рекомендации студентам на период практики
статья по теме

Кузьмина Валентина Валерьевна

научная работа содержит рекомендации студентам-педагогам на период прохождения школьной практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_studentam_1.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА

Психолого-педагогический факультет

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

                      РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЗАСТЕНЧИВЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

   

Выполнила:

слушатель программы

«Преподаватель высшей школы»

Кузьмина Валентина Валерьевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

Глубокова Е.Н.

Санкт-Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА 1. Адаптация застенчивых первоклассников в учебном процессе

§1.1  Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической науке

§1.2 Особенности адаптации к школе застенчивых первоклассников

§ 1.3 Характеристика психолого-педагогического сопровождения адаптации к школе застенчивых первоклассников

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………

ГЛАВА II.  Методические рекомендации для студентов по работе с застенчивыми первоклассниками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ.

Поступление в школу – не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От благополучного адаптационного периода в значительной мере зависит эмоциональное состояние ребенка, его последующее отношение к школе, успешность дальнейшей социальной деятельности.

Приход в первый класс сопряжен с необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям жизнедеятельности. Приспособление к образовательному учреждению происходит на трех уровнях: физиологическом, социальном и психологическом. Физиологическая адаптация выражается показателями состояния здоровья младших школьников, психологическая  определяется активностью ученика, его индивидуальными особенностями, личностная – принятием роли школьника.

Среди негативных факторов, затрудняющих адаптацию, большинство ученых называют индивидуальные психологические особенности первоклассников, одним из которых является застенчивость. Это личностная характеристика, будучи высоким эмоциональным напряжением, наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка, препятствует успешному протеканию адаптационного периода. Застенчивые дети подвержены частым негативным переживаниям (депрессия, тревожность, низкая самооценка и одиночество), на уроках бояться задавать вопросы, имеют мало друзей и часто ограничены в общении.

Несмотря на значимость проблемы, ей не уделяется достаточного внимания. В науке довольно мало исследований, посвященных застенчивым детям (Белоусова А.Б. , Галигузова Л.И., Зимина И. А., Куницына В.К. и др.), хотя проблема застенчивости и порожденных ею трудностей коммуникации является актуальной для нашего времени. Она мешает детям радоваться общению со сверстниками, не дает чувствовать себя полноценным членом общества из-за всевозможных комплексов, создает препятствия для успешной адаптации к школе. Взрослые должны быть очень внимательными  к детям,  в такой значимый, переломный этап жизни – поступление в школу.  Важно понимать, как лучше помочь первоклассникам, какие условия необходимо создать, чтобы содействовать их освоению в новой школьной среде.

Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика, помогать преодолевать адаптационные трудности. От учителя, во многом зависит успешность привыкания первоклассников к учебному заведению. Опыт в осуществлении данной деятельности необходим будущим преподавателям еще на студенческой скамье, ведь в институте студенты ходят на школьные практики, да и в начале своей профессиональной деятельности каждый учитель должен четко знать, как помочь своим ученикам.

Актуальность проблемы, её социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Рекомендации студентам на период практики «проблемы адаптации застенчивых первоклассников в учебном процессе»

Цель исследования: изучение адаптационных проблем застенчивых первоклассников, разработка методических рекомендаций  для студентов по сопровождению застенчивых младших школьников.

Объект исследования: особенности адаптации к школе застенчивых первоклассников.

Предмет исследования: методические рекомендации студентам по психолого-педагогическому сопровождению застенчивых первоклассников.

Задачи исследования:  

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу литературе по проблеме адаптации к школе застенчивых первоклассников изучить опыт по организации психолого-педагогического сопровождения застенчивых первоклассников;
  2. разработать методические рекомендации для студентов по организации психолого-педагогического сопровождения застенчивых первоклассников.

        Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций  для студентов на период практики.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Общий объем работы 28 страниц (без приложений и списка литературы).

ГЛАВА 1. Адаптация застенчивых первоклассников в учебном процессе

§1.1  Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической науке

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему  его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса.

