"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы
статья (1 класс) по теме

Анисимова Татьяна Юрьевна

  Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам.

 На протяжении многих лет родители школьников обеспокоены вопросом, как помочь своему ребенку в обучении. И не просто помочь, а сформировать из обычного школьника успешную личность.

 Каждый ребенок уникален и обладает определенным потенциалом. Задача родителей и педагогов, как  полноправных участников образовательного процесса, в тесном сотрудничестве и совместными усилиями раскрыть потенциал каждого ребенка и развить его до максимально возможного уровня. При этом, научив ребенка самостоятельно управлять процессом своего развития и обучения.

 Развитие личности в современной системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. И овладение учащимися универсальными учебными действиями  создает предпосылки для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и умениями.

 В данной статье рассматривается уровень развития регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на примере МБОУ гимназии № 9 г.Тольятти и представлены рекомендации для родителей и педагогов по их формированию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyki_samoorganizatsii_anisimova_t.yu_.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальных классов

«Навыки самоорганизации»

Анисимова Т.Ю. педагог-психолог

ГБОУ ДПО РСПЦ г.Тольятти

  Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам.

 На протяжении многих лет родители школьников обеспокоены вопросом, как помочь своему ребенку в обучении. И не просто помочь, а сформировать из обычного школьника успешную личность.

 Каждый ребенок уникален и обладает определенным потенциалом. Задача родителей и педагогов, как  полноправных участников образовательного процесса, в тесном сотрудничестве и совместными усилиями раскрыть потенциал каждого ребенка и развить его до максимально возможного уровня. При этом, научив ребенка самостоятельно управлять процессом своего развития и обучения.

 Развитие личности в современной системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. И овладение учащимися универсальными учебными действиями  создает предпосылки для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и умениями [1,с.3].

 В данной статье рассматривается уровень развития регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на примере МБОУ гимназии № 9 г.Тольятти и представлены рекомендации для родителей и педагогов по их формированию.

         В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Один из видов универсальных учебных действий выделяют регулятивные.

На ступени начального  образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  7. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

     В октябре 2014 года  в МБОУ гимназии № 9 г.Тольятти была проведена психологическая диагностика с целью определения уровня развития регулятивных учебных действий у учащихся 1-х классов.

  Уровень развития регулятивных учебных действий оценивался по методике «Зрительно-моторный гештальт тест» Л. Бендера. И были получены следующие результаты: в каждом классе в отдельности и по параллели 1-х классов в целом большинство учащихся (76%) показали средний уровень развития регулятивных действий.  Остальные (24%) учащиеся показали низкий уровень развития регулятивных действий. Учащихся с высоким уровнем развития регулятивных действий не было выявлено (0%) (Приложение 1.).

  Также был проведен Тест Тулуз-Пьерона для выявления уровня развития волевой саморегуляции, как одного из критериев регулятивных учебных действий 1-классников. Было выявлено следующее: 8% учащихся показали низкий уровень сформированности волевой саморегуляции, 78 % - средний уровень (норма) и 14 % - высокий уровень. При оценке скорости работы учащихся было выделено преобладание (38 % ) средней скорости при высоких показателях точности (30%-высокий уровень точности, 40%-очень высокий уровень точности) (Приложение 2.). Что свидетельствует о повышении точности работы за счет снижения скорости. Также среди тестируемых были выявлены учащиеся с низкими и очень низкими показателями скорости и точности. При этом процент учащихся с низким уровнем волевой саморегуляции достаточно невысок. И при коррекционной работе может еще снизиться.

    Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П. Я. Гальперин, 2002).

Критериями оценки ориентировочной части являются: наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом); характер ориентировки (свернутый – развернутый, хаотический – организованный); размер шага ориентировки (мелкий пооперационный блоками; предвосхищение конечного результата); характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).

Критериями оценки исполнительной части являются: степень произвольности (хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действия в соответствие с планом); характер сотрудничества (тесно совместное, разделенное, самостоятельное выполнение действия).

Критериями контрольной части выступают: степень произвольности контроля; характер контроля; характер сотрудничества (тесно совместное, разделенное, самостоятельное выполнение действия).

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий: принятие задачи; план выполнения, регламентирующий неоперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; контроль и коррекция; оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче); мера разделенности действия (совместное или разделенное); темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Перечисленные функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности (Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова, 2006).

       Важную роль в формировании регулятивных действий имеет самооценка. Она выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований человека к самому себе. Поэтому необходима коррекционная работа в случае завышенной или заниженной самооценки с целью приближения ее к норме.

