сталкиваются в тот момент, когда дети проходят определенный кризисный этап своего развития.

Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что большинство замещающих родителей не знают о том, как вести себя в этот нелегкий для всех период взросления ребенка. Поэтому, в целях профилактики и предупреждения возможных проблем замещающим родителям необходимо знать о том, что же такое возрастной кризис и как его преодолеть, не разрушив все то, что было с трепетом построено до наступления особого периода в развитии ребенка.

1. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: «КРИВАЯ» РАЗВИТИЯ

C вашим ребенком происходят метаморфозы, которые кажутся вам неприемлемыми? Он ведет себя совсем не так, как раньше без каких-либо объективных причин? Он стал чаще задерживаться с прогулок? Не волнуйтесь, с ним все в порядке. Скорее всего, ваш ребенок переживает возрастной кризис.

В нашей культуре слово «кризис» ассоциируется с чем-то негативным и имеет отрицательный подтекст. На ум тут же приходят ассоциации, связанные с проблемами, болезнями, денежными неурядицами и тому подобными неприятностями. Почему? Да просто никто из нас не любит перемен.

Однако психологи, занимающиеся развитием и изучением различных возрастов, вкладывают в это понятие совсем другое значение. Доверимся мудрости известного всему миру отечественного психолога Л.С. Выготского: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, то их следовало бы выдумать теоретически». А почему это так, попытаемся понять.

Становление личности – процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. Таким образом, существуют стабильные и критические периоды.

Для стабильных периодов характерно плавное, почти незаметное изменение ребенка. Кризисные же периоды, наоборот, характеризуются резкими, скачкообразными изменениями и переломами в личности ребенка. Можно сказать, что меняются не отдельные его черты, а меняется он весь, целиком.

Так почему же кризисы возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, негативизма, конфликтности, которые ребенок чрезвычайно ярко проявляет. Обойти кризис невозможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении ребенка. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте.

Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев:

  1. «Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.
  2. Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям, характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями.
  3. Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом.

К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни; кризис трех лет; кризис семи лет; кризис подросткового возраста.

Итогом прохождения кризиса является появление основных возрастных новообразований – тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка.

2. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

  • Обнаружив у своего чада признаки кризиса, не стоит расстраиваться. Наберитесь терпения: кризисы приходят и уходят, а ребенок – самое дорогое, что у вас есть.
  • Помочь ребенку – вот позиция умного взрослого. Сегодня предоставьте ребенку немного больше самостоятельности, чем вчера. Тогда ему не придется силой отвоевывать свои права.
  • Постарайтесь изменить линию своего поведения: меньше опеки, больше внимания и интереса взрослеющему ребенку.
  • Доброжелательность и доверие помогут вам найти общий язык с ребенком. А похвала и гордость за его новые достижения сделают вас союзниками, а не врагами.
  • Стабильность необходимых в быту требований в сочетании с гибкостью и готовностью принять новое в своем ребенке – вот универсальный рецепт поведения для взрослых в общении с детьми, переживающими трудные моменты возрастных кризисов.

«Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет»

Франсуа Ларошфуко

Чтобы выстроить осознанную родительскую позицию,

давайте присмотримся к возрастным кризисам.

3. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Первый год жизни для малыша – один из самых насыщенных и сложных, ребенок проходит множество этапов развития, маленький комочек сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки – все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис.

Для кризиса первого года характерны следующие признаки:

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Однако главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.

Кризис первого года жизни проявляется практически у всех детей. Его сущность состоит в стремлении маленького человека к физической самостоятельности, к независимости.

Информация, которая до этого поступала к ребенку размеренно, небольшим ручейком, в небольших дозах, теперь течет к нему потоком, водопадом. Маленький человек напоминает бедняка в пещере Аладдина, который мечется среди богатств и чудес, не в силах остановиться и уйти. Годовалый ребенок ползает и хватает, натыкается и падает, тянет и толкает, обходит и опрокидывает, заглядывает и тянет в рот… Опыт, опыт, опыт… Легкое, тяжелое, мягкое, твердое, маленькое, большое…

Так годовалый малыш из спокойного и покорного существа неожиданно для мам и пап превращается в капризного, непослушного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло?

Ребенок подрос, в год заканчивается младенчество. Начинается ранний возраст. А это грань между двумя эпохами. Это непростой период, это новая ступенька, на которую нужно подняться. Не так-то легко шагать по этой лестнице.

