Диагностические методики и результаты
тест (1 класс) на тему

Беседа в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_shkole.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon graficheskiy_diktant_beseda_o_shkole.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon medis_-_2.doc306 КБ
Файл rezultat.docx11.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             «Беседа о школе»

  1. Что тебе нравится (не нравится)  в школе больше всего? Что для тебя самое- самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня  еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по- своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходили бы каждый день учителя и учили бы тебя дома одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы». Как, по- твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Представь, что есть 2 школы- школа А и Б. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а письмо, чтение, математика редко по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. В школе А от школьника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что- то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Представь себе, что в какой- то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как- то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам- дать тебе шоколадку, игрушку или записать похвалу в дневник?» Что бы ты выбрал?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..



Предварительный просмотр:

Графический диктант (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер).

Диагностические возможности:

  • выявление уровня сформированности умения действовать по правилу и указанию взрослого;
  • выявление уровня сформированности умения принимать учебную задачу и сохранять учебную задачу (осуществлять конторльно-оценочные действия);
  • выявление уровня сформированности пространственной ориентировки;
  • выявление уровня софрмированности мелкой моторики.

Материал:

  • лист бумаги в клетку, на котором стоят четыре точки (при этом от края левого отреза отступ - 4 клетки, а от края верхнего отреза и между точками – 7 клеток).

Этапы проведения исследования.

  1. Мотивационный этап.

  • Вы пришли в школу. В школе вы будете учиться рисовать красивые узоры и писать буквы и цифры. Сейчас мы с вами тоже будем рисовать разные узоры. Для этой работы вам понадобятся карандаш и листок в клеточку, на котором стоят четыре точки.

  1. Ориентировочный этап.

Инструкция:

  • Давайте поучимся рисовать красивые узоры…
  • Я буду говорить вам, как проводить линию, а вы рисуйте то, что я диктую.
  • Вы помните, где у вас правая рука. Вытяните ее в сторону. Куда она показывает? (На дверь).
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери.
  • На что показывает левая рука? (На окно).
  • Правильно. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее по направлению к окну.
  • Теперь посмотрите на свой листок. Где верхний край листа? Проведите по нему пальцем…
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию вверх, вы будете ее проводить в сторону верхнего края листа.
  • Где нижний край листа? Проведите по нему пальцем…
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию вниз, вы будете ее проводить в сторону нижнего края листа.
  • Я буду говорить, не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины – в 1 или 2 клеточки. Рисуйте только то, что я скажу. Когда проведете линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где закончили предыдущую…

Тренировочный узор.

  • 1 клетка - вверх. 1 клетка - направо. 1клетка – вниз. 1 клетка – направо. 1 клетка - вверх. 1 клетка - направо. 1клетка – вниз. 1 клетка – направо. 1 клетка – вверх. А теперь сами нарисуйте дальше узор, который у вас получается…

           Детям необходимо помочь довести узор до конца строчки, главное, чтобы он понял инструкцию. При выполнении следующих узоров не дается никаких дополнительных указаний. Ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинают диктовать следующий.

           После третьего узора желательно провести физкультминутку.

  1. Контрольный этап (см. приложение).
  2. Оценочный этап.

             Диктовочная часть узора и выполненная самостоятельно оцениваются отдельно. Первая оценка указывает на умение ребенка принимать учебную задачу, вторая – на умение сохранять учебную задачу.

              К концу 7-го года жизни, когда до поступления в школу остается 2-3 месяца. о хорошем уровне ориентации на указание взрослого свидетельствует балл не ниже 7. Если до поступления в школу еще больше полугода, то вполне достаточно и 5 баллов.

              Оценка самостоятельного продолжения узоров, как правило, бывает несколько ниже. В качестве оринетировочной нормы можно указать 5 баллов для периода непосредственно предшествующего поступлению в школу, и 4 балла – за полгода до поступления в школу.

               Если часть узора, выполненная самостоятельно не соответствует тому, что диктовалось, но повторяет узор, выполненный ребенком под диктовку, считается, что узор выполнен без ошибок.  

Шкала оценки

0 ошибок – 4 балла

1-2 ошибки – 3 балла

3-4 ошибки – 2 балла

более 5 ошибок – 0 баллов

          Повторяющиеся ошибки считаются как одна ошибка.