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако, психолого-педагогическое сопровождение первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда. В  связи  с этим целесообразно выделить следующие виды адаптации: учебную, организационную, психофизиологическую, социально-психологическую.

Психофизиологическая адаптация – это приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, связанным с целым комплексом условий, оказывающих различное влияние на первоклассника. В первую очередь это известная монотонность  учебного процесса, удобного рабочего места и т.п.

Необходимо упомянуть и об организационной адаптации родителей первоклассников. Они имеют свой опыт  школьной жизни и автоматически переносят систему требований, особенности организации учебного процесса из своего детства в сегодняшний день. Школа – достаточно консервативная организация, однако и она подвержена изменениям. Важно, чтобы родители были ознакомлены с теми правилами, по которым функционирует современная школа, осознали их целесообразность и приняли их к исполнению.

Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они  «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.  В связи с этим в рамках организационной адаптации следует особо выделить  адаптацию ребенка к системе оценивания.

Традиционно много внимания уделяется вопросам адаптации ребенка к учебной деятельности. Сегодня часто можно услышать мнение, что самое важное – это не знания, а умение быстро и при минимуме затрат их добывать. Научиться учится – сложная задача. Многие дети к концу первого класса так и не овладевают элементарными приемами самоорганизации  усвоения знаний, умений и навыков. Педагоги и родители в большинстве случаев ориентируются на получение результата в учебной деятельности: беглого чтения, написания букв и слов и т.д. Первоклассники в борьбе за результат чаще всего интуитивно, стихийно  осваивают приемы добывания и закрепления знаний. Не всегда эти приемы эффективны. Успешная адаптация к учебной деятельности предполагает приобретение практических знаний и навыков, позволяющих быстро и качественно, с наименьшими усилиями выполнять учебные задания.

Наконец, нельзя игнорировать социально-психологический аспект адаптации, т.е. привыкание ребенка к одноклассникам, учителям и техническому персоналу. Социально-психологическая адаптация -  не усвоение групповых норм, но и перестройка системы ценностных ориентаций, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально-психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения.

Ответ на вопрос, какой аспект адаптации имеет большее значение, достаточно прост - все ее аспекты должны находиться в постоянном взаимодействии,  поэтому  процесс психолого-педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.  Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка.

§1.2 Особенности адаптации к школе застенчивых первоклассников

Известно, что застенчивость – явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это покажется преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Многие люди отмечают, что в определенные периоды своей жизни были застенчивы, и лишь немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью.

Застенчивость, как отдельное, самостоятельное свойство личности, практически не изучалось в отечественной психологии, за исключением нескольких работ (Белоусова А.Б. , Галигузова Л.И., Зимина И. А., Куницына В.К. и др.). В большей степени данная проблема изучалась в англо – язычной психологии.

В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало « легкий испуг». « Быть застенчивым » значит быть человеком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости ». «Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий» застенчивый индивидуум может быть «необщительным и склонным к уединению» или, с иной точки зрения, «казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией». Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей».

В русском языке, согласно Этимологическому словарю русского языка, слово «застенчивый» стало употребляться с середины 18 века, образовано оно от глагола «застень», в русских говорах употреблялось как «застенить – затенить». В словаре В.И. Даля «застенчивый» толкуется как «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий».

В психиатрии застенчивость считается социальной фобией, основными проявлениями которой являются постоянный иррациональный страх и желание любым способом избежать ситуаций, в которых человек подвергаются пристальному вниманию со стороны окружающих.

Шилова Т.Л., Медведева И. Я. трактуют застенчивость как «комплекс неполноценности, помноженный на эгоцентризм». Истинно застенчивый человек сосредоточен на своих переживаниях, сам не делает шагов навстречу другим людям, ему кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить.

