Родительское собрание. Оказание помощи учащимся в обучении. («Как первокласснику помочь стать внимательным»).
материал (1 класс) по теме

Дубова Наталья Викторовна

Разработка состоит из сценария родительского собрания (9 стр.) и презентации(10 файлов). Сценарий разработан в форме родительского всеобуча, его проводят кл.руководитель совместно с психологом. Цели:

1.            Познакомить родителей с особенностями внимания младших школьников.

2.            Ознакомить родителей с результатами экспресс-диагностики, направленной  на определение произвольного внимания учащихся данного класса.

3.            Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

Достоинства: 1.постоянный диалог родителей с психологом и кл.руководителем; 2.в игровой форме родители знакомятся с методами и приемами развития внимания первоклассников, что дает им возможность данные навыки в воспитании собственных детей.

Просмотр презентации осуществляется в конце мероприятия. Она  содержит информацию рекомендательного характера для родителям, которую  после просмотра можно обсудить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_rodit._sobranie.rar715.79 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Оказание помощи учащимся в обучении

(«Как первокласснику помочь стать внимательным»).

     Цели:

  1. Познакомить родителей с особенностями внимания младших школьников.
  2. Ознакомить родителей с результатами экспресс-диагностики, направленной  на определение произвольного внимания учащихся данного класса.
  3. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

Форма проведения:

Психолого – педагогический всеобуч.

Участники:

      Классный руководитель, родители учащихся 1-го класса, педагог-психолог.

Оборудование:

  • выставка литературы, посвящённая  развитию внимания и других познавательных процессов личности ребенка (Приложение 1);
  • листы с описанием игровых упражнений для развития внимания;
  • техническое оборудование для показа слайдов;
  • оборудованные игровые места для трех родительских групп стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
  • реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы.

Ход собрания:

 I. Подготовительный этап:

  • Проведение анкетирования родителей (Приложение 2).

Провести экспресс – диагностику особенностей внимания учащихся данного класса (Используются методики: Методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской и «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).

II. Вступительное слово классного руководителя

      Уважаемые родители! Занимайте места за синим, красным или зеленым столом (это три рабочие группы участников собрания). Тема нашего собрания звучит так: «Как первокласснику помочь стать внимательным». Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

    Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

   Сегодня мы с вами поговорим об особенностях процесса внимания у младших школьников, обсудим результаты экспресс-диагностики, которая была направлена на изучение особенностей внимания учащихся нашего класса и познакомимся с методами и приемами развития внимания первоклассников.

     Разрешите собрание считать открытым.

Предлагается слово психологу.

III. Слово психолога

     А) Уважаемые родители, предлагаю вам продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это …» (задание делается родителями по группам, время-3 минуты).

      Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Педагог-психолог обобщает мнения участников собрания.

    Б) Педагог-психолог озвучивает результаты анкетирования родителей и результаты экспресс-диагностики детей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

      Итак, успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

         Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки...

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки...

     Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание?

         Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.

         Концентрация внимание – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

         Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

         Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

        Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

       Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

        Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.      К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

IV. Психологический практикум

      Группам родителей раздаются листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 20 минут каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр группа демонстрирует.

Игровое упражнение «Полслова за вами»

        Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игровое упражнение «Кто внимательный».

      Необходимо  внимательно  прослушать   сказку «Лисенок  и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л»

      В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и  лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого –  льва на лыжах и лошадь в лодке Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.  –--– Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, кок он лепит и грустно сказал: - Я ведь тоже - ть – Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось... Ничего – Ничего сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Игровое упражнение «Запрещающее движение» (можно использовать на физкультминутке)

        Ход игры: Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им  движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Варианты: 1.Движения не показывают, а только называют. Это  способствует формированию мышления и зрительно-моторной  координации.  2. Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.

Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить».

      Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках — экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.

Но дворе трава – но траве дрова.

