Субъектность деятельности педагога-психолога в начальной школе
статья по теме

Мухаметзянова Татьяна Александровна

Наиболее актуальные темы суждения на сегодняшний день о человеке, о сущности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Субъектность деятельности

 педагога-психолога начальной школы.

Мухаметзянова Т. А.

                                                                                            Студентка 6 курса ЗО

                                                                                                     Гр.№ПОС-1-3О-86

                                                                                АСО (КСЮИ)

В настоящее время наше образование претерпевает преобразование. Наиболее актуальные темы суждения на сегодняшний день о человеке, о сущности.  Общество принимает требования преобразования. Научные деятели внесли огромный вклад о сущности, о человеке. Все это накладывает отпечаток и требует к школе. Многие научные деятели  дают определения субъектности по разному. По мнению Мухаметзяновой  Ф.Г., доктор пед. наук, АСО (КСЮИ) зав. кафедрой педагогики и пед. психологии субъект – это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность, системность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д.

 Субъект – это человек на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д. (Мухаметзянова Ф.Г.). С.Л. Рубинштейном был обоснован так называемый субъектно-деятельностный подход, выдвигающий категорию "субъекта". Основы субъектного подхода С.Л. Рубинштейна, в нем указана связь личностного развития человека с его субъектностью. Он определяет как самостоятельную активность, осознанную саморегуляцию, самодвижение.

 Человек — не пассивное созерцательное существо, а существо действенное, и изучать его, поэтому нужно в свойственной ему активности (С. Л. Рубинштейн).

Слободчиков В. И. рассматривал категорию субъектности. По его словам это выражается в сущности внутреннего мира человека. Способности управлять своими действиями.

 Ребенок приходит в школу с определенными навыками. В школе ребенок получает знания по программе. Ученик должен саморазвиватся. Ребенок открытый для мира, для возможностей действия. Педагог должен развивать способности у ребенка. Для того чтобы ученик саморазвивался, педагог в первую очередь  должен сам постоянно работать над своим саморазвитием.

Если учитель будет работать над своим саморазвитие с пробелами, то такой же результат ожидает ученика. Педагог должен работать над созданием  условий саморазвития. Учитель должен заинтересовать ребенка, донести до ребенка, что он не ограничен в пространстве выбора, что он сам открыт к творческим действиям. Педагог не должен забывать, что он работает с индивидуальностями.

Я работаю учителем начальных классов. Я придерживаюсь таких принципов:

- не унижать человека;

- доверять ему;

- видеть в ребенке только положительные качества.

Ребятам я стараюсь привить веру в себя, объясняя им, что необходимо приложить немного усилий, терпения и  вас все получится!

Признание проблемы – половина успеха в ее разрешении (Зигмунд Фрейд). Чтобы решить проблему, необходимо осознать ее.

Если ребёнок увидит мое открытое сердце, то с любопытством и интересом войдёт в мир и начнёт жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.

 Я учу ребёнка творить, созидать собственную личность.

Все дети без исключения – талантливы. Каждый ребенок может показать свои знания по какому-либо предмету: это может быть математика, русский, чтение, а может музыка. Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение,  опираясь на его индивидуальный уровень развития. И не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со вчерашними достижениями.

Если меня спросят, а что же для Вас профессия педагог-психолог? То, я скажу, что это прежде всего состояние души. Когда ты чувствуешь себя готовым помогать людям, наверно тогда ты выбираешь эту профессию.

 Главная позиция в жизни:

- позиция заинтересованного собеседника, который хочет общатся, умеет общатся.

- чтобы каждому человеку было комфортней с тобой.

Проработав в школе 7 лет, сложился  определенный опыт, и я считаю, что работа психолога – это постоянный, неугасаемый интерес к своему внутреннему миру и миру окружающих его людей. Он помогает в налаживании отношений, в становлении внутренней гармонии детей, педагогов и родителей, учит смотреть на жизнь без боязни и без злобы, принимать на себя ответственность, держать слово.

Педагог-психолог оказывает психологическую помощь обучающимся и осуществляет консультативную помощь их родителям. В помощи нуждаются дети, имеющие нарушения в психофизическом развитии, дети из неблагополучных и неполных семей и т.п. Педагог-психолог проводит также консультации для педагогов. Если родителя или педагога беспокоят трудности в поведении ребенка, сложности в его общении со сверстниками, неудачи на занятиях, плаксивость, чрезмерная возбудимость или еще какие-либо особенности в его развитии, то полезно обратиться за консультацией к педагогу-психологу.
Детский психолог внимательно выслушает, предложит ребенку выполнить несколько заданий, побеседует с ним, подробно расспросит родителя о развитии ребенка с рождения, семье, окружении, стиле воспитания и т.д.
В результате педагог-психолог сможет увидеть, каковы особенности развития ребенка, в чем причина беспокоящих взрослых проявлений. А, поняв причину, даст рекомендации о том, как родителю или педагогу вести себя с ребенком, чем с ним полезнее всего заниматься, как организовать его досуг.

Таким образом, детально проработав этот вопрос, я пришла к выводу, что вне личности субъектность не существует. Становление происходит через деятельность.  С точки зрения психологии активно преобразуется деятельность. Формируется осознанность, личностное осмысление.

* Мухаметзянова Ф.Г., доктор пед. наук, АСО (КСЮИ) зав. кафедрой педагогики

 и пед. психологии. Научно-методическое обеспечение принципа субъектности в ВУЗе как условие подготовки компетентного специалиста.

* Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

* Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс,1995.-384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Особенности деятельности педагога –психолога с учащимися с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах VIII вида

Обучение в школах  VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее об...

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения об...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...