психология одаренности
статья по теме

Разживина Нина Ивановна

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologiya_odarennosti.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психология одаренности

Разживина Н.И.,

зам. директора по УР,

учитель высшей категории


Содержание

Введение………………………………………………………………….

3

1.

Психология одаренности………………………………………..

6

1.1.

Общая характеристика одаренности …………………………..

7

1.2.

Возрастные особенности одаренности…………………………

10

2.

Проблемы диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей……………………………………………….

14

Заключение……………………………………………………………….

17

Список литературы………………………………………………………

19

Введение

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога».

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Появилась даже своеобразная мода на работу с талантливыми детьми.

Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Кроме этого, необходимо учитывать специфику их обучения и развития в системах дошкольного и школьного (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) образования и т.п.

Прежде всего,  имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих, академических и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми (потенциальными) возможностями.

Целью работы является изучение индивидуальных и возрастных характеристик одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.

Задачи данной работы:

  1. Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики;
  2. Рассмотреть возрастные особенности одаренных детей;
  3. Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде.

1. Психология одаренности

Для того, чтобы понять место задачи прогнозирования развития детской одаренности в общем контексте        психологии и педагогики одаренности, необходимо взглянуть на весь комплекс задач, возникающий перед исследователями и практиками:

  • концепция одаренности;
  • диагностика одаренности;
  • прогнозирование развития;
  • концепция развития в сфере образования.

Первой, фундаментальной является разработка концепции одаренности. Прежде чем решить вопрос о том, как проводить диагностику одаренности, как правильно построить прогноз  развития интеллектуально-творческого потенциала личности, на каких основах строить этот  процесс в образовательной и других видах деятельности,  –  надо определить, что такое одаренность, то есть разработать концепцию одаренности. Далее на основе концепции может  разрабатываться  общая схема психодиагностической работы и методический инструментарий для диагностики детской одаренности.  Результаты, полученные на этапе диагностики, становятся основанием для прогнозирования развития уровня одаренности индивида. В конечном итоге, все это служит базой для моделирования процесса развития детской одаренности в образовательной среде, разработки теоретических основ и практики образовательной деятельности.

В отечественной психолого-педагогической науке особенно явно выражено то,  что концепция одаренности разрабатывается на уровне общей психологии, «диагноз» и «прогноз» – сфера деятельности практической психологии, а развитие и обучение – обязанность педагогов, родителей и социума.  Проблема прогнозирования обычно ускользает от внимания специалистов, и не рассматривается как значимая ни теоретиками, ни практиками. Однако решение этой проблемы имеет принципиальное значения для общества 9,с.10.

1.1. Общая характеристика одаренности

Одаренность, в частности умственная, – это индивидуальная особенность, свойство индивидуальности.  

Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания.

Признаки одаренности – это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем при прочих равных условиях. Это, прежде всего, повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-либо видах деятельности 5,с.45.  .

Можно ли выявить признаки одаренности у ребенка? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества.

В повседневной жизни мы часто не замечаем, что каждый ребенок талантлив, причем талантлив по-своему. Одаренность обнаруживается тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. В образовательной практике одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при равных условия своих сверстников.

Раньше других обнаруживается художественная одаренность детей в области музыки и рисования. В области науки быстрее проявляется одаренность к математике.

В.М. Слуцкий выделил следующие признаки одаренных детей: [11, с.77-78]

  1. Высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничения их активности чревато негативными реакциями невротического характера.
  2. Уже в раннем детстве одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом новых  связей.
  3. Они обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением.
  4. Способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
  5. Большой словарный запас, сопровождающийся синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и т.п.
  6. Повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков [4, с.132]. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать. Почему возможно такое? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В- третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации компенсаторных механизмов и т.д. [1, с.75].

Поэтому выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) обозначают учеников с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. Вместе с тем подлинные способности других детей могут находиться как бы в скрытом состоянии и обнаружиться лишь впоследствии, что является опровержением отрицательного прогноза, если он был сделан [4, с.69].

Важно отметить также, что, хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять. Например, недопустимо рассматривать интеллектуальную одаренность в изоляции от познавательных потребностей, эмоциональной включенности, способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявления и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека [7, с.39].

Учитывая, что все они с возрастом учащегося развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами [2, с.21].

1.2. Возрастные особенности одаренности

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка.[5, с.47]

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы») 2, с.22.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.

Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. [12, с.60-62].

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного 8, с.17.

В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.

К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования 15.  

В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.

