Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
презентация к уроку на тему

Орлова Екатерина Васильевна

В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов исследования, направленных на изучение восприятие педагога и оценку школьной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к тексту1.55 МБ
Microsoft Office document icon Текст выступления47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением ОДА Докладчик: Орлова Екатерина

Слайд 2

Проводимые методики Методика «Весёлый – грустный» (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) «Проективная методики для диагностики школьной тревожности» (А.М.Прихожан) Методика «Образ педагога» Методика «Нравится – не нравится»

Слайд 3

Тест “ Веселый - грустный ” Проведение исследования: Детям предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?». А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петров­на...». Что дальше сказал Петя?». Предлагаются также ситуации с веселым мальчиком, вер­нувшимся из школы.

Слайд 4

Тест “ Веселый - грустный ” Обработка данных: Ответы детей распределяют по 4 типам. «Отметка»: веселый — потому что учительница поста­вила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т.д. «Непосредственные отношения с учителем»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т.п. «Учитель — уроки»: учительница (воспитательница) за­болела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому типу относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия). «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания, на трудность (легкость) задания, наличие или отсут­ствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п.

Слайд 5

Полученные результаты (грустная ситуация)

Слайд 6

Полученные результаты (веселая ситуация)

Слайд 7

Диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) Инструкция: «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам . Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. Ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке лицо - веселое, грустное или нейтральное». ● ● радостное нейтральное печальное

Слайд 8

Диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) Примеры тестовых картинок Вариант для девочек Вариант для мальчиков

Слайд 9

Полученные результаты

Слайд 10

Методика “ Образ педагога ” Инструкция 1: «Прочитайте внимательно предложенные качества педагога. Оцените по 6 балльной системе лучшего педагога . Самое важное для Вас качество лучшего учителя получит оценку баллов, чуть менее важные - 5, 4, 3, 2 балла и наименее важное – 1 балл».

Слайд 11

Методика “ Образ педагога ” Инструкция 2: «Теперь оцените по той же 6 балльной системе плохого учителя , вначале слова в первой колонке, затем – во второй и далее – в третьей. Самое важное для Вас качество плохого учителя получит оценку 6 баллов, чуть менее важные - 5, 4, 3, 2 балла и наименее важное – 1 балл».

Слайд 12

Методика “ Образ педагога ” Носитель знаний Привлекательный как личность Отношение с учениками Умный Понятно объясняющий Опытный Достойный примера Любит свою профессию Последовательный Добрый Здоровый Молодой Строгий Целеустремленный Оптимист Понимающий Справедливый Вежливый Общительный Любит детей Уверенный в себе

Слайд 13

Полученные результаты (выставление максимального балла) Носитель знаний Привлекательный как личность Отношение с учениками Умный – 13 чел Понятно объясняющий – 0 чел Опытный – 3 чел Достойный примера – 1 чел Любит свою профессию – 1 чел Последовательный – 1 чел Добрый – 6 чел Здоровый – 5 чел Молодой – 1 чел Строгий – 2 чел Целеустремленный – 2 чел Оптимист – 3 чел Понимающий – 6 чел Справедливый – 1 чел Вежливый – 1 чел Общительный – 1 чел Любит детей – 6 чел Уверенный в себе – 4 чел Носитель знаний Привлекательный как личность Отношение с учениками Умный – 12 чел Понятно объясняющий – 3 чел Опытный – 0 чел Достойный примера – 0 чел Любит свою профессию – 2 чел Последовательный – 2 чел Добрый – 12 чел Здоровый – 3 чел Молодой – 0 чел Строгий – 2 чел Целеустремленный – 1чел Оптимист – 1 чел Понимающий – 4 чел Справедливый – 1 чел Вежливый – 3 чел Общительный – 1 чел Любит детей – 8 чел Уверенный в себе – 2 чел Массовая школа Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида

