Поговорим о дружбе
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Поговорим о дружбе

Цели:

развитие умений учащихся вести рассуждения;

формирование умений аргументировать свою точку зрения;

формирование нравственных качеств учащихся умение дружить, беречь дружбу.

Задачи: 1. Воспитывать умение общаться, дружить, уважительно относиться друг к другу,

2. Воспитывать доброжелательность

Аудитория: возраст детей 10 – 12 лет

Оборудование:

на доске название темы классного часа “ Поговорим о дружбе”;

круг с надписью “друг”, для составления цветка “Дружбы”;

проектор;

магнитофон;

диск с лучшими детскими песнями: “Если с другом вышел в путь”, “Настоящий друг”

памятки “законы дружбы”;

конверт с пословицами;

смайлики желтые, синие.

Использованы: словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения. Присутствуют, групповые, формы организации познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentaciya_1pogovorim_o_druzhbe.pdf1.71 МБ
PDF icon prezentaciya_2_vse_o_druzhbe.pdf1.02 МБ
Файл pogovorim_o_druzhbe.docx262.29 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий Автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

МБОУ «Мыскаменская начальная школа –  детский сад»


 

                                                                                                                                   

 

                                                                                             

                                     

Подготовил

Педагог – психолог:  Злыгостева Ольга Александровна

с. Мыс Каменный, 2013

Цели:

  • развитие умений учащихся вести рассуждения;
  • формирование умений аргументировать свою точку зрения;
  • формирование нравственных качеств учащихся умение дружить, беречь дружбу.

Задачи: 1. Воспитывать умение общаться, дружить, уважительно относиться друг к другу,

    2. Воспитывать доброжелательность

Аудитория:  возраст детей  10 – 12 лет

Оборудование: 

  • на доске название темы классного часа “ Поговорим о дружбе”;
  • круг с надписью “друг”, для составления цветка “Дружбы”;
  • проектор;
  • магнитофон;
  • диск с лучшими детскими песнями: “Если с другом вышел в путь”, “Настоящий друг”
  • памятки “законы дружбы”;
  •  конверт с пословицами;
  • смайлики желтые, синие.

Использованы: словесные (беседа),                                                                                                        практические (тренинги),                                                                                                    игровые методы обучения. Присутствуют, групповые, формы организации познавательной деятельности.        

I. Организационный  момент.                                                                                                        Создание эмоционального настроя на работу.

Ведущий:                                                                                                                                                            Ребята, у нас сегодня много гостей!                                                                                                  Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и поздороваемся!                                       

Друг на друга посмотрели:                                                                                                                             И тихонечко все сели.  Я рада  видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом.                                  

II. Стадия вызова.

Ведущий:    А чтобы тему классного часа узнать, Нужно нам  кроссворд отгадать.

Кроссворд:

1.Хозяин лесной                         

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной. (Медведь)

2.Водяные мастера

Строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины,

 А к нему ещё плотину.  (Бобры)

 3. В лесу у пня с утра беготня,

    Народ рабочий с утра хлопочет.  (Муравьи)

4.С неба звездой, в ладошку – водой.   (Снежинка)

5.Стоит Антошка на одной ножке.         (Гриб)

6. Из горячего колодца через нос водица льется.   (Чайник)

1. м

е

д

в

е

д

ь

2. б

  о

б

р

ы

3. м

у

р

а

в

ь

и

4. с

н

е

ж

и

н

к

а

5. г

р

и

б

6. ч

а

й

н

и

к

Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, и я думаю, что вы уже догадались, о чём мы будем говорить.     Прочитайте ключевое слово.                                                                                                                                И о чём же ребята мы сегодня с вами поговорим    (о дружбе)

Правильно!                                                                                                                                        1. Мы поговорим о дружбе, выясним, что такое дружба:                                                                                                                  2. Узнаем кого можно назвать настоящим другом, какими качествами должен обладать настоящий друг;                                                                                                                                                                                                                   3.Узнаем секреты дружбы.

III. Знакомство с понятием “дружба”        

Ведущий: Дружба же - это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники.  

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

  • Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
  • Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.                  
  • Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.      

Дружба – близкие отношения основанные на взаимном доверии,    привязанности, общности интересов.

  • Настоящий друг –  это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
  • Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться  со своим другом всем, что сам имеет.
  • Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
  • Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
  • Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

А сейчас я предлагаю послушать стихи о дружбе

Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей
Спросила я, у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы боятся, не нужно
А после спросила я у девочки:
Дружба – что такое?
Радостное большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и штат, и дети!

Скажут все ,кто юн и смел:

 Мы с тобой живем на свете

Если есть друзья на свете-

Все прекрасно, все цветет

Даже самый сильный ветер,

 Даже буря не согнет.

Мы и в дождь , и в снег, и в стужу

 Будем весело шагать.

 При любой погоде дружим-  

Дружбы этой не порвать  

И любой из нас ответит.

Скажут все ,кто юн и смел:

 Мы с тобой живем на свете

 Кто в дружбу верит горячо.

  Кто рядом чувствует плечо  

Тот никогда не упаде  

 В любой беде не пропадет

 А если и споткнется вдруг,

 То встать ему поможет друг!

 Всегда в беде надежный друг

 Ему протянет руку.

Если б капли не дружили,

Как тогда бы лужи жили?

Как бы реки потекли?

Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,

Как бы песню мы сложили?

Как бы птицам распевать?

Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

Существуют  пословицы о дружбе. Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Закончи пословицу:

  • Нет друга – ищи, а нашёл   -  береги
  • Друзья познаются в … беде
  • Старый друг лучше… новых двух
  • Не имей сто рублей, а … имей 100 друзей
  • Один за всех и ………………(все за одного)
  • Друг познаётся……………….(в беде)

Молодцы!                                                                                                                                                      Какая общая тема пословиц? (Тема дружбы)                                                                                                       А как вы понимаете слово “дружба”?                                                                                                         (Ответы детей) :    1.Общаются между собой (Общение)                                                                                                                      2. Играть друг с другом.   (Игры)                                                                                                                             3. Есть общие интересы: ходят на кружки, секции.  (Интересы)                                                                            4. Доверяют друг другу свои секреты.     (Доверие)                                                                                                           5. Понимать друг друга, уважать.

Ведущий: Ребята, а давайте сейчас отгадаем  загадки о дружбе

Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить?  Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест из юношеского журнала “Gool”. На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.

Мы в беде друг другу помотаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская... (дружба)

На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг)

Что, подружка, предлагаю

Нашу ссору позабыть.

Шаг навстречу совершаю,

Я хочу с тобой дружить.

Перестань, подружка, злиться,

Предлагаю... (помириться)

  

«Жених и невеста»

Зовут меня с Маринкой,

Придумали ребята

Нелепую дразнилку.

Если трудно помириться,

Если слов не подобрать,

Нужно больше не сердиться

И стишочек рассказать.

Забудутся дразнилки,

Коль скажешь ты... (мирилку)

Мы теперь уж не друзья,

Ты ушел, в обиде я.

Не на шутку разругались,

Друг на друга обозвались,

Ну а я теперь грущу.

Приходи, тебя прощу.

Согласись, ведь из-за вздора

Выросла вот эта... (ссора)

Говорят, что мы похожи.

Отвечаем: «Ну и что же?».

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Говорят, что мы болтушки...

Ну и что! Ведь мы... (подружки)

Если друг пока не близкий,

То, пожалуй, он не друг.

Вдруг свершит поступок низкий

Иль откажет в просьбе вдруг.

А пока я с ним общаюсь,

Много общих с ним вещей.

В друга сам я превращаюсь

Из числа... (товарищей)

Он за партою одной

Целый год сидит со мной.

Карандаш мне, ручку даст,

Никогда скучать не даст.

И его надежней нет,

Он по парте мой... (сосед)

Этим словом называются

Все, кто вместе обучаются.

Товарищи, друзья, проказники,

Конечно, это... (одноклассники, одногрупники)

 Ребята, а вы умеете дружить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест из юношеского журнала “Gool”. На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.

Тест «А вы умеете дружить»?  

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья… 

А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.
С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь? 

А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу? 

А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья? 

А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты …..

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Оценка результатов теста. 

Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.

А

В

С

1

0

3

6

2

6

0

3

3

6

3

0

4

0

6

3

5

6

3

0

6

3

0

6

7

6

3

0

0–20 баллов:  Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них не плохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21 – 33 балла: Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34 – 48 баллов: Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю!

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и попробовать изменить себя. Помните: “Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

        Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера. Сейчас мы с вами  поиграем. Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами.

Составление цветка  “Дружбы” из нравственных качеств настоящего друга.

Цветок «Дружбы». Игра – тренинг «Ромашка»

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок “Дружбы”. У нашего цветка нет лепестков. С вашей помощью они появятся. Готовы  начать игру. Первое качество:        

Появляются лепестки со словами.                                                                                        

честность,                   вранье

доброта,                      верность

грубость,                     взаимовыручка

предательство,           драчливость

справедливость,         задиристость;

ответственность         сострадание.

Нравственные качества  настоящего друга.

- Посмотрите, ребята, из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.            – Вам нравиться?

-  Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Ответы детей)

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри,                        но и внешне

Всё в мире существует по правилам и законам, есть законы и для дружбы.

Сейчас мы познакомимся с ними, и если вы согласны, мы их примем и будем выполнять.

Давайте прочитаем  законы дружбы.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.

  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  • Не обманывай друга.
  • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
  • Не предавай своего друга.
  • Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Ведущий: Спасибо! Вы согласны с этими  законами дружбы? (ответы детей)

Дети: Принимаем их? (Да.)

 Ведущий: Эти законы я оставляю  вам  и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы.        

VII. Рефлексия.

- Что полезного для себя вы взяли с этого  классного час?                                                                                   - Что вам понравилось больше всего?                                                                                                         - Кому классный час понравился, поднимите жёлтые смайлики.                                                             -А кому не очень - поднимите синие смайлики.

- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

   Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!

 Звучит песня «Ты, да, мы с тобой»»                                                                                                                                                                

       

Литература

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.- Ростов на Дону:Феникс, 2002.
  2. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
  3. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.: Генезис, 1997.
  4. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
  5. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
  6. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
  7. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.
  8. Свмоукина Н.В. Игры, в которые играют… – Дубна, ИЦ “Феникс”, 19996.      
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"

Цели:побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;формировать ...

Поговорим о дружбе

Классный час на тему Дружба...

Классный час во 2 классе «Поговорим о дружбе»

выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся; ...

Поговорим о дружбе

Классный час во 2 классе...

Класный час "Поговорим о дружбе..."

Актуальность выбранной темы:дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в на...

Классный час "Поговорим о дружбе"

Цель классного часа - расширить понятие о настоящей бескорыстной дружбе. К конспекту прилагается презентация, карточки....

Классный час "Поговорим о дружбе"

По результатам проктной деятельности проводится классный час, на котором дети повторяют всё, что узнали о дружбе....