Психологические основы построения урока
консультация по теме

Компоненты,на которые стоит обратить внимание при построении любого урока в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskie_osnovy_postroeniya_uroka.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы построения урока

Урок — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность педагога и обучающихся . Чтобы эта совместная деятельность проходила с наибольшей пользой и для педагогов и для обучающихся — каждый  урок  планируется, представляется, анализируется.  В процессе и результате такого анализа педагог  получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.

 При построении занятия особое внимание уделяется трем основным компонентам:

1.        Построение занятия в целом

Какие показатели надо учитывать?

1)Психологический настрой на занятие (доля спонтанности и педагогического воздействия), т.е. Каким образом педагог сумел настроить детей на занятие?

- использование игровых организационных моментов

2)Соотношение монологического и диалогического общения. Это соотношение  может проявляться   в:

- преобладании  речи педагога

- преобладании  речи детей

- или равное соотношение

3)Соответствие форм и методов занятия возрастным особенностям обучающихся

4)Соответствие темпа и уровня сложности занятия возрастным особенностям обучающихся

5) Смена учебной деятельности. Дети устают, они неусидчивы. Материал воспринимается лучше, если формы и методы меняются.

 6)Обобщение и рефлексия. (Какие знания получили, что они запомнили больше и лучше всего, что им понравилось)

Рефлексия  - (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Вот некоторые примеры рефлексии, которые можно использовать на уроке..

-Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Они выбирают и комментируют.

-У учащихся две карточки: желтая  и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

- «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

-«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

-эмоционально-художественная рефлексия

 Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением,  другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

- Эмоционально -музыкальная концовка.

 Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная,  восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный  фрагмент, который соответствует их настроению.

- Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

7)Оснащенность занятия средствами, оптимизирующими учебную деятельность обучающихся

8)Психологический климат на занятии. (При хорошем настроении работоспособность и педагога и обучающихся повышается). Сюда относятся: дружелюбие, увлеченность, продуктивность, доброта, теплота, сотрудничество, удовлетворенность, успешность.

2.При построении учебной деятельности обучающихся нужно стараться обращать внимание на:

1) Позиция обучающихся:  активная — субъекты учебной деятельности действуют по внутреннему убеждению (проявляют свою инициативу) или пассивная - объекты, исполнители целей и задач педагога

2) Организация ситуаций успеха, повышение самооценки (ты это сможешь, у тебя получиться)

3) Преобладающее на занятии самочувствие и настроение группы (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, мажорность)

4)  Раскрепощенность или скованность

5) Отношение  к педагогу (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное)

3.При построении учебной деятельности педагога надо учитывать:

1) Умение устанавливать контакт  с  группой и с каждым обучающимся

2) Способы активизации работы обучающихся (их разнообразие)

3) Соотношение индивидуального и группового общения на занятии

4) Умение слушать

5) Соотношение поощрения и порицания

6) Стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций

- сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, систематизация

7) Эмоциональная устойчивость, владение собой

8)Увлеченность преподаваемым материалом, подготовленность к занятию

9) Внешний облик, культура речи

- поза, мимика, тембр голоса,  рабочее самочувствие учителя в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность,  энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и др.)

От того как педагог относится к обучающимся , зависит успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающихся в процессе обучения.

 Урок проводится не ради самого занятия, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ребенка; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ребенка, но и в психическое развитие его личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические основы построения урока в УМК «Начальная инновационная школа» («НИШ»)

Диагностические основы построения урока в УМК «Начальная инновационная школа» («НИШ»)Цель урока (по ФГОС) : организовать деятельность по формированию учащимися цели урока, определению содер...

"Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса"

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятс...

Методический семинар " Технология построения урока на образно-эмоциональной основе в начальной школе"

Описание технологии посторения урока на образно-эмоциональной основе в начальной школе....

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Доклад "Построение урока на основе личностно-ориентированного подхода"

Доклад "Построение урока на основе личностно-ориентированного подхода"...

Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования человека.ФГОС ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью...

Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...