2. Проблемы диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей

Важнейшая цель психодиагностики одаренности заключается в определении психологических особенностей одаренных детей на каждом возрастном этапе и их особых требований к условиям обучения. Психодиагностики одаренности должна строиться на следующих принципах 10, с.84:

  • комплексность – учет диагностических данных, полученных из разных источников субъективной и объективной информации (от учащихся, их родителей, педагогов, экспертов);
  • системность диагностического обследования и интерпретации его результатов (рассмотрение разносторонних показателей в своей сложности и неразрывности их взаимосвязей);  
  • возрастной подход (учет возрастных особенностей детей при выборе средств диагностики, постановке диагноза, даче рекомендаций);
  • выявление не только реальных способностей и достижений, но и потенциальных и скрытых возможностей детей;
  • использование не только количественного, но и качественного анализа данных;
  • динамический (лонгитюдный) подход – обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей, психологического сопровождения и мониторинга  авторских и инновационных учебных программ, образовательных технологий, тренингов, применяемых при работе с одаренными  детьми.

Соблюдение этих принципов требует обоснованной и надежной системы диагностических методов, ориентированных на одаренных детей.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности является психолого-педагогический мониторинг, который должен отвечать следующим требованиям 10,с.85:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
  2. длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях);
  3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
  4. экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
  5. выявление признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню  его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
  6. многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и  индивидуальностью данного ребенка;
  7. диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб, и т.д.);
  8. использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
  9. анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.д.;
  10. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки учителей и родителей).

При выявлении одаренных детей         необходимо дифферинцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию 13.

Однако оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Заключение

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения»  Блума.

Януш Корчак  создал образовательную среду, ориентированную на самостоятельность и развитие инициативы каждого ребенка. Он считал, что естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития 12, с.61.  .

Развитию интеллектуальной сферы школьника (эмпирического и теоретического мышления) посвящены работы В.В. Давыдова по развивающему обучению.

Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение ребенка к среде меняется с возрастом, а,  следовательно, меняется и роль среды в развитии 3,с.37. Говоря о способностях и их развитии, следует помнить, что именно они выступают проявлениями личности. Если ребенок свободен в самореализации, в творчестве, то мы видим раскрытие способностей. При этом одаренность может органично вписаться в школьный коллектив, определяя его образ жизни, стиль поведения и взаимодействия с внешним миром. Но встречается одаренность как проблема, являющая сложные социально-психологические и внутриличностные противоречия и комплексы. На помощь в этом случае могут и должны прийти школьный психолог, знания и опыт педагога, труды отечественных и зарубежных ученых по работе с одаренными детьми 14.

И тогда одаренный ребенок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему природой, проявляет самоуважение, живет в ладу с внешним миром, не создает своей «гениальностью» проблем в семье, приспосабливается к образовательному и информационному пространству, извлекая для себя максимум пользы,  и активно развивается, прибегая к саморазвитию, консультациям и помощи учителя.

        

Список литературы

1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. – М.: Сфера, 1998. – 220с.

2. Барбитова, А.Д.  Проблема одаренности: от  теории к практике. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.20-33.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский – СПб: Союз, 1997. – 96с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М-Воронеж: МОДЭК. - 1997. – 220с.

5. Лейтес, Н.С.  О признаках детской одаренности. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.45-51.

6. Немов, Р. С. Психология. В 3 т./Р.С. Немов – М.: Владос, 1995. - Т. 1. – 400с.

7. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. // Прикладная психология и психоанализ.- 1998. - № 3. - С. 33-48.

8. Психология одаренных детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М: Академия. - 2000. – 76 с.

9. Савенков, А.И.  Детская одаренность и проблема жизненной успешности. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.9-19.

10. Сергеева, Н.Г.  Одаренные дети: проблемы диагностики. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.84-86.

11. Слуцкий,  В.М. Одаренные дети.//Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М.: 1993. – Т.1. – с.77-78

12. Чечель, И.Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.60-62.

13. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности.//[Электронный ресурс]: http://www.kalitva.ru/153435-rabochaya-koncepciya-odarennosti-db-bogoyavlenskoj.html

14. Рабочая концепция одаренности.//Психологическая школа. [Электронный ресурс]:  http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501015

15. Степанов, В.Г Психология одаренности детей и подростков.// [Электронный ресурс]: http://www.hr-portal.ru/article/psikhologiya-odarennosti-detei-i-podrostkov

Resource id #4144

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога

Тренинг эффективного взаимодействия родителей «группы риска» с детьми в системе работы школьного психологаРазработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна...

Психология одаренности

Психология одаренности...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Роль психолога в организации работы с одаренными детьми

Психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое здоровье и психологическое сопровождение в работе с одаренными...

Реферат по дисциплине: «Психология» по теме: «Творческие способности и одаренность».

В ходе работы над темой реферата был проведён анализ психолого - педагогической и методической литературы, который позволил сделать вывод о сущности и содержании понятий "творчество", "...