Психологический аспект деятельностного подхода в учении.
статья (4 класс) по теме
В статье отражено использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина при реализации деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_aspekt_deyatelnostnogo_podkhoda_v_uchenii.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический аспект деятельностного подхода в учении.
Федеральный образовательный стандарт образования закрепил деятельностный подход
в обучении. Деятельностный подход в психологии — это совокупность теоретических и эмпирических исследований, в которых психика и сознание и их развитие изучаются в различных формах предметной деятельности человека, а у некоторых ученых психика и сознание рассматриваются как особые формы этой деятельности, рождающиеся от внешних практических ее форм.
Деятельностный подход в образовании обеспечивает самостоятельную (или в группе со сверстниками) познавательную деятельность ребенка. Целью этой деятельности является «присвоение» умственных действий, благодаря внешним практическим материальным действиям.
Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина – одно из базовых положений, которые лежат в основе деятельностного подхода в образовании. Данная теория была разработана в 50-х годах двадцатого века и опирается на исследования Л.С.Выготского.
Рассмотрим урок математики в начальной школе сквозь призму теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
На первом этапе мы создаем ориентировочную основу деятельности. Учитель помогает сформулировать учебную задачу, в которой дети осознают недостаточность своих знаний и умений, чтобы ее решить. На этом этапе оговаривается, что будут ученики сейчас делать, какую проблему им надо решить.
Вторым этапом является формирование материальной деятельности. Это может быть работа как с самими предметами, так и с их моделями. Например, перед учениками стоит задача сравнения площади озер, изображенной на листах бумаги разными группами учеников. Причем наложением это сделать нельзя. Это запрещено правилами игры.
Обсуждая способ возможного сравнения площадей в группе, кто-то вспоминает, что можно сделать так же, как поступали с длиной. Нужна какая-то мерка, которой можно измерить площадь. Причем мерка должна быть одинаковой для всех групп. Об этом надо договориться. Меркой выбрали деревянный квадрат из счетного материала. Решили его обводить карандашом, плотно укладывая квадраты рядом друг с другом. Работа закончена, ребята получили числовое выражение площади модели озера. Теперь можно сравнивать.
Наступает этап внешней речи. Ученики представляют свою работу, обобщая вслух, как им удалось достичь нужного результата. Они проговаривают свои действия в обобщенной форме. Так же создается модель-опора для целого класса аналогичных задач.
На следующих уроках ученики столкнутся с решением частных задач. Кто-то вновь и вновь будет проговаривать вслух способ работы. А кто-то уже сможет перейти на следующий этап присвоения умственного действия – этап внутренней речи.
На этом этапе мы имеем дело с проговариванием обобщенного способа работы «про себя». Постепенно это мыслительное действие редуцируется и автоматизируется. От урока со сравнением площади озер в памяти остается только способ сравнения площадей одинаковой меркой.
По Гальперину заключительным этапом является интериоризация. Материальное действие переходит в форму мысли, в которой уже максимально свернуты все составляющие деятельности. Ученик овладел умственным действием по сравнению площадей. В таких случаях говорится о присвоении навыка решения задачи.
Ученики по этим этапам, как по ступенькам, восходят к мысленному действию, которое значительно отличается от материального, но при этом рождено им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".
Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-орфографической работы претерпивает измен...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...
Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины"....
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в соответствии с новыми требованиями реализации ФГОС
quot;Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в соответствии с новыми требованиями реализации ФГОС"...
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход».
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход»....
Презентации к семинару РМО «Использование системно – деятельностного подхода в обучении по ФГОС как важный фактор формирования положительной мотивации к учению младших школьников»
Презентации отражают работу учителей начальных классов по теме районного дистанционного семинара....