Главным открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше, чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер.

Когда маленький человечек переживает кризис одного года, ему кажется, что вы запрещаете ему грызть провода и собирать окурки на улице, потому что не любите его. Он не понимает, чем эти предметы отличаются от «разрешенных». Он уверен, что вы препятствуете его познанию мира и его развитию своими запретами. Ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду. И что очень важно – хочет общаться. К сожалению, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что так хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным.

Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу.

Как надо себя вести

  • Дайте ребенку некоторую долю самостоятельности.
  • Будьте более терпеливыми и выдержанными, а самое главное – последовательными – постарайтесь исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра это можно.
  • Дайте ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено.
  • Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.
  • Покажите ребенку, как самому вымыть руки перед едой, как самому держать ложку, нажимать на звонок, когда пришли с прогулки и т.д. Воспитывать ответственность и самостоятельность в ребенке нужно с самого раннего детства.
  • В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Купите малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д. Именно в кризис развития ребенка как никогда привлекает все новое и неизвестное.
  • Переживая кризис одного года, бывает, малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это тоже один из признаков кризиса развития, который скоро пройдет. Возможно, иногда вам придется отложить шопинг, или взять ребенка с собой. Постарайтесь не оставлять ребенка в слезах и истерике, даже если с ним кто-то из близких.

Чего делать нельзя

  • Не стоит упрекать ребенка и считать, что он перед вами кругом виноват.
  • Не нервничайте, не кричите на ребенка и не говорите ему грубые слова.
  • Не начинайте потакать всем капризам ребенка, не балуйте его – кризис одного года кончится, а капризы останутся.

Итогом кризиса 1 года является приобретение ребенком своеобразной детской (автономной) речи. И, хотя эта речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, возможности общения ребенка с близкими людьми значительно расширяются. Ведь центральным новообразованием данного периода является потребность ребенка в эмоциональном общении со значимым взрослым.  

4. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

Три года – совершенно особенный возраст. Во-первых, это рубеж между ранним возрастом и дошкольным детством, а во-вторых, это момент, когда рождается самооценка и самосознание.

Казалось бы, что вам до этих психологических терминов? Вам бы выяснить, почему ребенок бьется в истерике, никого не желает слушаться, и как вам в этом кошмаре выжить и сохранить остатки душевного спокойствия и равновесия. Между тем, все эти вещи тесно взаимосвязаны между собой – ведь малыш вступил в критический возраст. Что же вас ждет?

К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса, так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему – и его, и свою.

  1. Негативизм. Его не следует путать с обычным непослушанием. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Это не просто непослушание, которое бывает  у ребенка и в год, и в два, а желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому.
  2. Упрямство. Если негативизм следует отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство – это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

Родителям о детском упрямстве:

  • Период упрямства начинается в полтора года и обычно заканчивается в 3,5-4 года.
  • Приступы упрямства случаются и в более старшем возрасте – это нормально, ребенку свойственно иметь свое мнение и не всегда соглашаться с вами.
  • В период кризиса приступы упрямства случаются у детей по 5 раз на день, а у некоторых – по 20 раз.
  • Мальчики более упрямы, чем девочки.
  • Если вашему малышу четыре года, а упрямство постоянно живет в вашем доме, пора задуматься о вашей воспитательной тактике! Чаще всего это результат потакания или запретов, уважаемые родители.
  1. Строптивость. Строптивость близка и к негативизму, и к упрямству. Но протест малыша направлен не против взрослого, а против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.

Говорить о том, что ребенок строптив, можно в том случае, если он отказывается делать то, что без колебания делал раньше:

  • не хочет идти на прогулку, а потом не хочет возвращаться;
  • не хочет чистить зубы или чистит их полчаса;
  • не хочет надевать свою пижаму, требуя другую;
  • вместо чая требует кофе, кефир, сок, компот или молоко;
  • отказывается вовремя идти спать.
  1. Своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим – «Я сам!» Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
  2. Протест – бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер. Его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом.
  3. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычным, дорогим и интересным раньше. Ребенок может начать обзывать родителей словами, которых раньше никогда не употреблял. Малыш может изменить и свое отношение  к игрушкам, которые любил раньше, сердиться на них, будто они живые, или совсем отказаться играть с ними.
  4. Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дома, она должна сидеть дома». Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет.