Уровни:

Высокий – 10-12 баллов

Средне-высокий – 7-9 баллов

Средне-низкий – 4-6 баллов

Низкий – 0-3 балла

           Оценка остальных параметров (пространственной ориентировки и мелкой моторики) осуществляется отдельно.

Методика «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова).

Диагностические возможности:

  • выявление уровня мотивационной готовности к школе, сформированности внутренней позиции школьника.

     Материал:

  • ½ стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти пар геометрических фигур (попарноодинаковых)

    Процедура проведения.

    Инструкция:

  • Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия других стран? (Дети называют страны, а экспериментатор оценивает общую активность детей, особенности привлечения внимания взррослого, выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно, скованно, растерянно).

  • Вы назвали много разных стран, они такие разные, там живут разные дети. Но в одном эти страны похожи друг на друга – везде есть школы, в которых учатся дети… Вот только школы в этих странах также разные. Так, например, в Англии есть две школы (на доске рисуются или показываются нарисованные два одинаковых круга). В этой школе (показывается один из кругов) дети рисуют только цветными карандашами. А в этой школе (показывается другой круг) дети рисуют карандашами, фломастерами и красками. Как вы думаете, в какой школе учиться лучше?.. (Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в средине крута, обозначающего школу, которая, по его мнению, лучше).

  • В Японии есть две школы (на доске рисуется два эллипса). В этой школе (показывается один из эллипсов) детям на перемене дают лимонад. А в этой школе (показывается другой эллипс) – капают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете в какой школе лучше?..

  • Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к сожалению, я не смогу выслушать сразу всех вас и запомнить, кто, что сказал. Давайте сделаем так: положите перед собой листочки так, чтобы квадратики были сверху. (Экспериментатор дает каждому стимульный бланк с фигурами). Возьмите ручки. Я буду рассказывать, какие еще бывают школы, а каждый из вас будет ставить крестик в ту школу, которая ему нравится.


А                                                 Б

1. Уроки чтения, письма и математики                    Рисование, физкультура, музыка, труд

- каждый день, а рисование, физкультура,              - каждый день, а чтение, письмо,

музыка, труд – 1 раз в неделю.                                  математика – 1 раз в неделю.

2. Дети должны вести себя по                                   Нет специальных правил поведения,

определенным правилам.                                           каждый поступает, как ему хочется.

3. Дети приходят в школу,                                         К каждому ребенку отдельно

садятся в классы все  вместе,                                     учитель ходит домой и учит его

учительница их учит.                                                 одного всему, чему положено в школе.

4. Детей учит учительница.                                       Детей учат мамы учеников по-очереди.

5. За хорошую учебу ставят отметки                        За хорошую учебу дают игрушки,

«4» и «5», а за плохую – «2».                                     сладости, а за плохую – ничего.

       В конце работы детей просят подписать свои работы ( тех, кто сможет).

       Интерпретация результатов.

       Максимальный суммарный балл – 5 баллов. Оценивается только левая колонка.

Основные этапы становления внутренней позиции школьника

(по Т.А.Нежновой).

1 этап. Наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентируется лишь на внешню, формальную сторону школьной действительности. Эта позиция - еще «дошкольная» (ребенок посещает школу, но при этом сохраняет дошкольный образ жизни).

2 этап. Ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе ребенок выделяет, в первую очередь, социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.

3 этап. Полностью сформирована внутренняя позиция школьника. Она характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”

Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:



Оценка результатов 
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.



Предварительный просмотр:

Серия:   «ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ»

(под общей редакцией серии В. Г. КОЛЕСНИКОВА)

Выпуск 7. МЭДИС — методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития 6 - 7-летних детей. Тестовые задания даны в рисуночной форме и не требуют умения читать.

МЭДИС включает задания на осведомленность и словарный запас, логическое мышление и математические способности. Методика апробирована на 6 - 7 - летних детях г. Москвы и рекомендуется для использования при отборе учащихся в школы с программами обучения повышенной трудности.

В методическом руководстве представлены общие указания по применению методики, тестовые материалы (форма А ), инструкции к проведению тестирования, ключи к тестам для обработки данных и интерпретации полученных результатов.