Е. А. Панько Е.А. [22] среди факторов, влияющих на адаптацию, выделил индивидуально-психологические особенности ребенка, где обратил внимание на сформированность навыков общения, развитие уровня самооценки, психологические черты ребенка. Одной из таких характеристик является застенчивость (Карпенко В.[35] , Галигузова Л.И. [15], Макшанцева Л.В [42], Репина Т.А. [57] и др.). Она имеет две составляющие – поведенческие проявления и субъективные переживания. ЕЕ источники могут быть разными, но мы ориентируемся на представление застенчивого ребенка о самом себе, отношение к оценке взрослых (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий, недостаток социальных навыков общения и неуверенность в себе [19].

В школе ученик должен  активно взаимодействовать с одноклассниками, учиться общению с ровесниками. И если ребенок не умеет правильно налаживать контакты с окружающими, его удел – одиночество. Обучать первоклассника необходимыми способами общения, вовлекать в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и  родителей, которые, зачастую не уделяют ей должного внимания. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки, которая облегчает процесс привыкания к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Как было отмечено ранее, застенчивым школьникам свойственна низкая самооценка и, к сожалению, часто сами учителя являются причиной ее снижения, считая, что дети всегда должны быть спокойными, безынициативными, пассивными. Порой желание учителя, чтобы в классе царила полная тишина, доводит до абсурда. Об этом свидетельствуют такие отжившие установки прошлых лет как: «Детей должно быть не видно, не слышно» или «Ты можешь говорить, только тогда, когда тебя спрашивают», что для застенчивых учеников является губительным. Окрики: «Сиди спокойно!», «Замолчи!» еще больше усиливают их застенчивость. Школа учит многому: быть тихим, спокойным, ответственным, слушать и правильно выполнять задания, упуская важное умение любить и ценить самого себя. Ученики часто не чувствуют опоры со стороны педагога в своих начинаниях, в попытках активного вовлечения в школьную жизнь. Даже когда им удается преодолеть застенчивость и принять участие в общем обсуждении, они не получают учительской помощи и поддержки. Часто застенчивые, но способные дети бывают недооценены в интеллектуальном плане. Учительское равнодушие по отношению к таким детям может привести к тому, что в будущем ученики уже не станут обращаться к нему за помощью.

Застенчивость является препятствием на пути получения новых знаний. Из-за высокой концентрации на своих внутренних переживаниях они не могут уделять достаточного внимания процессу получения новой информации. Тем самым снижаются темпы переработки этой информации в голове у ребенка. Данные симптомы могут привести к потере учебной мотивации.

Для определения адаптационных трудностей застенчивых первоклассников, необходимо выделить критерии застенчивости и их влияние на адаптацию.

ТАБЛИЦА 1

Эмоциональный дискомфорт

при встрече и в ходе общения с посторонними (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование)

Боязнь любых публичных выступлений

Боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации)

Избирательность в контактах с людьми

предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднение в общении с посторонними

Ориентированность на оценку окружающих

постоянно обдумывает свое поведение, зацикливается на этом, начинает бояться людей

 Повышенная тревожность

основной предпосылкой того, что у ребенка в дальнейшем может развиться застенчивость, и педагогу важно обратить внимание на такого ребенка

Отсутствие коммуникативной компетентности

не могут изменять стратегии взаимодействия в нужном направлении для достижения определенной цели в общении

Таким образом, мы можем говорить о том, что застенчивым школьникам присущи такие адаптационные трудности как: затруднение в приспособлении к школьному коллективу (в связи с отсутствием коммуникативной компетентности), сложности в принятии новой социальной позиции (последствие заниженной самооценки) и  наличие школьных страхов (под влияние повышенной тревожности).

Не остается сомнений, что застенчивость, как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта, показывает внутреннее отношение ребенка к самому себе, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ученика со сверстниками и взрослыми, влияет на характер приспособления к школе.

