Разработка психолого-педагогического занятия по адаптации первоклассников.
методическая разработка (1 класс) по теме

Начало обучения в школе – очень напряжённый период для детей, пришедших в первый класс, потому что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Переход из условий игры в условия учебной деятельности – переломный момент в жизни ребёнка. Трудно всё: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходиться сдерживать, общение с друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сидеть в определённой позе.

Поэтому главная задача психолога – максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни.

Представленная разработка адаптационного занятия для первоклассников способствует формированию положительной мотивации к школе, усвоению правил школьной жизни посредством игры и сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnoe_zanyatie_dlya_pervoklassnikov.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

адаптационного занятия для первоклассников, проводимого ежегодно в период адаптации к школе (в сентябре) педагогом-психологом Сердюковой Е.А.

Цель занятия: познакомить детей с правилами в школе и на уроке, формировать положительную мотивацию к  обучению в школе, способствовать развитию познавательной сферы личности.

Оборудование: мяч, знаки школьных правил, конверт на каждого обучающегося с ситуативными карточками, приготовленные шаблоны для школьных знаков: круги и квадраты.

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас! Вы стали настоящими первоклассниками и сегодня, на занятии мы посмотрим, насколько вы знаете школьные правила. Итак, начинаем работать!

1. Разминка.

Игра «Да и нет».

Игра заключается в том, что детям задаются вопросы, на которые нужно отвечать  «да» или «нет», слова «да» и «нет» заменяются действиями. Вместо «да» - один раз хлопаем в ладоши, а вместо «нет» - поднимаем правую руку вверх.

Вопросы:

1.Ребята, вы знаете как называется наша школа?

2.Вы с радостью идёте в школу?

3.Вашего учителя зовут Инна Александровна?

4.Вы любите играть?

5.Вам ещё хочется в детский сад?

6.Вы добрые ребята?

7.Вы уже хорошо читаете?

Психолог: Замечательно! Молодцы! Играем дальше!

Упражнение  «Урок или перемена».

Психолог: Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах ученики ведут себя как? (по-разному) 

Сейчас я буду бросать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники - на уроке или на перемене.

        - Читать

        - Играть

         - Разговаривать с друзьями

         - Просить у друга ластик

         - Писать в тетради

         - Слушать учителя

         - Отвечать на вопросы учителя

         - Решать примеры        

         - Готовиться к уроку

         - Есть яблоко

        - Бегать по коридору

2. Основная часть.

Психолог: Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны? (ответы ребят)

Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.

- А что такое правило? (правило – это значит делать правильно).

- Зачем нужны нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (ответы ребят,  неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.)

- Как вы думаете, в школе есть правила?

- Чего нельзя делать на уроке?

- как надо вести себя на перемене?

Психолог: Чтобы мы не забыли о правилах для обучающихся, нам нужны свои знаки.

Знак  № 1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак. Посмотрите внимательно на него!

Знак № 2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.

 Знак №3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас,  а вы пытаетесь выкрикнуть с места. О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.

Знак №4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, когда учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле. Посотрите на него!

Знак №5. Вот такой знак. Как вы думаете, о чём он нам говорит? Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.

Конечно, это далеко не все школьные правила, их много, но те правила, которые мы запомним сегодня, очень важны. Тогда учитель в школе и класс будут в порядке.

Разминка.

Психолог: Сейчас давайте поиграем. Я хочу узнать, знаете ли вы, для чего ребята ходят в школу? Если то, что я скажу - правильно, вы хлопаете в ладоши. Если неправильно - топните ногой.

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы читать.

В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы считать.

В школу ходят, чтобы писать.

В школу ходят, чтобы учиться.

В школу ходят, чтобы драться.

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.

В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

Психолог: Молодцы! Вы очень хорошо справились и поэтому, я хочу вам рассказать сказку. Вы любите сказки слушать? Произошла эта история в одной непростой школе, в школе, где учатся звери, они тоже, как и вы, учатся в первом классе.

СКАЗКА «Урок в лесной школе».

Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начало урока, лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал имя каждого. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил:  «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с места повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал:  «Я хочу! Я хочу!» Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Тогда слушайте загадку: Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может.  «Кто это, как ты думаешь?» - опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», - отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил учитель медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.

«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» - спрашивает учитель. «Да. Это лиса», - сказал зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего не узнать.

Понравилась вам сказка? Скажите пожалуйста, вы заметили, какие правила зверята нарушили во время урока? Какие правила они забыли?

2.Работа с ситуациями.  Откройте конверты, которые лежат у вас на партах и достаньте карточки. Посмотрите на них. Разложите карточки на две группы: вправо положите те карточки, где видно, что ученики нарушают правила поведения, а влево - где ведут себя правильно.

Проверка задания. Обсуждение выбранных ситуаций.

3.Заключительная часть.

Задание «Наши школьные правила».

Психолог: Сегодня, ребята, вы сами придумаете и нарисуете школьные правила для своего класса. Детям раздаются шаблоны запрещающих и разрешающих знаков (круги и квадраты).

Если вы уже представили себе, что будете рисовать, можете приступать.

4. Рефлексия занятия.

Законченные рисунки психолог нанизывает на нить, получившаяся гирлянда из школьных правил, вешается в классе.

Литература:

  1. «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипко Н.В.
  2. Классные часы с психологом.1-4 классы. Авторы-составители Ю.М.Груздева, Н.А.Богачкина. Издательство «Глобус», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Методическая разработка «Психолого-педагогическое обследование учащихся 2-4 классов на предмет их адаптации в школе»

В данной разработке представлены материалы по организации процедуры проведения диагностики в групповой форме, описание батареи диагностических методик, табличная форма представления обработанных матер...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

методическая разработка "Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью"

Методическая разработка посвящена психолого-педагогическием особенностиям обучающихся с умственной отсталостью...

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....