Психологическая безопасность школьника
проект на тему

Картавкина Екатерина Александровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx171.7 КБ
Файл p.b.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА» Выполнили студентки РГПУ им. Герцена Заочного отделения магистратуры По программе «Начальное образование» Картавкина Екатерина Жолобчук Наталья

Слайд 2

БЕЗОПАСНОСТЬ- состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .

Слайд 3

Актуальность исследования реализация принципа гуманизации образования индивидуальный подход к участникам образовательного процесса создание в школе атмосферы психологического комфорта

Слайд 4

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды

Слайд 5

ЗАДАЧИ: систематизировать опыт психологических исследований образовательной среды и определить методологические и теоретические подходы к изучению её психологической безопасности; дать определение психологической безопасности и создать её модель в образовательной среде; провести теоретический анализ психологической безопасности школьников; рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня психологической безопасности школьника; определить основные угрозы для психологической безопасности личности; выявить основные характеристики , определяющие безопасное психологическое состояние разных социокультурных сфер; прогнозирование рисков нарушения психологической безопасности личности и общества;

Слайд 6

угрозы психологической безопасности школьников внутренние внешние

Слайд 7

Принципы обеспечения психологической безопасности Принцип психологической защиты каждого субъекта учебно-воспитательного процесса Принцип опоры на развивающее обучение, главная цель которого – не обучение, а личностное развитие Помощь в формировании социально-психологической умелости

Слайд 8

Главной функцией системы образования является профессиональная работа с ребенком Собственно обучение ( функция учителя ) Целенаправленное воспитание (функция воспитателя) Психологическое сопровождение (функция психолога и социального педагога)

Слайд 9

Психологически здоровая личность (ученик) Дифференцированное обучение Диалоговое взаимодействие Сотворчество, сотрудничество Рефлексивное управление уроком Отказ от психологического насилия Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение Здоровьесберегающие и развивающие технологии Обеспечение преемственности в обучении Создание единой системы раннего выявления и коррекция отклонений Вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ Обеспечение интегрированного обучения детей с проблемами в здоровье и их социально-трудовая адаптация МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

           В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Задачи проекта

-систематизировать опыт психологических  исследований образовательной среды и  определить методологические и теоретические подходы к изучению её психологической безопасности;

-дать определение психологической безопасности и создать её модель  в образовательной среде;

-провести  теоретический анализ психологической безопасности школьников;

- рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня психологической безопасности школьника;

- определить основные угрозы для психологической безопасности личности; выявить основные характеристики, определяющие безопасное психологическое состояние разных социокультурных сфер; прогнозирование рисков нарушения психологической безопасности личности и общества;

            Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования». В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание  социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность.  Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

              Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. Эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, мы хотели бы подчеркнуть  приоритетность данной проблемы в рамках начального школьного образования. Этап данного возраста это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

           Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи школьного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность школьного  учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.      

              Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находится в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду.

             Таким образом, в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.

                Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.

             В настоящее время проблема психологической безопасности личности и государства приобретает мировой масштаб, особенно в условиях глобализации общества. Это нашло отражение в государственной «Концепции информационной безопасности РФ» и в «Концепции общественной безопасности РФ», одобренных Президентом России. Частными проблемами концепций являются: проблема обеспечения экономической и информационной безопасности государства, отдельного гражданина и лидерства. Однако рассмотрение данных проблем надо начать с определения понятия «психологическая безопасность».

                  Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

                  В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью (ПБ) понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.

                  Правительственная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает повышение качества образования  за счёт формирования здоровья, социального благополучия, психологической защищённости, защиты прав личности. В связи с этим психологическая служба образования выступает гарантом обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

                   Баева И.А. рассматривает ПБ как состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. К ПБ также относятся состояние психологической защищённости, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

           Представляет интерес оригинальный подход Н.Л. Шлыковой к проблеме ПБ субъекта профессиональной деятельности, где она даёт обобщение системного, деятельностного и субъектного подходов. ПБ является составной частью понятия «качество жизни», детерминированного информационными, экономическими и психологическими воздействиями внешней среды. Выделяют низкий и высокий уровни ПБ. ПБ также рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отражённым характеристикам реальной действительности. При этом различные компоненты системы (процессы, образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант её развития в целом и выполнять на разных этапах формирования ПБ подчинённую или ведущую функции. ПБ представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными требованиями к субъекту и его жизненными ориентациями

            На наш взгляд, целесообразно выделять внешние и внутренние угрозы ПБ школьников.

  ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

Физические:

1.       неблагоприятные погодные условия;

2.       недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3.       нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

4.       несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь - отсутствие режима проветривания;

5.       враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, необоснованные запреты на потребность в движении и псевдозабота о безопасности ребенка;

Социальные:

1.         манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;

2.         межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;

3.         интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;

4.         неправильная организация общения - преобладание авторитарного стиля;

5.         отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА МОГУТ БЫТЬ:

1.         привычки негативного поведения;

2.         осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;

3.         отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого;

4.         индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);

5.         патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.

            Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий - проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому взрыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

–         в трудностях засыпания и беспокойном сне;

–         в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

–         в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

–         в рассеянности, невнимательности;

–         в беспокойстве и непоседливости;

–         в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним;

–         в проявлении упрямства;

–         в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

–         в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;

–         в игре с половыми органами;

–         в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

–         в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

–         в повышенной тревожности;

–         в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

   

       Анализ и обобщение научных источников, рассматривающих разные аспекты ПБ, позволяет расширить перечень внешних угроз. Описывая их, соотнесём выявленные нами составляющие феномена ПБ с последствиями её нарушения: 1) последствия нарушений информационной составляющей ПБ: информационная неадекватность в поведении, познавательной активности и профессиональной деятельности человека; информационные стрессы и дистрессы, информационные перегрузки; 2) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ: потеря трудоспособности, формирование внутренней картины болезни (ВКБ),  уход в болезнь, депрессия; 3) последствия нарушений социальной составляющей ПБ: социальная дезадаптация, социопатия, фобии: русофобия, ксенофобия и др.; 4) последствия нарушений технической составляющей ПБ: снижение производительности труда, несчастные случаи, производственный травматизм, техногенные катастрофы; 5) последствия нарушений экономической составляющей ПБ: изменение социального статуса личности в обществе (безработица, потеря смысла жизни, девальвация профессии); 6) последствия нарушений политической составляющей ПБ: изменение социальной ценности личности и независимости её жизнедеятельности; 7) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ: дидактогении, дидактопатии, школьная дезадаптация  участников образовательного процесса; 8) последствия нарушений экологической составляющей ПБ: фобии: радиофобия, онкофобия и др.; 9) последствия нарушений юридической составляющей ПБ: потеря доверия к государству, правоохранительным органам, криминализация общества, чувство беззащитности, агрессивность, насилие над личностью; 10) последствия нарушений личностной составляющей ПБ: деиндивидуализация и саморазрушаемость личности, деградация.

   

               Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».       Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

В качестве методик исследования мы использовали опросник И. А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников и «Незавершенные предложения».

Библиография

1         Баева И.А. Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение    психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006

2         Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 271 с. – ISBN 5-94033-148-3.

3         Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., Академия, 2001.

  1.  Лачашвили Р.А., Орлова Е.В., Улунян Е.Е. Вопросы психологической безопасности инновационной школы// Информационно-методический бюллетень Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. 2008.- № 1
  2.  Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. / А. Маслоу. – М. Смысл, 1999. – 425 с. – ISBN 5-89357-027-8.

6      Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. № 4, 1999 г

7       Никифоров, Г. С. Здоровье как системное понятие / Г. С. Никифоров // Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. - ISBN 5-318-00668-Х.

8       Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

9       Рубинштейн С.Л. Человек и мир.// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

10     Сухов А.Н.  Социальная  психология  безопасности. М., Академия, 2002

11      Челпанов В.Б. Информационная основа профессиональной деятельности практического психолога образования. // Человек. Сообщество. Управление.  – Краснодар, КубГУ. – 2006. –  Спецвыпуск. – № 1.

12      Челпанов В.Б. Психолого-педагогический анализ поведенческих стилей учителей. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия психологические науки «Акмеология образования», 2005. – Том 11 – № 3

13     Челпанов В.Б. Психолого-педагогическая классификция минимальной мозговой дисфункции и синдрома дефицита внимания у школьников. // Журнал прикладной психологии. – 2007. – № 4

14    Челпанов В.Б. Дидактогенные психосоматические реакции и расстройства у младших школьников. // Системные исследования в науке и образовании: Сб. науч. трудов. Курск. гос. ун-т – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2007

15      Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Автореферат дисс… докт. психол. н. – 2004. – С. 3.

16      Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Ленато АСТ фонд «Университетская книга», 1996.

17       Юрьева А.И., Шевякова Л.П., Бурикова И.С. с соавт. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: Учеб. Пособие. – СПб.: Logos, 2006

18       Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М,-2001.

Приложения:

АНКЕТА

 Дорогой друг! Ознакомься с вариантами мнений и отметь те ответы, с которыми ты согласен. Для рядом с номерами мнений напиши свои ответы. Если ты согласен с мнением, то напиши «да» (или поставь знак +), если не согласен, напиши «нет» (или поставь знак –), если затрудняешься ответить, поставь вопросительный знак «?».

1.Я знаю, где и когда можно столкнуться с хулиганами, грабителями, и стараюсь избегать этих мест.

2.Я читаю книги о безопасности, самосохранении, выживании.

3.Я смотрю телепередачи о безопасности.

4.Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, у-шу, бокса и т.д.).

5.От опасностей человек может и должен защищаться сам.

6.Если на меня нападет преступник, я позову на помощь.

7.Я не впускаю в квартиру посторонних и незнакомых людей.

8.Я впускаю людей в квартиру, не спрашивая, кто пришел

9.Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

10. Если незнакомый дядя в машине позовет меня, что-то спросить, я подойду поближе, чтобы помочь.