Если в семье единственный ребенок, он может:

  • деспотично управлять взрослыми;
  • требовать удовлетворения любых желаний;
  • добиваться своего, падая на пол, дрыгая ногами, крича и плача;
  • требовать постоянного внимания к своей персоне;

А если в семье есть другие дети, он может:

  • ревновать всех к старшему брату или сестре;
  • быть агрессивным по отношению к младшему ребенку.

Что же приводит ребенка к такому кризису? Одной из причин является депривация (угнетение) потребности ребенка действовать самому. Поэтому наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания.

Как надо себя вести

  • Установите простой и четкий распорядок дня. Ребенку, который мечется от одной крайности к другой, очень важно знать, что в мире все устроено в определенном порядке: сначала он просыпается, на стульчике его ждет одежда, которую нужно надеть, потом умыться, позавтракать и т.д. Точно так же вечером (допустим, после всенародно любимой передачи «Спокойной ночи, малыши») придет время уборки игрушек. С трех лет начинается возраст повторений – ребенок будет вести себя так, как это принято и, что немаловажно, как вы себя ведете. Поэтому без лишних слов постарайтесь и сами следить за порядком в своих вещах, комнате, не взывайте к совести малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня в день вместе с ним живите по четкому ритму.
  • Система запретов должна быть разумной и четкой. Пусть их будет не слишком много (и в самом деле, вещей, которые касаются безопасности, жизни и здоровья ребенка на самом деле не так уж много), но они должны соблюдаться неукоснительно. Это твердые рамки, стены, на которые можно опереться. Внутри этих стен ребенку позволено все, что угодно. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны – это нужно и вам, и еще больше – вашему малышу.
  • Специально для поклонников либерализма.  В современном обществе считается, что прогрессивный родитель должен всегда советоваться с ребенком, спрашивать его мнение по любому поводу и объяснять каждое свое действие. Но здесь есть некоторое лукавство. Полная свобода предполагает полную ответственность. Готов ли трехлетний кроха полностью за себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря на все его «Я САМ!», нужны родители, которые помогут ему, поддержат и, в конце концов, возьмут на ручки. И если вам с ребенком НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать его, хочет ли он это делать? И посему вывод очень простой – серьезные решения принимайте сами и ставьте ребенка перед фактом, а для менее серьезных предлагайте альтернативу. Например, так: «Мы идем гулять. На чем поедет твой мишка на прогулку – в коляске или в грузовике?»
  • Придумайте приятные перспективы для не самых приятных дел. Например, такие: после уборки игрушек ты пойдешь смотреть мультик (рисовать, читать с мамой книжку и т.д.).

Чего делать нельзя

  • Кричать, шлепать, наказывать и заставлять силой делать то, что вам надо. Этими методами вы только усугубите все проявления кризиса.
  • Делать вместо ребенка то, что он сам в состоянии сделать. Ведь ему так хочется почувствовать себя взрослым! Но в то же время не давайте ему слишком сложных заданий. Например, если первый раз в жизни смог сам натянуть рубашку и колготки, это не повод требовать от него, чтобы каждый день он за считанные минуты это делал. Вспомните – ползать, сидеть и ходить он тоже учился постепенно!
  • Не стоит по любому поводу давать долгие и занудные объяснения – ближе к делу! Иначе малыш так и не поймет, зачем нужны были все эти разговоры.

Итогом кризиса 3 лет является то, что ребенок учится самостоятельно действовать, может манипулировать с предметами, также происходит овладению речью – ребенок начинает активно говорить и понимать то, что ему говорят. Также происходит формирование центрального психологического новообразования личности, как система «Я», в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

5. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста (в 6-8 лет, в зависимости от того, когда ребенок пошел в школу).

К основным симптомам этого кризиса относят:

  1. Потерю непосредственности. Ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребенок думает, чего оно может стоить ему.
  2. Манерничание. Его душа становится закрытой и он начинает играть роль, что-то из себя изображая и что-то при этом скрывая.
  3. Симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он старается это скрыть от окружающих.

Наряду с этим можно легко заметить, что в этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непослушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.

Нередко можно встретиться с прямо противоположным явлением – абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Ясно, что причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь неблизкий, а дошкольник его проходит всего за каких-нибудь 3-4 года. Становится понятной высокая цена такого быстрого движения от ситуативного поведения к поведению произвольному. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.