§ 1.3 Характеристика психолого-педагогического сопровождения адаптации к школе застенчивых первоклассников

Целенаправленное оказание помощи первоклассникам в первые месяцы обучения в школе требует создания определенных психологических и педагогических условий, где особенно важно обеспечение их подлинного единства, которое должно найти свое выражение в соответствии с требуемой поддержкой личности. Такое соответствие весьма динамично, ведь помощь необходимо оказывать одновременно значительному количеству первоклассников. С одной стороны, ее успешность возможна лишь в том случае, если берутся в расчет адаптационные сложности, характерные (общие) для большинства детей,  а с другой – необходимо учитывать их различия. Основной смысл и трудность достижения подлинного единства психологических и педагогических условий адаптации и заключается в весьма подвижной и диалектичной, по своей природе, меры соответствия общего и индивидуального на протяжении всего адаптационного периода. В контексте нашего исследования стоит задача создания таких психолого-педагогических условий успешного приспособления к школе, которые будут эффективны для застенчивых младших школьников. Для ее решения необходимо осознание проблем таких детей. Индикатором трудности адаптации застенчивых младших школьников являются негативные изменения в поведении: это может быть плаксивость, замкнутость, эмоциональное напряжение, постоянные беспокойства, нежелание идти в школу, чувство страха, и тд. Именно эти особенности служат критерием для создания эффективных психологических и педагогических условий.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

  1. Составление оптимального режима школьной жизни первоклассников;
  2. Создание предметно-пространственной среды;
  3. Формирование учебно-познавательной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей застенчивых первоклассников;
  4. Организация внеучебной деятельности, предполагающая создание коррекционно-развивающей программы;
  5. Просвещение родителей.

Только комплексный подход в организации психолого-педагогических условий, будет являться гарантом их эффективности.        

Рассмотрим каждое условия в отдельности.

Организация режима школьной жизни первоклассников предполагает составление оптимального годового календарного графика, позволяющего равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников. (Приложение № 1)

Создание предметно-пространственной среды подразумевает обеспечение каждого первоклассника удобным рабочим местом  в классе, предполагающее возможность организации разностороннего взаимодействия участников образовательного процесса (диалог, полилог, сотрудничество и др.).

Формирование учебно-познавательной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей застенчивых первоклассников способствует снижению уровня тревожности, позволяет  осуществлять избегание стрессовых ситуаций, дает возможность повысить самооценку (ситуации успеха), и мотивацию застенчивых учеников. (Приложение №2)

Организация внеучебной деятельности, предполагающая создание коррекционно-развивающей программы, которая  направлена на развитие уверенности застенчивых учеников  в собственной ценности; формирование положительных стратегий вербальных и невербальных взаимодействий с участниками образовательного процессе, позволяющих развивать коммуникативные умения; освоение основных способов релаксации, с целью снижения тревожности.  (Приложение № 3)

Просвещение родителей, организованное для ознакомления с особенностями застенчивых и детей и изучению возможности оказания помощи и поддержки таким детям. (Приложение № 4)

Соблюдение описанных психолого-педагогических условий поможет застенчивым ученикам успешнее адаптироваться к школе.

ВЫВОДЫ ПО  I ГЛАВЕ

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации к школе, в частности застенчивых первоклассников показало, что:

  • В науке школьная адаптация рассматривается как процесс вхождения (приспособления) в непривычную ситуацию развития;
  • Чаще всего трудности адаптации проявляются в трех сферах: во взаимоотношениях с учителем и общении с одноклассниками, в неадекватном уровне самооценки, и, как следствие, в низком уровне мотивации
  • Застенчивость, как свойство личности во многом обуславливает поведение человека, влияет на характер приспособления к школе
  • Характерными особенностями застенчивых первоклассников является
  • застенчивые младшие школьники имеют специфический набор

повышенная тревожность, заниженная самооценка, низкий уровень (или отсутствие) развития коммуникативных способностей

  • Психолого-педагогические условия адаптации призваны решить проблемы первоклассников, связанные с трудностями приспособления к образовательному учреждению.

ГЛАВА II.  Методические рекомендации для студентов по работе с застенчивыми первоклассниками

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

1.Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут  запомнить, поэтому всем педагоги и работникам  школы лучше носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники  в течение сентября тоже следует носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2.Рассказ о себе. «Раскрыть»  каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах.