Архип осип. Осип охрип.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Наш Полкан попал в капкан.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.

Мокрая погода размокропогодилось.

Ткач ткет ткани на шапку Тане.

Бобр добр до бобрят.

Ушел косой козел с козой.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.

Игра « Сколько чего?»

       Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся, но букву «к» или «т», или «с» Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Долее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.

Игра «Повтори быстро».

        Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка»

–Ну, начали! Повторите – «стол».

Играющие говорят: «Стол».

– Повторите – «окно».

Играющие говорят: «Окно».

– Скажите — «улица». Быстро – «кошка» и тд.

Игра «Построй в темноте» (можно играть всем членам семьи)

         На столе лежат 10—12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

Игра «Кто быстрее соберет»

     Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.

Игра «Зеркало»

      Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

V. Презентация представленных на выставке книг и статей.

VI. Заключительный этап.

    А) В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям (смотреть  презентацию):

Помогите Вашим детям стать внимательными:

– приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

– играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

– научитесь играть в спортивные и подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание;

– учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом;

– занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Б) Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

В) Классный руководитель и педагог-психолог благодарят родителей за активное участие в собрании, и желает успехов в воспитании детей.

Г) Педагог-психолог предлагает родителям записаться на индивидуальные консультации.

     

Литература

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.
  5. Планирование воспитательной работы в классе \ Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.
  7. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания,  мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008.
  8. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.
  9. Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  10. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. 2003 № 3.
  11. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация. – М.: Просвещение, 1981.

                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список рекомендуемой литературы:

(для родителей)

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб: Питер, 2009. – 398 с.
  2. Венгер Л.А.  Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание. – 1970. – №4. – 289 с. – с. 263-267
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.   Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. – с.12.
  4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. –  № 6. – 190 с. – с. 62-68
  5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – Соб. соч., Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с. – с.363-381, 381-395, 454-465.  
  6. Готовность к школе: Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Наука, 1995. – 119 с.
  7. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 1998. – 144 с
  8. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания// Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959. – 483 с.
  10. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / В кн.: Хрестоматия по детской психологии:  от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М: МПСИ, 2001. – 384 с.
  2.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества. – М.: Академия, 1999.
  3.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М.:Педагогика, 1988.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
  5. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006.  
  6. Эльконин Д. Б.  Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

                                                                           

                                                                               

                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Анкета «Внимателен ли ваш ребенок?»

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

• Да;

• трудно сказать (и да, и. нет);

• нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

• Да;

• трудно сказать (и да, и нет);

• нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Родителям о внимании и внимательности""

Разработка собрания с упражнениями по развитию внимания учащихся в домашних условиях. Предлагается памятка для родителей....

родительское собрание "Знаем ли мы своих детей или зачем нужно развивать внимательность?"

Родительское собрание для родителей учащихся начальных классов или среднего звена.  цель родительского собрания:  создание условий для  осознания роли родителей в жизни ребёнка. задачи:...

Родительское собрание. "Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида."

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Родительское собрание "Роль микроклимата в семье для успешного обучения ребёнка. Как помочь стать ребёнку внимательным"

Знакомство родителей с факторами, влияющими на  успешность обучения, значимостью проблемы развития детского внимания. Методы и приёмы развития  внимания...

Родительское собрание в 1 кл. Устный журнал "Родителям о взаимопонимании и внимательности"

Устный журнал на тему:«Родителям о взаимопонимании и внимательности» Цель: способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.Задачи:1.    Создать д...

Выступление на родительском собрании: «Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида»

В выступлении раскрывается проблематика склонности подростков к суициду и родителям  даются рекомендации по оказанию профилактической помощи детям....

Конспект родительского собрания «Оказание первой помощи»

Цель: подготовить родителей к осознанию важности и  оказанию первой помощи .Задачи: -повысить уровень знаний родителей и обучить их алгоритму чётких и быстрых действий по оказанию первой помощи;-...