Методическое руководство рассчитано на профессиональных психологов, но может использоваться учителями и другими специалистами, получившими подготовку по психодиагностике.


ВВЕДЕНИЕ

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста. МЭДИС представляет собой оригинальную авторскую разработку на основе всемирно известных зарубежных тестов интеллекта. Тест полностью адаптирован на детях 6-7 -летнего возраста г. Москвы.

Задания МЭДИС представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени.

Тест дает хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка, поэтому может использоваться в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школе, особенно это относится к школам с программами обучения повышенной трудности.

Использование МЭДИС, как и других психодиагностических методик, требует соблюдения определенных этических принципов (см. "Общая психодиагностика" под ред.А.А.Бодалева, В.В.Столина, 1987).

Для проведения тестирования необходимы:

*   тестовые тетради  формы  А  или  В  в  соответствии  с количеством тестируемых;

*  методическое руководство;

*   карандаши или ручки.

Аверина   И.С.,   старший  научный  сотрудник,   кандидат  психологических наук

Щебланова  Е.И.,   старший   научный   сотрудник,   кандидат  психологических наук

Задорина  Е.Н.,   научный  сотрудник

1.ОБЩИИ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕТОДИКИ

МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5 - 10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной без излишней напряженности. Во время проведения теста экспериментатор должен быть уверен, что ни один учащийся не смотрит в тетрадь соседа. У каждого тестируемого учащегося должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя.

МЭДИС состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

I   субтест  направлен  на  выявление  общей   осведомленности учащихся, их  словарного запаса,

II субтест - на понимание количественных и качественных соотношений,

III  субтест -  исключение лишнего  - выявляет уровень логического мышления,

IV   субтест  - направлен   на   выявление   математических   способностей.

Задания выполняются без ограничения времени. Экспериментатор должен читать каждое задание вслух. Темп прочтения зависит от скорости выполнения заданий учащимися, он будет различным в различных группах учащихся. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим  медленно, может понадобиться 20-25 секунд.

Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях. Так, например, задания субтеста I можно прочесть быстрее, чем задания субтеста II или IV. При очень ярко выраженных различиях в способностях и темпах работы детей эффективнее проводить тест в 2-х группах. В этом случае один учитель может проводить тест в группе детей, работающих медленно, а другой - в группе, где дети работают быстро.

При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.

До начала проведения методики экспериментатор должен ознакомиться с содержанием и инструкцией по ее применению. Ни в коем случае нельзя знакомить детей с содержанием тестовых заданий до проведения теста. В начале тестирования особое внимание детей следует обратить на способ фиксации ответов в тестовой тетради. Необходимо объяснить детям, что в тетрадях, которые они получили, нарисовано множество картинок. Под каждой картинкой есть овал (объяснить значение слова ОВАЛ). Для ответа на поставленный вопрос дети должны зачеркнуть крестиком овал (показать на доске) под той картинкой, на которой изображен правильный ответ.

Перед каждым субтестом дается два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, необходимо тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочные задания еще раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны новые тренировочные задания, и лишь при полном понимании инструкции можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми.

Во время выполнения теста детьми экспериментатор (и/или его помощник) должен ходить по рядам в классе и следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а также, чтобы они четко зачеркивали крестиком овалы.

Если ребенок спрашивает, правилен ли его ответ, экспериментатор должен сказать "Зачеркни овал под тем ответом, который ты считаешь правильным". Инструкцию к заданию, в случае необходимости, можно повторить. Экспериментатор не должен отвечать на какие-либо вопросы сверх инструкции и не должен говорить ученику, правилен или нет его ответ.

МЭДИС имеет две эквивалентные формы: А и  В, которые могут чередоваться при повторном тестировании.

2.   инструкция  к заданиям Формы а

Раздайте тетради (они должны лежать первой страницей вверх) и убедитесь, 'что каждый ребенок получил тетрадь со своими именем и фамилией. Если вы готовы к проведению теста, скажите: "Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу". Покажите детям, как они дожны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали это так, как надо.

Перед ними должна быть открыта страница 1. Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его крестиком. "Внимание! В каждом ряду крестик можно ставить только один раз" Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или четко, перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню все еще раз".

Указание на способ исправления ошибок важно еще и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.