Психика 6-8-летнего ребенка отличается повышенной восприимчивостью к окружающим его взрослым, ко всему, что помогает ему формировать свое отношение к жизни. Именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла. Если ранее ребенку была важна оценка взрослого за проявление им умения, то теперь ребенка волнует оценка себя как личности. При этом ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого (будь-то его собственный поступок или других людей) совпали с его собственными. Отсюда высокая чувствительность ребенка к отсутствию между ним и взрослыми взаимопонимания, способности к сопереживанию. У него появляются новые потребности во взаимоотношениях с ними, и поэтому он требует нового к себе отношения. Если он не обнаруживает этого, если его потребности не удовлетворяются, а мотивы фиксируются, он, естественно, начинает бунтовать.

Кризис семи лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.

Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье.

Однако теперь оказывается, что школа – это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи.

К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники – все люди со своими характерами и особенностями,   возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки.

Все это может вызвать разного рода сложности.  Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе.

Как надо себя вести

Тут от взрослых опять понадобится терпение, понимание и поддержка. Только тогда ваш ребенок сможет идти по этапам своего роста бесстрашно, проходя их активно и с пользой, когда будет ощущать ваши понимание, поддержку и внимание. Однако они не имеют ничего общего с потаканием.

 Как же найти этот верный путь между потаканием и требовательной дисциплиной? Он находится в золотой середине. Найти его можно в любви родителей, их терпении, доверии, наблюдательности и интуиции.

Попробуйте – обязательно получится! Ведь вы тоже растете и учитесь вместе с вашим ребенком. Его уроки –  это и ваши уроки.

 

6. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?  В среднем: 11-16 лет – у девочек и 12-18 лет – у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В целом, у девочек подростковый кризис протекает в  более мягкой форме, наступает раньше и  кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано  с  тем, что требования к  самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.

И все же  начало и  конец подросткового кризиса – дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в  этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.

Принято считать, что основной целью подросткового кризиса является самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности. Отчасти это, разумеется, именно так и есть. Социальная, интеллектуальная и  биологическая зрелость человека в нашем сегодняшнем обществе разнесены во  времени, то  есть наступают не одновременно. И, стало быть, какую-то из этих «зрелостей» и отстаивает ваш подросток. Но какую?

Понятно, что о  биологической зрелости 11-летней девочки или 13-летнего мальчика не  может быть и  речи. Несмотря  на  грустный факт появления в  нашей стране прослойки детей, образование которых заканчивается после пятого-шестого класса, основная масса юношества в этом возрасте все еще продолжает плодотворно (или не очень) учиться в школе. Следовательно, насильственное или добровольное, но интеллектуальное развитие тоже еще на полпути.

Социальная зрелость наступает в нашей стране чуть ли не позже, чем в  большинстве развитых стран. В  последние годы, в  связи с  общей «американизацией» сознания и самой жизни, вроде бы наметилась тенденция к  более раннему обособлению молодых людей от  родительской семьи. Но пока это только тенденция.

Так какую  же зрелость отстаивает подросток? Воображаемую, как считает большинство «пострадавших» от подросткового кризиса родителей? Или мы что-то упустили из виду?

Разумеется, упустили! За звучными терминами не заметили главного – самого человека. Однозначно незрелого по всем вышеописанным (и многим другим) позициям, но  также однозначно существующего в  нашем пространственно-временном континууме.

Наступил подростковый возраст. И  его целью и  задачей становится обрыв когда-то жизненно необходимой, а теперь сковывающей дальнейшее развитие связи (та называемой «резинки») с родителями.

Если подростку после долгих попыток все  же удается перегрызть охраняемую родителями «резинку», то его по инерции относит так далеко, что на  восстановление доверительных и  полноценных отношений могут потребоваться годы.

Если  же родители оказываются сильнее, и  подросток смиряется с длящимся положением «суверен – вассал», то его личностное развитие неизбежно искажается и  надолго сохраняет инфантильные (детские) черты. Иногда в этом случае развивается невроз.

Итак, целью и  задачей подросткового кризиса является приобретение не самостоятельности (она подростку еще и  не  нужна, и  не  по  зубам), но личностной автономии, необходимой для дальнейшего развития личности по  взрослому  типу,  то  есть,  иными  словами,  для  развития  умения  брать на себя ответственность за все последствия своих взглядов, слов и действий.

