Методические рекомендации для подготовки студентов к летней педагогической практики в ДОЛ «Формула успеха»
методическая разработка на тему

Летняя педагогическая практика представляет собой самостоятельную работу студентов с детьми в условиях летних каникул в оздоровительных лагерях, в трудовых объединениях школьников, во внешкольных учреждениях. Как всякий вид деятельности, летняя педагогическая практика имеет свои особенности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Методические рекомендации для подготовки студентов к летней педагогической практики в ДОЛ

«Формула успеха»

Выполнила: Лемтюгина Евгения; Корчак Дарья

 группа 41; 45

Челябинск, 2015

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летняя педагогическая практика создает реальные условия для формирования профессионально-педагогических умений по организации воспитательной работы с детьми в летних условиях, формирования профессионально-педагогической направленности и качеств социально активной личности будущего учителя.

Летняя педагогическая практика представляет собой самостоятельную работу студентов с детьми в условиях летних каникул в оздоровительных лагерях, в трудовых объединениях школьников, во внешкольных учреждениях.

Как всякий вид деятельности, летняя педагогическая практика имеет свои особенности.

Так, например, в период практики в школе студент приходит в уже сложившийся классный коллектив, имеющий свои традиции, обычаи, свою систему личных взаимоотношений и зависимостей. В условиях же оздоровительного лагеря предстоит большая работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива.

Важной особенностью летней педагогической практики является то, что она осуществляется в самых разнообразных воспитательных учреждениях.

Студенту-практиканту необходимо иметь в виду, что выбор средств, форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленных целей. Предпочтение надо отдавать не количеству видов деятельности, а их сочетанию, качеству подготовки и проведения, учитывая возникающие при этом взаимоотношения в коллективе. От опыта вожатых – студентов-практикантов, от их знаний, умений, отношения к делу во многом зависит, будет ли ребятам интересно в лагере, приобретут ли они полезные навыки, укрепят ли здоровье.

Перед выездом в лагерь надо тщательно продумать содержание работы с учетом современных требований и направлений.

 Основная цель педагогической практики – формировать у студентов готовность к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в условиях ДОЛ.

Задачи педагогической практики:

1) интегрировать знания, приобрести умения и навыки самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях ДОЛ;

2) сформировать необходимые профессиональные компетенции и личностные качествах воспитателя, вожатого в ДОЛ;

3) овладеть содержанием и различными формами, и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;

4) развивать ответственное и творческое отношение к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков.

В результате прохождения практики студенты должны знать:

− особенности оргазиционно-педагогической работы в ДОЛ;

− специфику проявления возрастных особенностей детей и подростков;

− технологию организации коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания;

− педагогические требования к организации режима, активного отдыха, проведению санитарно-гигиенической работы, охране жизни и здоровья детей;

− возможности индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.

Прохождение практики предполагает сформированность у студентов умений и навыков:

− навыков определения цели и задач оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в ДОЛ;

− планирования оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;

− создания условий для развития самодеятельности детей и подростков; 

− организации самоуправления в коллективе; 

− организации разнообразной деятельности детей и подростков;

− установления педагогически правильных отношений с детьми;

−  охраны жизни и здоровья детей и подростков;

− педагогического осмысления и анализирования опыта педагогической деятельности.

Рекомендации студенту-практиканту по организации воспитательной работы в летний период.

Нельзя переоценить благотворное влияние летнего периода на ребенка любого возраста. Постоянное пребывание на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество радостных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами и другими необходимыми организму веществами пища, относительная свобода поведения - все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил.

Воспитательно-образовательная работа летом осуществляется в процессе общения с природой, посредством игр, художественной и двигательной деятельности, посильного труда.

Лето - наиболее благоприятный период для организации всестороннего, глубокого, эмоционально окрашенного общения ребенка с миром природы. Проводя на прогулках и экскурсиях разнообразные наблюдения, опыты, экологические игры и развлечения, молодой воспитатель помогает каждому ребенку глубже ощутить, осознать его неотъемлемое единство с природой.

Особой заботы требует и здоровье детей. Основная задача летнего периода - общее оздоровление детского организма. Прогулки, экскурсии, походы, игры, использование природных условий позволяют значительно расширить двигательные возможности детей, обогатить их двигательный опыт. 

Не менее важно и состояние психического здоровья ребенка. Во многом оно определяется сложившимся стилем взаимоотношений между детьми, между ребенком и молодым воспитателем. Что нужно ребенку? Пусть мимолетное, но постоянное ваше внимание. Пусть мимоходом, но обязательно ежедневная «доза» похвалы. Это облегчит тот душевный и физический дискомфорт, который испытывает ребенок, оторванный от семьи.

Дети чрезвычайно чувствительны к языку человеческого поведения, обращенного к ним. Не читайте нравоучения ребенку, когда он устал или расстроен, а прежде всего утешьте его. Начав работать с группой детей, постарайтесь быстрее понять характер и возможности ребят и «расстановку» сил в группе. Относитесь к детям не как к группе воспитуемых объектов, а как к сложным, самостоятельным личностям, индивидуальностям.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Вожатый подчиняется непосредственно начальнику лагеря.

Вожатый обязан:

  • подчиняться распоряжениям администрации лагеря, руководителя практики;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка;
  • нести личную ответственность за здоровье и благополучие вверенных ему детей;
  • присутствовать на педсоветах и планерках;
  • не покидать территорию лагеря без уведомления руководства;
  • не оставлять детей одних вне территории лагеря;
  • организовывать полноценную жизнедеятельность детского коллектива;
  • вести своевременную отчетность по практике.