Слайд 14

Методика «Нравится – не нравится» При проведении данной методики в течение недели ребенку каждый день показывают три схематических лица, которые нужно выбрать. Радостная рожица означает, что человек испытывает приятные и веселые чувства, он очень доволен Печальное - что человеку очень грустно, у него плохое настроение или он чем-то очень не доволен Нейтральное - что человек не испыты­вает ни печальное ни радост­ное чувство в сильной степени, у него ровное отношение. Выясняется отношение детей к: Классный руководитель Школа Одноклассники

Слайд 15

Методика «Нравится – не нравится» (оценки кл. руководителю) Суммарная оценка Р 18 4 18 16 8 Н 0 1 1 2 8 П 1 14 0 1 3 Суммарная оценка Р 7 6 14 7 12 Н 0 4 4 9 4 П 12 9 1 3 3 Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида Массовая школа

Слайд 16

Количественный показатель и качество оценки кл. руководителю

Слайд 17

Динамика эмоциональных состояний в аспекте кл. руководитель

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Экспериментально доказано, что содержание представлений об учителе, положительный опыт взаимодействия с ним - влияет на формирование эталонов поведения школьников,

определяет способ общения, который они выбирают в контактах с окружающими, отражается на развитии их личности, становлении характера, на формировании у школьников позиции как субъектов учебной деятельности (П.Р.Галузо, 1986; Н.Д.Демина, 1976; Х.Э. Лахт, 1982; ЖЛендел, 1979; Л.И.Мнацаканян, 1975; Т.Н.Мальковская, 1977; М.П.Пикельникова, 1970; Н.Г.Полехина, 1972 и др.).

Особое значение имеет общение с учителем для младших школьников. Ведущей деятельностью в данном возрасте становится учебная, а учитель как центральная фигура всего учебного процесса занимает главенствующее место данного возрастного периода. Особенно в школах-интернатах, где учащиеся большую часть времени проводят под наблюдением и опекой учителей и воспитателей.

В олигофренопсихологии рассматриваются отдельные аспекты процессов восприятия педагога учащимися (О.К.Агавелян, 1995; Р.И.Горожанкина, 1977; Ч.Б.Кожалиева, 1995; Н.Н.Морозова, 1995; Т.И.Янданова, 2000).

Применительно к детям с задержкой психического развития (ЗПР) работа О.К.Агавеляна (1995), посвященная отдельным аспектам восприятия учителя подростками с ЗПР.

2004, Масленникова, Наталья Викторовна – Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития

2997, Хахалкина, Ульяна Викторовна - Особенности эмоционального восприятия учителя учащимися школы VIII вида

Мною было проведено исследование по оценке восприятия педагога и оценке к школьной ситуации у учащихся начальной школы на базе 2 учреждения:

  1. у лиц обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VI вида г.Москва
  2. у учащихся средней общеобразовательной школы г.Юбиленый Московской области

Каждая из групп насчитывает выборку 19 человек.

СЛАЙД 2

Испытуемый проходили тестирование по 5 методикам. Первый две индивидуальные, три фронтальные.

СЛАЙД 3

(описание веселый - грустный…)

СТАЙД 4

Полученные ответы распределяются по 4 типам.

Анализируя полученные результаты, составим диаграммы.

СЛАЙД 5

Проанализируем полученные результаты в случае с грустным мальчиком…

Как видно на диаграмме ученики массовой школы больше и сильнее переживают ситуацию неудачи во взаимодействии с классным учителем на предмет оценки их деятельности.

В случае детей с нарушением ОДА на первый план также выступает значимость оценки учителя, но уже в меньшей степени, нежели в массовой школе. Стоит отметить тот факт, что показатели значимости Непосредственного отношения с учителем и показатель Учитель — уроки, которые предполагают более эмоционально близкие взаимоотношения между учителем и учащимся у воспитанников с нарушением ОДА выше, чем у нормы.

СЛАЙД 6

Рассмотрим далее результаты в случае с веселым мальчиком…

Показатель ответов в массовой школе по типу Оценки со значительным перевесом виден на диаграмме. Данный показатель характеризуется тем, что ведущий вид деятельности – учебный, и у учащихся максимально выражено стремление к положительно оценке своей деятельности (Характернее ответы для данного типа – Поставила 5, Поставила две 5, 5 за диктант).  

