"Сохранение психологического здоровья современного учителя"
статья по теме

Тишина Елена Владимировна

Здоровье учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_uchitelya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

1. Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога

2. Восстановление профессионального здоровья педагогов

Заключение

Список литературы

Введение

«Единственная красота, которую я знаю – здоровье».

Генрих Гейне

  В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье».

  Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Здоровье – понятие комплексное. По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

  Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого - медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

  Под профессиональным здоровьем понимается «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя». Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

  Рассмотрим данную проблему более подробно.

1. Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога

  Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость Митина Л.М., говорит о том, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Значимость и своевременность проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога отмечается Э.В. Чудновским. Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения.

  Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными тратами.     По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, «накопления тяжелых» форм неврозов, соматических проблем. Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются:

  1. нервные расстройства;
  2. сердечно-сосудистые нарушения;

3) остеохондроз;

          4) нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;

5)заболевания верхних дыхательных путей;

6)патология зрения;

7) у женщин — разнообразные гинекологические нарушения.

Но всё же  главный враг здоровья учителя — стресс,  а основополагающий элемент образовательной системы — урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 40 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» — одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько нелегких педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, поддержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки — все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности. Кроме того, любое деловое общение с людьми потенциально стрессогенно, особенно в наше время «конфликтов и страстей» и умение предупреждать возникновение стресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя.

  Как показывают исследования, большинство учителей – эмоционально неустойчивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки.

  Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение». У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

  Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья– физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

- высокий уровень ответственности;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

  Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

  Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен «учительской агрессии» (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).

  Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным. К.В.Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:

- диктаторский, безапелляционный тон;

- штампованные назидания;

- издевательские обращения;

- угрозы, запугивания.

  Профессиональное здоровье учителя определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

  Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья.

  Здоровье учителя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье учащихся. Это и есть один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

  Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя.

  Важным направлением считается работа, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самопринятии, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.

2. Восстановление профессионального здоровья педагогов

  Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания нейротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.

  В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.

  Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.

  Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.

  Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.

  И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.

 

Заключение

  И в заключении хочу дать советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни. Советы эти в основном предназначены женщинам, составляющим, безусловно, большую часть нашего педагогического коллектива и нуждающимся в особом внимании и заботе.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. 

  Лучший путь к успеху и сотрудничеству с коллегами — хорошее настроение и положительный подход к решению проблем. Положительные эмоции (так же как и отрицательные) заразительны. И друзья, и семья, и школьники будут вам благодарны за подаренную возможность взглянуть на мир с радостью. Известно также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.

   Стремитесь побороть страх.

  Жить со страхами — это форма психологической инвалидизации, постепенно поглощающей личность. Если самостоятельно не побороть нелепые страхи то, надо обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту.

Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.

  Всем необходимо какое-то время побыть в одиночестве, подумать о жизни, о себе, обдумать возникшие проблемы, просто расслабиться и отдохнуть.

Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

  Одно дело, помогать другим, когда это вам по силам, и совсем другое, когда друзья и сотрудники постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, если вы не сможете исполнить чью-то просьбу.

Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.

  Насилие над своими чувствами и внешними проявлениями требует значительных трат энергии и оставляет неприятный осадок.

Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.

  Нередко, проявляя педагогический профессионализм на работе, дома учитель забывает о том, чему учит других, и собственные дети учителей оказываются «пасынками» своих родителей, особенно склонных к гиперопеке. Дайте детям возможность быть самими собой и проявить себя, а не только оправдывать ваши надежды на них. Когда детям позволяют заниматься тем, что им нравится, растет их уверенность в себе и в своих силах, они получают несравненно больше радости от жизни, чем когда действуют по принуждению.

Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

  Ведь если другие верят в ваши возможности, то почему бы вам действительно не попробовать свои силы. Не упускайте таких возможностей, когда кто-то попросит вас о чем-либо или предложит что-то сделать.

Используйте возможность выступить с речью.

 Если вам представилась возможность выступить перед большой аудиторией, воспользуйтесь этим. Публичные выступления позволят не только потренироваться ясно и кратко выражать свои мысли — качество, необходимое для продвижения вперед, но и отойти от привычного стереотипа выступления перед школьниками.

Следите за фигурой.

Стройная фигура во многом определяет психологическое состояние женщины, служит хорошим примером для учеников. Кроме того, излишняя полнота, как известно, повышает вероятность гипертонии, нарушения обмена веществ и других заболеваний. Лучшее время для сбрасывания липших килограммов — летний отпуск.

Маленькие радости в ваших руках.

Стоит ли огорчаться из-за того, что вам редко дарят цветы, которые вы любите? Купите их сами, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшится настроение.

Не забывайте, что вы красивы.

На работе или дома несколько раз в день мысленно повторяйте себе: «Я — красивая!» И не забывайте подтверждать это внешним видом и поведением. Ваша любимая помада на губах плюс улыбка сделают вас просто неотразимой.

Список использованной литературы.

1. Школьный психолог №18.2001.

2. Психологическая газета. 1/2000.

3. И.Л. Шевцова «Здоровье педагога» М. 2003 г.

4. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сохранение психологического здоровья ребенка

Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...

сохранение психологического здоровья ребенка

Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...

"Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования".

Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования....

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья

Сущность понятия "психологическое здоровье".Значение полноценного эмоционального общения взрослого и дошкольника.Последствия неправильного воспитания....