 Общение является важным средством развития саморегуляции. Необходима организация учебного сотрудничества в системе учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик. Особенно эффективно в этом случае будет совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы школьника. При этом важно в процессе общения и сотрудничества придерживаться правил эмпатии, принятия и уважении личности каждого человека. Посредством совместной деятельности с другими людьми впоследствии и формируется саморегуляция и самоуправленческие навыки личности. Широкое поле для формирования универсальных учебных действий предоставляет не только система общего образования, но и система дополнительного образования детей. В кругу сверстников и единомышленников, объединенных единой учебной целью обучение ребенка и формирование учебных действий становится наиболее эффективным.

 Также выявлено, что более успешные школьники имеют более высокие навыки самоорганизации, чем менее успешные. Важными составляющими самоорганизации являются такие параметры, как целеполагание, самоконтроль, планирование, волевые усилия и анализ ситуации. В ситуации школьного обучения одним из методов, предоставляющих широкие возможности для развития этих качеств является метод проектной деятельности.

  Оценка и самооценка играет важную роль в развитии рефлексии и саморегуляции. Для тренировки самоанализа и самооценки полезно использовать на уроках и подготовке домашнего задания листы самоотчета (Приложение 3.). Таким образом, стимулируя ученика на дальнейшее обучение при наличии низких оценок по какому-либо параметру оценки. При этом необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и планировать деятельность по преодолению этих неудач.

 Для формирования умения планировать свою деятельность можно использовать задание на составление режима дня и дальнейшего его применения. При последующем анализе параметров режима (сон, еда, занятия в школе, прогулка, развлечения, транспорт) и времени, которое на них затрачено, возможно изменение своего режима дня в пользу более желаемого за счет увеличения времени на более важные параметры и уменьшения на менее значимые.

     Таким образом, формирование регулятивных учебных действий возможно достичь в разных видах  деятельности  обучающихся, которые  адекватны младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности  относятся:

  • учебное сотрудничество (групповая деятельность, работа в паре);
  • индивидуальная деятельность;
  • творческая деятельность;
  • трудовая деятельность (самообслуживание, общественно-полезный труд,  социально значимые акции);
  • спортивная деятельность.

Регулятивные универсальные учебные действия являются ключевой компетентностью личности. И от развития данных умений зависит успешность личности не только в процессе учебной деятельности, но и в жизни целом.

Список литературы

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011.-159с.
  2. Соболева А.Е.,Емельянова Е.Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку.-СПб.:Питер,2009.-128с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/Под ред. А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение,2008.-151 с.

Приложение 1.

Результаты оценки уровня развития регулятивных учебных действий по методике «Зрительно-моторный гештальт-тест» Л.Бендера %

Показатели

1 «А» класс

1 «Б» класс

1 «В» класс

1 «Г» класс

1 «Д» класс

% от всей параллели

Ниже нормы (высокий уровень)

0

0

0

0

0

0

Норма

75

96

52

86

71

76,0

Выше нормы (низкий уровень)

25

4

48

14

29

24,0

Приложение 2.

Тест Тулуз-Пьерона

Уровень сформированности волевой саморегуляции, %

Уровень

% от всей параллели

Низкий

3

11

11

7

7

8

Средний

86

74

74

68

86

 78

Высокий

11

15

15

25

7

 14

Оценка скорости, %

Скорость

% от всей параллели

Очень низкая

14

15

7

11

25

14

Низкая

36

33

41

11

25

 29

Средняя

32

37

30

46

42

 38

Высокая

14

11

11

21

4

 12

Очень высокая

4

4

11

11

4

 7

Оценка точности, %

Точность

% от всей параллели

Очень низкая

11

15

21

14

7

14

Низкая

7

0

0

0

0

 1

Средняя

25

7

19

14

11

 15

Высокая

36

26

30

33

25

 30

Очень высокая

21

52

30

39

57

 40

Приложение 3.

Карта самоотчета

В ходе занятия я …

Узнал (научился) что-то новое

Ждал своей очереди

Работал вместе

Спрашивал / помогал

Решал проблемы

Делал правильный выбор

Проверял свою работу

Таблица оценки  письменной работы

Задача. Уровень выполнения.

Выполнено

Выполнено частично

Не выполнено

Наличие ошибок.

Ошибок нет

1-2 ошибки

3 и более ошибок.

Почерк (разборчивый и аккуратный)

хороший

средний

плохой

Оформление работы

хорошее

среднее

плохое

Объем работы

достаточный

средний

маленький

Методика «Недельные отчеты»

  • Чему я научился за эту неделю?
  • Какие вопросы остались для меня неясными?
  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?