СУБТЕСТ 1

Пример А:

Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены:  нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить.)  Вот так" Сделайте это точно так, как я показываю. Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

"Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить.) Вот так, правильно." Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

С этого момента начинается тест. Отводите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети

закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением грызуна (Повторить!)

Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (Повторить!)

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением того, что съедобно (Повторить!)

В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением рубанка (Повторить!)

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением бицепса (Повторить!)

СУБТЕСТ 2

После небольшой паузы скажите: "Переверните страницу". Удостоверьтесь, что все дети открыли страницу 2.

В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

"Посмотрите картинки в самом верхнем ряду" Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите, в каком четырехугольнике только одна палочка?" (Пауза). Поднимите повыше Вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите "Вот в этом четырехугольнике только одна палочка" Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка".

Проследите,  чтобы  каждый  ребенок зачеркнул нужный  овал.

Пример В:

"А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду" (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки".

Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это задание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того, как Вы убедитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.

"А теперь посмотрите на задание I. Найдите четырехугольник, в котором нарисовано палочек больше 5, но меньше 12. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником".

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение этого задания и переходите к следующему лишь тогда, когда дети закончат предыдущее.

"Посмотрите на задание 2. Три первые пластины домино изображены отдельно от других, Они стоят в определенной последовательности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна быть следующей в этом        ряду.        (По вторить!) Зачеркните крестиком овал под этой пластиной домино.

"Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисованный отдельно. (Пауза). Найдите такой кубик, на котором на одну точку  больше, чем на данном! (Повторить!) Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли.

"Посмотрите на задание 4. Посмотрите на два четырехугольника, изображенных отдельно. (Пауза). Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько в первом четырехугольнике палочек больше, чем во втором. Зачеркните овал под этим четырехугольником».

"Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом ряду показывают, сколько их осталось после того, как каждая семья пообедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? (Повторить). Зачеркните крестиком овал под картинкой, выбранной вами".

СУБТЕСТ 3

"А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3". Убедитесь, что у всех открыта стр.3.

Пример А:

"Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков. (Пауза. Повторить!)

Проследите,  чтобы все дети зачеркнули нужный  овал.

Пример В:

"Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам".

Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нужный овал.

"Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным.". Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

"Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным". Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.

СУБТЕСТ 4

Пример А:

 «Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева» (Пауза. Повторить.) Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком соответствующий овал.

Пример В:

"Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня, внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка!» Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

"А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены цветы. Зачеркните овал под картинкой с изображением цветов, посаженных раньше остальных" (Повторить!).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

"Посмотрите на задание 2" (пауза). Зачеркните овал под картинкой с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем мальчик и собака (Повторить!).

В задании 3 зачеркните овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других (Повторить!).

 В задании 4 зачеркните овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие (Повторить!).

В задании 5 зачеркните овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех (Повторить!).


7

3. ОТВЕТЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

СУБТЕСТ

ЗАДАНИЕ

ФОРМА А

ФОРМА В

1

1

Е

Д

2

Д

С

3

В

С

4

В

с

5

Д

с

2

1

С

Д

2

Д

Д

3

В

А

4

Д

А

5

А

А

3

1

С

Д

2

Д

В

3

В

В

4

В

Д

5

Е

А

4

1

С

В

2

В

Д

3

Д

В

4

А

В

5

Е

С

4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребенка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей.

Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т.д.

Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей. Поэтому в случаях неудовлетворительных результатов тестирования с помощью МЭДИС рекомендуется:

*  повторить тестирование  с  помощью другой  формы теста и

*  дополнить его  индивидуальным психолого-педагогическим обследованием детей.

С учетом вышесказанного полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7-летнего возраста.

Субтест I:

3-4 правильно решенных задачи в данном субтесте являются показателем нормы для детей данного возраста. Пять правильно решенных задач характерны для высокого уровня общей осведомленности и словарного запаса ребенка.

Субтест IV:

Субтест направлен на выявление уровня развития математических способностей детей. 2-3 правильно решенных задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей, 4-5 - о высоком уровне развития математических способностей детей.

