"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Белякова Светлана Викторовна

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

на тему

"Дифференциация и индивидуализация-

основа построения коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми

с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

                           

                             Подготовила          

                             учитель-логопед

                             высшей   категории

                             Белякова С.В.

23.10.2015

   За последние годы контингент нашей общеобразовательной школы претерпел значительные изменения. Усложнение структуры дефекта развития детей с ограниченными возможностями здоровья побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, к поиску инновационных форм и технологий специализированной помощи детям с нарушениями развития в ходе их обучения грамоте, основам математики, общению со сверстниками и взрослыми.

     С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Нарушения устной речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, фонематических процессов, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, связной речи, а также в нарушении темпа и плавности речи. К нарушениям письменной речи относятся различные виды дисграфии и дислексии. Особенно сильно выражено проявление речевых расстройств у детей, обучающихся в специальных(коррекционных) классах VII вида.

         Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы). В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).Поскольку основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ основного общего образования , то организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.

        Индивидуализация (с латинского – обращённость к индивидуальному или индивиду) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

        Дифференциация (с латинского – разделение, различение) – это разделение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предварительног ообследования в зависимости от имеющихся нарушений на соответствующие группы, с применением наиболее адекватных в их группе методов обучения и воспитания.

       Индивидуальный подход – 1) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 2) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех  учащихся, но и каждого ребенка; 3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

  Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, организация коррекционной работы с учётом нарушений речи ребёнка, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

Индивидуальный подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ включает в себя следующие этапы:

1 .Первичная диагностика

     2.Составление календарно-тематического  планирования

     3.Реализация коррекционно-развивающего обучения

    4.Промежуточная диагностика

    5. Итоговая диагностика    

            1.Первичная диагностика (тщательного изучения структуры нарушения речи), осуществляется в начале учебного года. Основная задача учителя логопеда при индивидуальном обследовании учащихся - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого ученика. Схема логопедического обследования представлена в речевой карте, которая обязательно заполняется на каждого ученика в зависимости от структуры речевого дефекта.

Основные разделы речевой карты:

1. Анамнестические данные;

2. Обследование фонетической стороны речи;

3. Обследование звукопроизношения;

4. Обследование строения артикуляционного аппарата;

5. Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание, мышление);

6. Обследование лексико-грамматического строя речи;

7. Обследование связной речи.

8.Обследование навыков чтения и письма(кроме обучающихся 1 классов). Необходимо произвести количественный и качественный анализ ошибок: выявить, какие специфические ошибки на замену букв допускаются ребенком, оказываются ли эти ошибки единичными или частыми, соответствуют ли речевым нарушениям ребёнка. Кроме того, учитываются пропуски, добавления, перестановки, искажения слов. Эти ошибки свидетельствуют о том, что ребёнок недостаточно четко овладел звуко-буквенным анализом и синтезом, не умеет выделить акустически или артикуляционно близкие звуки, разобраться в звуковой и слоговой структуре слова. Чтение проверяется индивидуально. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний. Материалом для обследования могут служить специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию, но не используемые в классной обстановке. Обследование начинается с предъявления ребенку текста предложений, отдельных слов, слогов (прямых, обратных со стечением согласных). В процессе обследования фиксируется уровень сформированности навыков чтения, а именно: читает ли он по слогам; целыми словами; перебирает ли отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова; какие допускает ошибки; заменяет ли он в процессе чтения название отдельных букв, соответствует ли эта замена дефектным звукам; встречаются ли ошибки на пропуски слов, слогов, отдельных букв, каков темп чтения; понимает ли ребенок значение отдельных слов и общий смысл прочитанного. Выявленные недостатки чтения сопоставляют с данными обследования письма и устной речи.

9.Краткая характеристика ребёнка

10. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка). 

11.Заключение логопеда.

 

   На основании материалов обследования осуществляется  группировка учащихся по схожему дефекту речи. В логопедии такое деление (нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, ФФНР, ОНР, заикание, нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и т.д.). Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

   

         2. Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Учителя-логопеды школ  не имеют рекомендованной Министерством образования и науки РФ программы, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т.д.

3.Основной формой являются групповые занятия.Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

 Эти занятия могут иметь следующую структуру:

*15 минут - фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

*5 минут - подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);

*20 минут - уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком. Речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Так, одна из особенностей индивидуального занятия по постановке звуков – наличие нескольких подходов в течение занятия (не менее 3 раз), чередующихся с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

На этапе автоматизации звук сначала отрабатывается изолированно, затем в слогах и только потом в словах. Лексический, грамматический материал, игры и упражнения для развития познавательных психических процессов подбираются с учетом речевых возможностей ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе его автоматизации в слогах речевая работа строится на материале сохранных звуков. На следующих этапах все речевые упражнения включают в себя отрабатываемый звук.

