Роль семьи и специалистов в воспитании ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
статья на тему

Миногина Светлана Анатольевна

Данный материал будет интересен педагогам, работающими с детьми с нарушениями слуха, а также родителям, воспитывающих таких детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи и специалистов в коррекционном воспитании ребёнка.

Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяется его положением в семье.

Как отмечают Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., современные родители основную роль в преодолении нарушений ребенка отводят медикаментозному лечению . В случае с детьми с нарушениями слуха – это процесс слухопротезирования слуховыми аппаратами и кохлеарной имплантации. Зачастую родители полагают, что если ребенок слухопротезирован, то он все слышит как нормально слышащий человек и перестают заниматься своим ребенком. Однако, как отмечают  Мастюкова Е.М., Московкина А.Г, медикаментозное лечение является эффективным лишь  при правильном семейном воспитании   и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса .

Значение воспитания детей с отклонениями в развитии в семье признается на государственном уровне. Практический опыт показывает, что семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в них специалистов. Т.И. Оверчук считает, что основы коррекционного  воспитания надо знать тем людям, с которыми ребенок будет взаимодействовать: педагоги, родители, специальные педагоги.

Е.Г.Речицкая считает основной целью совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха .

Е.Г.Речицкая выделяет следующие задачи работы сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих учащихся:

· разработка и реализация комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи детям;

· оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;

· ознакомление родителей со специальной психологической и педагогической литературой;

· информирование об особенностях и перспективах развития ребенка;

· знакомство родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;

· оказание помощи родителям по специальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушениями слуха в практических учреждениях;

· содействие в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважении к ним;

· выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Л.А Головчиц в работе с родителями условно выделяет следующие задачи:

- формирование у родителей правильного понимания целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;

- осуществление совместной с коллективом образовательного учреждения работы по всестороннему развитию детей;

- распространение знаний по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;

- изучение опыта семейного воспитания, распространение его среди родителей.

Задачи, решаемые в совместной деятельности семьи и школы, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. считают, что родители как участники коррекционного процесса тоже имеют свои задачи :

- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

- постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;

- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению детей;

- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов;

- участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с отклонениями в развитии;

- родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.

Помощь родителям детей с нарушениями слуха могут оказать в сурдоцентрах, школе-интернате. В нашем городе родители могут получить информацию в Институте раннего вмешательства и НИИ ЛОР.

Таким образом, в коррекционном воспитании ребенка должны взаимодействовать семья и специалисты, ведущие его. Перед специалистами и родителями стоят сложные и многогранные задачи работы с ребенком и друг с другом. Основная цель специалистов – это включение родителей в систематически активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей. Цель родителей заключается в создании благоприятных условий развития в семье и соблюдения основ коррекционной работы.

 Формы взаимодействия специалистов и родителей в коррекционном воспитании детей.

Л.В.Андреева в своей работе говорит о том, что объективной предпосылкой успешности воспитания детей с нарушениями слуха является согласованность действий сурдопедагога и родителей. Объединяя усилия в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся, мы можем достичь согласованной реализации целей и содержания образовательно-воспитательной деятельности.

Сотрудничество специальных образовательных учреждений и семьи проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития и привлечении их участию во внеурочной работе образовательных учреждений.

Л.В. Андреева в своей работе говорит о том, что деятельность образовательных учреждений I и II видов по оказанию помощи семье в воспитании, образовании и коррекции нарушенного развития учащихся предусматривает комплекс мер, включающих организационно- педагогическую работу, педагогическое просвещение и индивидуальную работу.

Организационно-педагогическая работа обеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным слухом. Формы реализации такой работы – общешкольные родительские собрания или конференции и классные (групповые) собрания, дни открытых дверей. Большое значение имеет деятельность общешкольных и классных родительских комитетов.

Педагогическое просвещение родителей представляет возможность родителям ознакомиться с системой специальных знаний, умений  и навыков, необходимых для успешного семейного воспитания в настоящем и ближайшем будущем. Лучшими формами организации педагогического просвещения являются университет для родителей и лектории по семейному воспитанию. Эффективной формой коллективной работы с родителями являются родительские конференции .

Индивидуальная работа школы с родителями необходима для согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Индивидуальная работа приводится в форме консультации и личных бесед.

Привлечение родителей к разным формам сотрудничества с коррекционными учреждениями – важное направление взаимодействия специальных школ и семьи. Их участие во внеурочной работе учащихся придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Форма и степень такого участия определяется их интересами, индивидуальными склонностями, способностями, наличием свободного времени.

Е.Г Речицкая также выделила в своей работе формы взаимодействия родителей и специалистов:

- коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей, конференции, дни открытых дверей;

- групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;

- индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.  

Г.А. Мишина в своей работе говорит о том, в организации коррекционно-воспитательного процесса  наиболее часто используются следующие формы организации взаимодействия семьи и специалистов:

- консультативно-рекомендательная;

- информационно-просветительская;

- практические занятия для родителей;

- организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

- психотерапия и псикоррекционная арттерапия;

- подгрупповые занятия.

Необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества родителей со специалистами.

Наиболее широко используется консультатвно-рекомендательная форма . В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей. С первой консультации начинается активное сотрудничество родителей и специалистов.

На индивидуальных занятиях мы можем осуществить личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составление индивидуальной программы работы с семьей.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу, что взаимодействие родителей и специалистов может осуществляться в разнообразных формах. Выбор форм зависит от целей и задач работы с семьей. Работа эта организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии воспитателей и учителей-предметников, а также психологов. Такое разнообразие форм взаимодействия помогает нам повышать педагогическую культуру родителей. Все эти формы не должны использоваться изолированно, а только во взаимосвязи. Это позволит объединить их в единую систему при оказании коррекционно-воспитательной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок с особыми возможностями здоровья в семье

Статья по теме "Ребёнок с особыми возможностями в семье"...

Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале содержится информация о стилях воспитания, ошибках, которые допускают родители в процессе воспитания детей с ОВЗ....

"Роль семьи в духовно - нравственном воспитании ребенка"

В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для норм...

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатора и наставника, который  помогает своевременно определить, предупредить и нейтра...

Трудности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются основные трудности и способы их преодоления в воспитании детей с овз...