3.Вхождение в коллектив.  Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними беседы по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни можно предложить детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

5. Общее дело. Ничто так не сплачивает  коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья.  Поэтому имеет смысл предложить родителям новую школьную традицию – семья может пригласить педагога в гости.  В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях.  Это позволит ребенку полнее  раскрыться, а впоследствии – легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной адаптации первоклассников может включает в себя следующие мероприятия:

-  Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.

-  Создание сайта  «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы. На сайте должна быть страничка педагогов, так и учеников. Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их;

- Реакция родителей на оценку. Оценка – новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа  проводится в первые дни сентября;

- Создание методической копилки игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяют  задействовать различные группы мышц, снять усталость;

- Создание благоприятных эргономических условий в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей. Легко  и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно.  Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка необходимо индивидуальные консультации.

Адаптация первоклассника в  школе должна быть комплексной. Организационный, социально-психологический психофизиологический, и учебный аспекты должны являться неотъемлемой частью модели процесса адаптации в каждой школе.

Очень полезны для застенчивых первоклассников игры - драматизации. По мнению некоторых ученых (Шишова Т.Л., Рудестам К. и др.) вживание в образ разных героев способствует самовыражению, раскрепощению эмоциональной сферы ребенка, положительно влияет на динамику адаптационного процесса. (Приложение 5).

Таким образом, представленные методы работы с застенчивыми первоклассникам, будут являться хорошим подспорьем для студентов на период школьной практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Игры-драматизации для застенчивых первоклассников.

Робот

Цель игры : повысить самооценку застенчивого ребенка.

Возраст : для детей 5–9 лет

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, – тормошила мама героя. – Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел, и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам – как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя – их можно растянуть на несколько «сеансов» игры, но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра – это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же им все-таки жить дальше... (Эту стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках).

Для коррекции проблемы страха быть оцененным в невыгодном свете или быть отвергнутым можно также поиграть с ребенком в игры, где малыш сам будет оценивать и отвергать, а взрослый или другие дети будут теми, кто с этим справляется. Для подобных игр можно воспользоваться сюжетами сказок, например, «Дюймовочка» (встреча Дюймовочки с майскими жуками) и «Гадкий утенок» (ситуация на птичьем дворе) Г. Х. Андерсена, «Мальчик-звезда» О. Уальда (когда мальчик-звезда стал безобразным, и его отвергли товарищи) и т. д. Проигрывая сцены отверженности, надо обязательно заканчивать сказку счастливым концом.

Подобные игры можно проводить с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Перед началом таких игр следует вспомнить сюжеты сказок, а затем разыграть указанные эпизоды. Напомним те сюжеты, которые можно использовать для обыгрывания.

Гадкий утенок

Цель игры : повышение самооценки.

Возраст : для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для игры можно использовать элементы сценических костюмов.

Сначала проигрывается ситуация отвержения на птичьем дворе. Дети проигрывают роли жителей птичьего двора.

«Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: „Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!“ А мать прибавляла: „Глаза бы на тебя не глядели!“ Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою». Но вот утенок вдруг перебежал двор и перелетел через изгородь! Маленькие птички испуганно выпорхнули из кустов.

«Меня испугались – вот какой я безобразный», – подумал утенок и пустился наутек, сам не зная куда».

Далее взрослые совместно с детьми вспоминают дальнейшее течение событий, а конец вновь проигрывают. Это ситуация встречи гадкого утенка с лебедями. Участвующие в игре дети теперь исполняют роли гордых лебедей.

«И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, а те, завидев его, тоже устремились к нему.

– Убейте меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти.

Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной темно-серой птицей, а лебедем (игра сопровождается соответствующими выразительными движениями)!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца. Теперь он был рад, что перенес столько горя: он лучше мог оценить своё счастье и всю красоту, что его окружала. Большие лебеди плавали около него и гладили его клювами».

В дальнейшем и застенчивому ребенку можно поручать роль отверженного утенка, но обязательно с проигрыванием счастливого конца.

Путешествие по лесу

Цель : развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

Возраст : для детей среднего и старшего дошкольного возраста

В игре принимают участие четное количество детей. Все участники делятся на пары, и задания выполняются одновременно обоими детьми, которые при этом держатся за руки. Играть можно как в помещении, так и на уличной площадке.