В целом, 11-13 правильно решенных задач соответствуют возрастной норме, т.е. нормальному уровню развития интеллектуальных способностей. Если ребенок выполняет правильно 14 и более заданий, можно говорить об уровне развития выше среднего. Неумение выполнять инструкцию и/или затруднения в выполнении более чем половины заданий могут свидетельствовать о недостаточном уровне интеллектуального развития детей данного возраста и об их недостаточной подготовке к школьному обучению. Данные, полученные с помощью МЭДИС, хорошо согласуются с показателями других тестов интеллектуальных способностей.

Таблица нормативных показателей интеллектуальных способностей

ПОКАЗАТЕЛИ

КОЛИЧЕСТВО РЕШЕННЫХ ЗАДАЧ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ

СРЕДНЕГО УРОВНЯ

. ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Субтест I - словарный запас

3 - 4

5

Субтест II - понимание количественных и качественных соотношений

3

4 - 5

Субтест III - логическое мышление

3

4 - 5

Субтест IV - математические способности

2-3

4 -  5

Общий показатель интеллектуальных способностей

11 - 13

больше 13

Субтест II:

3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня (норма) развития понимания количественных и качественных соотношений, 4-5 правильных ответов свидетельствуют о высоком уровне развития.

Субтест III:

Субтет направлен на выявление уровня развития логического мышления детей. 3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня развития, 4-5 правильно решенных задач -для высокого уровня развития логического мышления.

Используя  таблицу  нормативных  показателей  различных  сторон интеллектуальной деятельности можно

*   описать профиль развития интеллектуальных способностей ребенка, т.е. выявить, какие стороны интеллектуальной деятельности находятся на должном уровне развития, а какие требуют дополнительной работы,

*   выявить одаренных детей, которые могут обучаться по специальным углубленным программам.

При дифференцированном подходе к обучению целесообразность данной методики особенно велика, т.к. она позволяет, выявив уровень интеллектуальных способностей детей, формировать в соответствии с этим группы (классы) для дифференцированного обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тпблица 1. Среднив результаты тестирования  100 учащихся первых классов с помощью МЭДИС (форм  А и Б) и    КFТ

Вид заданий

мэдис

КFТ

Форма А

Форма В

Субтест  1

3,83

3,80

11,33

Субтест 2

3,50

3,40

9,76

Субтест 3

3,12 '

3,24

8,63

Субтест 4

21

3,01

8,10

В целом

13.М

13,54

37.02

Примечание: В субтесте МЭДИС содержится 5 заданий, в каждом субтесте  KFT - 15 заданий.

Таблица 2. Средние результаты    тестирования    163   детей,   поступающих в   первый   класс, с помощью МЭДИС

Показатели

Форма А

Форма В

Вид  заданий

М

σ

макс.

мин.

М

σ

макс.

мин

Субтест  1

3,41

0,96

5

1

3,78

102

5

1

Субтест  2

3,47

1,21

5

0

3,25

0,91

5

0

Субтест  3

3,02

1,26

5    

0

2,88

1,20

5

0

Субтест  4

2.,88

1,44

5

0

2,73

1,33

5

0

В целом

12,79

3,42

19

3

12,64

3,19

19

4

Примечание: М - среднее количество правильных ответов, σ - среднее квадратичное отклонение, макс. - максимальное и мин. - минимальное количество правильных ответов в каждом субтесте и каждой форме МЭДИС.

2А.

 


ЗА

 


 



Предварительный просмотр:

Итоги фронтального обследования по изучению ориентировочного уровня интеллектуального развития в 1 «А» классе

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)

Субтест

Уровень

Количество человек

Процент

Субтест 1 (словарный запас)

высокий

2

7%

средний

24

89%

низкий

1

4%

Субтест 2 (понимание количественных и качественных соотношений)

высокий

2

7%

средний

11

41%

низкий

14

52%

Субтест 3 (логическое мышление)

высокий

18

67%

средний

5

18%

низкий

4

15%

Субтест 4 (математические способности)

высокий

3

11%

средний

21

78%

низкий

3

11%

Общий показатель интеллектуальных способностей

высокий

9

33%

средний

11

40%

низкий

7

27%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы

Рассмотрим вариативные методики определения  уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...

Диагностические методики исследования личностных результатов выпускников начальной школы

вариативные методики определения  уровня развития выпускника по различным критериям....