У каждого ребенка есть своя тетрадь. На первых страницах тетради подобраны с учетом структуры нарушения  и оформлены комплексы мимической, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, намечен план индивидуальной коррекционной работы. Не реже двух раз в неделю учитель - логопед записывает в тетрадь индивидуальные задания и рекомендации. Основное содержание записи включает в себя:

- дату проведения индивидуального занятия;

- артикуляционные упражнения;

- задания для развития фонематического слуха;

- упражнения на формирование правильного произношения;

- упражнения на развитие лексико-грамматических представлений;

- упражнения для развития связной речи;

- упражнения для развития неречевых процессов.

Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить обязательно отражение в планировании каждого занятия.

 

     4. Промежуточная диагностика проводится в конце второй четверти, а итоговая в конце учебного года, по результатам которой осуществляется мониторинг успешности обучающихся и постановка новых коррекционных задач.

Целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.

Для эффективного введения дифференцированного подхода необходимо включать специальные задания.

Разноуровневые задания.

Усложнение заданий

  • Привлечение пройденного материала;
  • Усложнение видов работы;
  • Усиление творческой деятельности.

Способы включения дифференцированных заданий:

  • Учитель предлагает задание;
  • Ученик выбирает сам.

Виды дифференцированных заданий.

  • Задания, устраняющие пробелы в знаниях;
  • Задания, учитывающие предварительные знания;
  • Творческие задания;
  • Задания на углубленное изучение

Приёмы индивидуализации и дифференциации.

  • Блочная подача материала;
  • Дидактический материал с разноуровневыми заданиями;
  • Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы;
  • Работа с тетрадями на печатной основе;
  • Опережающие задания;
  • Дифференциация объяснения нового материала;
  • Дифференциация объема и сложности задания;
  • Использование зачетной системы контроля знаний.

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подхода

  • Отсутствие в классе отстающих учащихся;
  • Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
  • Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
  • Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
  • Развитие способностей учащихся.

Трудности в реализации индивидуализированного и дифференцированного подхода.

  • Большая подготовительная работа перед уроком;
  • Переработка содержания материала,
  • Дидактическое обеспечение;
  • Подготовка учащихся к такой форме работы;
  • Педагогический мониторинг.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа, строящаяся на основе личностно-ориентированного подхода, на принципах индивидуализации и дифференциации, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

   Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Хрестоматия  по  логопедии. М 1997
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  4. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи М.1961
  5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.  Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
  6. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. – Ставрополь:Изд-во СГПИ, 2011.
  7. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии.  М., 1966
  8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения
  9.  Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 1999


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта " Подготовила учитель-логопед высшей категории Белякова С.В. 23.10.2015г.

Слайд 2

Основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта Индивидуализация (с латинского – обращённость к индивидуальному или индивиду) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Дифференциация (с латинского – разделение, различение) – это разделение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предварительног ообследования в зависимости от имеющихся нарушений на соответствующие группы, с применением наиболее адекватных в их группе методов обучения и воспитания.

Слайд 3

Индивидуальный подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ включает в себя следующие этапы: 1.Первичная диагностика 2.Составление календарно-тематического планирования 3.Реализация коррекционно-развивающего обучения 4.Промежуточная диагностика 5. Итоговая диагностика

Слайд 4

Речевая карта содержит: 1. Анамнестические данные 2. Обследование фонетической стороны речи; 3. Обследование звукопроизношения; 4. Обследование строения артикуляционного аппарата; 5. Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание, мышление); 6. Обследование лексико-грамматического строя речи; 7. Обследование связной речи. 8.Обследование навыков чтения и письма 9.Краткая характеристика ребёнка 10. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка). 11.Заключение логопеда.

Слайд 5

Календарно-тематическое планирование ..\ Documents\Программы логопедические 2015-2016\ОНР 1 класс 2015-2016.docx ..\ Documents\Программы логопедические 2015-2016\НЧиП 2класс 1,2 группа 2015-2016.docx

Слайд 6

Формы логопедических занятий: Групповая Индивидуальная

Слайд 7

Приёмы индивидуализации и дифференциации на логопедических занятиях Блочная подача материала; Дидактический материал с разноуровневыми заданиями; Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы; Работа с тетрадями на печатной основе; Опережающие задания; Дифференциация объяснения нового материала; Дифференциация объема и сложности задания; Использование зачетной системы контроля знаний.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!