Ведущий предлагает погулять по лесу.

– Как хорошо в лесу. Птички поют (звучат голоса птиц), солнышко пригревает. Но вот путь преграждает ручей. Как же через него перебраться? Так вот же мостик!

Задание 1. «Перейди через ручей».

На полу нарисованы две линии, имитирующие ручей. Через этот «ручей» перекинут мостик (ставится скамейка). Задача каждой пары пройти по скамейке, не расцепляя рук.

– Ну вот, ручей преодолен, и можно продолжить путь.

Задание 2. «Бурелом».

– Но вот опять преграда: непроходимый бурелом.

По комнате разложены мячи, играющие роль поваленных деревьев. Дети в парах должны собрать все мячи, также крепко держа друг друга за руки.

– Тропинка свободна. В путь (звучит музыкальное сопровождение).

Задание 3. «Наполни лукошко».

– Вот мы вышли на полянку. Как здесь красиво, какие чудесные колокольчики и ромашки растут на этой поляне. А вот смотрите: земляника. Давайте наполним наши лукошки.

Детям раздаются корзинки. На полу разложены красные бумажные кружки – это земляника. Дети, опять же парами, собирают кружочки в корзинки.

– Как славно мы погуляли. Нам пора возвращаться домой.

Подобную игру можно организовать в виде соревнования между парами. Предлагаем вариант такого соревнования.

Веселая эстафета

Цель : учить взаимодействию с другими детьми.

Возраст : для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В игре принимают участие четное количество детей, объединенных в пары. Задания выполняются одно за другим. Побеждает та пара, которая быстрее справится со всеми заданиями. Одновременно соревнуются две пары. Проигравшая пара выбывает из соревнования. Дети, составляющие пару, все задания выполняют, держа друг друга за руку.

Задание 1. «Пройди по дорожке».

По залу расставлены в два ряда стулья. Задача пар – как можно скорее дойти до конца своего ряда, при этом каждый раз, добегая до стула, обегать его вокруг.

Задание 2. «Наполни корзину».

В одной стороне зала стоит пустая корзина, в другой – наполненная теннисными мячиками. Задача каждой команды – перенести мячики из одной корзины в другую, при этом руки нельзя расцеплять. Дети могут брать только один мячик и держать его в руке, не прижимая к туловищу.

Задание 3. «Меткие стрелки».

Перенесенными мячиками дети должны попасть в мишень. Задание выполняют поочередно, но опять же держась за руки. За каждый промах снимается одна секунда штрафа.

Задание 4. «Узкая тропинка».

Держась за руки, дети должны пройти по гимнастической скамейке.

Та пара, которая победила в эстафете, выходит во второй круг и опять продолжает соревнования. Если участников много, то можно по жребию определить соревнующиеся пары, затем провести полуфинал и финал («малые олимпийские игры»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Некоторые советы для студентов.

Столкнувшись с выходом на практику, я поняла, что практически нигде нет никаких данных о том, что предстоит практикантам. Возможно, написанная мною статья мало кому поможет, но студентам-педагогам ста...

Методические рекомендации для подготовки студентов к летней педагогической практики в ДОЛ «Формула успеха»

Летняя педагогическая практика представляет собой самостоятельную работу студентов с детьми в условиях летних каникул в оздоровительных лагерях, в трудовых объединениях школьников, во внешкольных учре...

Рекомендации детям в период самоизоляции

В материале представлены рекомендации детям о том, что делать, если  испытываешь беспокойство из-за коронавируса......

Рекомендации родителям в период самоизоляции

В материале представлены рекомендации родителям о том, как себя вести с детьми в период самоизоляции....

Рекомендации педагогам в период самоизоляции

В материале представлены рекомендации педагогам о том, как  поддержать психическое здоровье  и благополучие свое и детей во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании реко...

Рекомендации родителям в период адаптации первоклассников

Рекомендации  родителям в период адаптации первоклассников...