Как надо себя вести

  • Необходимо внимательно относиться к  возрастному развитию своего ребенка, чтобы не  пропустить первые, еще смазанные  и  неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.
  • Отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не  считайте его маленьким, когда он  уже начинает ощущать себя подростком. Но  и  не  толкайте в  подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
  • Отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ми казались. Обсудите и  проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать  ли мне дома? Дистанция, согласитесь, «огромного размера».
  • Прекрасно если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку». Как можно раньше дайте нашему подростку столько самостоятельности, сколько он  может «съесть». Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. Беззастенчиво впутывайте его в  свои проблемы и проблемы семьи. Пусть подросток поймет, что вы  действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.
  • Обязательно сами делайте то, чего вы  хотите добиться от  своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о  том, куда и  с  кем  вы  ходите,  но  и  о  содержании  вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и  по  возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит вам побольше узнать о  друзьях вашего сына (или дочки).
  • Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», вы, скорее всего, будете видеть тех, с  кем проводит время ваш ребенок. И  вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет наперекосяк. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок.
  • Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у  него совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и  тактичны в оценке и  коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и  со своей проблемой ребенок пойдет именно к вам, а не в ближайший подвал.
  • Постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

Чего делать нельзя

  • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
  • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот вы и познакомились с возрастными кризисами. Теперь, уважаемые взрослые, изменение поведения детей, наступление кризисных моментов первого, третьего, седьмого годов жизни и подросткового возраста не должны вас пугать.

Нарушение привычного поведения – капризность и упрямство, своевольные выходки, борьба за самостоятельность и негативизм – полностью компенсируется стремительным рывком в развитии, который ребенок совершает за короткий период кризиса. Кризис – это скачок в завтрашний день развития, предвестник взросления ребенка.

Делая шаг назад в период кризиса, временно отступая от достигнутого, ребенок одновременно совершает два скачка вперед. У него возникают новые черты и особенности. В периоды возрасных кризисов ребенок продвигается по пути прогресса в два раза быстрее и успешнее, чем в плавные, спокойные, благополучные периоды. В этом и состоит важное и прогрессивное значение любого возрастного кризиса.

Постарайтесь выбрать линию своего поведения. Она должна отличаться от прежней, ведь ребенок изменился, и вы знаете, почему это произошло, понимаете и поддерживаете своего взрослеющего ребенка.

Универсальный рецепт поведения взрослых в период трудных моментов возрастных кризисов: терпимость, внимание, постоянство главных требований плюс гибкость и понимание природы резких изменений. Не бороться, а вовремя оценить, принять и пережить нормативные изменения – перешагнуть вместе с ребенком на новую ступень в развитии.

Помните!

Для ребенка жизненно важно знать, что вы его любите.

Всегда. Даже капризного и вредного, упрямого и своенравного,

агрессивного и бунтаря.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. Перевод с англ. Маслов А., Орешкина О. и др. СПб.: Питер. 2005. 940 с.
  2. Кулагина И.Ю., Колючкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464 с.
  3. Психология человека от рождения до смерти. Под общей ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002. 656 с.
  4. Шелопухо О.А. Психология для родителей. Какой у вас ребенок? М.: ЗАО « ОЛМА Медиа Групп». 2007. 320 с.

Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека

со ступеньки на ступеньку  вверх  по лесенке развития.

Родителям остается только понять особенности этого

движения и вовремя поддержать ребенка, создавая

благоприятные условия для этого подъема.

Вот и вся родительская задача.

Сориентируйте себя правильно.

СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Адрес: 398007, г. Липецк, ул. Ушинского, 28

Телефоны: (4742) 48-06-50, 48-17-99

Тел./факс: (4742) 48-33-28

E-mail: cppsp@mail.ru

http: www.ccpmss48.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности первоклассника,помощь ребенку в адаптационный период к школе со стороны родителей

Младший школьный возраст –  это возраст формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятел...

Сенситивные периоды развития ребенка

Что такое сенситивный период? Ценность сенситивных периодов развития...

Ребенок с особыми возможностями здоровья в семье

Статья по теме "Ребёнок с особыми возможностями в семье"...

Роль семьи и специалистов в воспитании ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)

Данный материал будет интересен педагогам, работающими с детьми с нарушениями слуха, а также родителям, воспитывающих таких детей....

"Как помочь ребенку-второкласснику?". Секреты для родителей по поддержке ребенка в данный период.

Переход ребенка во второй класс знаменуется тем, что обязательными становятся домашние задания, а детям начинают ставить отметки. Все это достаточно непросто для ребенка и существуют особые секреты дл...

Ребенок с особыми образовательными потребностями

В современной школе каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. Этому и посвящена моя статья....