СЛАЙД 7

Следующая методика на изучение школьной тревожности.

На стимульных картинках были изображены различные школьные ситуации взаимодействия ученик-ученик, учник-учитель, класс-ученик и ряд других. Вот пример картинок.

СЛАЙД 8

Отдельно картинки для мальчиков и девочек, чтобы было проще было идентифицировать себя с персонажем представленным в тоё или иной ситуации.

Составим диаграмму полученных ответов…

СЛАЙД 9

Как видно из диаграммы количество печальных лиц в коррекционной школе незначительно больше, чем в массовой. Но стоит отметить тот факт, что для интерпретации использовались не 12, а 10 картинок, а 1 и 12 картинки являлись буферными, и в теории Прихожан говорилось о том, что в норме ребенок дает в последней 12 картинке  лицо, и только в редких случаях , на что стоит обратить внимание.

В результатах коррекционной  школы у 7 детей  лицо, в случае массовой школы 0.

Ответы: заблудился в школе, пришел в школу, плохо прошел день в школе, не может одеться, трудно повесить вещи.

Данные результаты показывают то, что в коррекционной школе общий фон настроения учащихся и отношение к школьной ситуации ниже, а уровень тревожности выше чем у детей из массовой школы.

СЛАЙД 10

Следующая методика – Образ педагога. Учащимся предлагалось вспомнить лучшего, по их мнению педагога, с которым они взаимодействовали и худшего педагога.

СЛАЙД 11

Обговорю факт, имевший место быть во время процедуры тестирования.

В коррекционной школе, на просьбу вспомнить педагога-учителя-воспитателя-дефектолога-психолога-логопеда, который по их мнению был худший. У ряда учеников данная инструкции вызывала бурный протест и реакцию негативизма в выполнении данного теста, аргументируя свое поведение тем, что – Все учителя хорошие!

Данная реакция показывает некритичное принятие педагога как центральной фигуры, проводя параллель, схожее отношение в процессе онтогенеза дети испытывают к матери – безоценочное принятие.

В массовой школе таких случаев не было.

СЛАЙД 12

На данном слайде показаны качества, которые предлагалось оценивать.

Далее представлены сводные таблицы полученных результатов по массовой и коррекционной школе на предмет выставления качеству максимального балла.

СЛАЙД 13

Более подробный анализ по результатом данной методики будет освещен в квалификационной работе.

СЛАЙД 14

Методика Нравится – не нравится, направленная на изучение динамики изменения качества эмоционального состояния на протяжения недели в аспекте оценки: Школы, Кл.руководителя и Одноклассников.

Рассмотрим более подробно динамику отношения учащихся к классному руководителю.

СЛАЙД 15

На данном слайде приведены сводные таблицы по результатам отношения к кл.учителю в массовой и коррекционной школе.

Обозначения: Р-радостное лицо, Н-нейтральное, П-печальное. В таблице приведены показатели за неделю с ПН по ПТ. Цветом выделено максимальное количество выражаемой эмоции в день.

СЛАЙД 16

Составим теперь диаграмму общего количества выражаемого эмоционально состояния к учителю в целом за неделю.  

На данной диаграмме видно, что в коррекционной школе отношение учеников к кл.учителю более позитивное и радостное, нежели в массовой школе.

СЛАЙД 17

Исследуя динамику изменения отношения учащихся к кл.учителю в течение недели я условно обозначила нейтральную эмоцию за 0, радостную за +1, а печальную за -1. И после построила график динамики эмоционально отношения за неделю.

Как видно из графика, в массовой школе динамика положительная, а в коррекционной представляет собой пилообразную кривую с динамикой к понижению эмоционального фона в аспекте ученик-учитель.

Данную динамику  отношение учащихся к учителю можно объяснить некритичной оценкой учащихся к педагогу (это было показано в результатах 1 теста) и с совершенствованием достоверности оценки личностных качеств педагога в глазах учащихся на протяжении обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы  психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...

Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Основные цели и задачи коррекционного обучения:1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.2.Формирование представлений о се...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего  образования учащихся  с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.4)...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...