Студент-практикант имеет право:

  • иметь выходные в соответствии с трудовым кодексом РФ;
  • отказаться от прохождения практики в роли подменного вожатого или воспитателя;
  • обратиться за помощью к администрации лагеря и руководителям практики;
  • принимать самостоятельные решения;
  • выступать на педсоветах.

РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ О ПРАВИЛАХ

В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены

должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом. Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети впервые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...". Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

Как зовут всех вожатых?

Какого цвета у них глаза?

Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.

Выглядеть это может так:

1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

3. Умеет ли плавать шеф-повар?

4. Как зовут старшую вожатую?

5. Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

6. Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

7. Какого цвета скамейка возле медпункта?

8. Любимый цвет начальника лагеря.

9. Сколько окон в спортивном зале?

10. Сколько ступенек при входе в лагерь?

11. Что нарисовано на верандах нашего лагеря?

12. Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

13. Сколько дверей в музыкальном зале?

14. Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

15. Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны...

ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ОТРЯДА

Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой- либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию. Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление - визитку. Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления.

ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК

Как правило, впервые дни делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся вся "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает. Уголок обязательно должен содержать: название отряда девиз отряда отрядная песня расписание кружков распорядок дня (лагерный и отрядный) списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схему типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили); списки именинников текущей смены адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места) грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены). Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода): "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере); поздравление с приездом; законы лагеря; адрес лагеря; наказ ребят прошлой смены; первые песни, лагерная песня; план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

Структура смены

Организационный период

Этот период длится 3–5 дней с начала смены. В нем важно приучить детей к режиму, к правилам, которые неизбежно существуют, дать им понять, что они находятся в коллективе. В этот период важно выполнять строго все режимные моменты, научиться не опаздывать. Помните, если вы не сможете добиться выполнения правил в этот период, потом уже не сможете никогда. Также очень важно выявить формальных и неформальных лидеров коллектива, найти с ними общий язык и заручиться их поддержкой. Лучше, если у вас будет развита система «помощников», каждый из которых отвечает за интересную ему сферу (независимо от возраста).

Основной период

В этот период важно сформировать дружный коллектив и организовать деятельность его так, чтоб каждый его участник получал удовольствие. Особенно важно следить за появлением замкнутых микрогрупп — это когда компания из нескольких человек общается только между собой, не контактируя со всеми остальными — и стараться их разбивать путем организации общей деятельности с другими детьми. Обращайте внимание на аутсайдеров, дружите с лидерами. Перестройтесь на то, чтоб входить в положение ребенка и не допускайте необъясненных и непонятых правил. Постоянно общайтесь и разговаривайте со старшими детьми, играйте с младшими. Постарайтесь создать позитивную, творческую атмосферу. Опирайтесь на лидеров, давайте поручения всем детям. Самых непослушных, как правило, можно сделать помощниками. Ничего не делайте сами, но все — вместе с детьми. Всю неприятную работу делайте наравне с детьми. Побольше хвалите, поменьше ругайте. Помните, дети приехали в лагерь отдохнуть, но отдохнуть активно.

Заключительный период

Наступает за 3–4 дня до конца смены. Вся строгость в эти дни должна вернуться: дети при ощущении скорого уезда могут захотеть чего-то нахулиганить (обмазать товарища пастой, нарисовать на стене корпуса граффити, оставить след потомкам на своей кровати). Важно объяснить, что все испорченное имущество будет взыскано с родителей или исправлено собственными руками ребенка. Обмазывания зубной пастой нужно исключить: паста — это очень сильный аллерген, и при неблагоприятных условиях может оказаться очень опасна. В последний день пасту можно вообще изъять и выдавливать каждому перед сном прямо на щетку. Иногда помогает при вопросах о «цыганской» и «королевской» ночах с абсолютно серьезным видом сказать, что их отменили. Вожатым старших отрядов нужно помнить, что некоторые дети захотят последнюю ночь отметить. Вам нужно быть очень внимательным и при малейших подозрениях жестко пресечь попытки. В последнюю ночь осуществляется круглосуточное дежурство в старших и средних отрядах.

Не менее важны педагогические моменты. В эти дни коллектив уже сформирован и важно подбить некоторые итоги, вспомнить с ребятами ваши хорошие моменты, обязательно обменяться контактами и договориться о встрече в онлайне.

Список литературы

  1. Загвязенский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник. – М.: Академия, 2012.
  2. Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере / Т.В. Титкова. – Ростов н/Д, 2003.
  3. У штурвала лагерной смены: метод, рек. По работе с детьми в оздров. лагерях: в 2ч. Ч. 1-2 / Под ред. Л.А. Романиной. - Тамбов, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму

В рекомендациях представлены требования к организации процесса письма, а также упражнения на укрепление мышц руки  и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости....

Методические рекомендации "Правила поведения во время летних каникул" для детей и их родителей

Летние каникулы отличаются большим количеством свободного времени у детей. Их отправляют в село к дедушке и бабушке, посылают отдыхать в детский лагерь или санаторий. Дети подолгу гуляют на улице, куп...

Методические рекомендации для воспитателей и специалистов «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА»

Методические рекомендации для воспитателей и специалистов «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА»...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Представление опыта работы по теме "Практикоориентированная направленность сотрудничества учителя начальных классов и студентов в условиях педагогической практики"

Представление опыта работы по теме "Практикоориентированная направленность сотрудничества учителя начальных классов и студентов в условиях педагогической практики" в областном семинаре "...

Примерная характеристика на студента-практиканта по педагогической практике в школе

Примерная характеристика на студента – практиканта по педагогической практике в школе (специальность «Преподавание в начальных классах»)....