11. Кругом полно психов и я не кому не доверяю

12 От окружающих людей не жди помощи и поддержки в случае опасности. Каждый за себя.

13. При опасности я могу растеряться, испугаться, не могу действовать правильно.

14. Я сам могу придумать выход в опасной ситуации.

15. Я стараюсь не повторять своих и чужих ошибок, которые приводят к бедам, потерям, неприятностям.

16.Самосохранительному поведению я учусь в школе.

17. Самосохранительному поведению я учусь из художественных фильмов.

18. Самосохранительному поведению я учусь, играя в компьютерные игры.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анкетировании и ответить на следующие вопросы, касающиеся социальной безопасности вашего ребенка.

 Если содержащееся в анкете утверждение, с вашей точки зрения, правильно характеризует ребенка, поставьте, пожалуйста, плюс (рядом с номером вопроса), если неправильно – минус.

 Доверчив к незнакомым людям, если они его расспрашивают, то отвечает на все их вопросы искренне и честно, не задумываясь о последствиях.

 2. Иногда может не предупредить, что задержится после школы или что

 пойдет к другу.

 3. Может и знает к кому обратиться за помощью, если потерялся на

 улице, если заметил, что незнакомый человек следует за ним.

 В играх не всегда подчиняется общим правилам, может их нарушить.

 Умеет различать опасные и безопасные ситуации с точки зрения самосохранения собственной жизни.

 Может открыть дверь незнакомому человеку, даже не спросив «Кто

 там?».

 Быстро, не колеблясь, принимает решение, не растерявшись, в опасной

 ситуации.

 Не задумывается о личной безопасности, может рисковать (пойти по темной, неосвещенной улице, поехать в лифте с незнакомцем).

Проявляет интерес к вопросам личной безопасности, задает вопросы, делится своими мыслями.

 Всегда рассказывает, что с ним произошло, не скрывает.

 Не всегда рассказывает о происшедшем, скрытен.

 В ответ на ваши просьбы стремиться сделать все наоборот.

 Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

 Легко ссорится, вступает в драку.

 Сосредоточен на себе, не внимателен к окружающей обстановке.

 Быстро, ловко может сообразить что ответить и как поступить в любой ситуации.

 Способен кричать, кусаться, царапаться, защищаться всеми возможными способами.

 Теряется при контактах с незнакомыми взрослыми и сверстниками, в непривычной обстановке.

 Старается осмыслить и критически переработать полученную информацию.

 Верит на слово всему что скажут.

 Спасибо за участие.

Примерный конспект собрания-практикума на тему «Родительская защита детей сегодня».

Цель: Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников самосохранительного поведения в социуме.

Форма: беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители, школьный психолог.

Подготовительный этап: классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, проводит опрос учащихся класса по умению ориентироваться в опасных ситуациях. Оборудование: выставка литературы по теме собрания; памятки для родителей; наглядные материалы по обучению детей социальной безопасности.

Ход родительского собрания.

Беседа. Социальная безопасность.

 Проблема социальной безопасности современного младшего школьника сегодня имеет особое значение в связи с изменениями, которые произошли в нашем обществе. В сознании людей, в их ценностных ориентациях. Общество с возросшими в нем рисками для жизни и здоровья (рост преступности, наркомании и других форм девиантного поведения) предъявляет новые требования к растущему человеку, актуальной становится проблема формирования готовности к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска.

 Известно, что начало школьной жизни связано для первоклассника с определенными трудностями. Так, если у дошкольника не было ежедневных обязанностей, то с поступлением в школу его жизнь подчиняется строгому регламенту: он должен в определенное время посещать занятия, каждый день собирать в портфель учебники и тетради, внимательно слушать учителя.

 Однако социальная ситуация меняется и с позиции безопасности жизнедеятельности ребенка. Если, будучи дошкольником, он находился под постоянным присмотром воспитателей и родителей, которые оберегали его от разных опасностей, то теперь может случиться так, что ему приходится быть дома одному (пока родители на работе), ходить самостоятельно в школу и из нее, посещать кружки и секции. Следовательно, у первоклассника возрастает вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами

 И такие встречи, к сожалению, происходят. Все чаще нам приходиться слышать сегодня о случаях похищения, пропажи детей, насилия на улицах. Преступность в своих проявлениях не щадит детское население в их повседневной жизни. Современные дети так рано подвергаются искушениям окружающего мира, что они менее чем когда-либо способны сказать «нет» наркотикам, алкоголю, сексу и преступности.

 Важная задача семьи и школы научить ребенка ценить жизнь во всех ее проявлениях, беречь ее от посягательств со стороны, предвидеть угрозу, соблюдать правила личной безопасности, выработать свою собственную модель самосохронительного поведения, исходя из индивидуальности, т.е. быть готовым к защите своей жизни и здоровья, оказывать помощь другим .

Задание для родителей. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:

 Общаетесь ли вы со своим ребенком по поводу его безопасности в школе, когда он один дома, на улице или ограничиваетесь простым перечислением того, что можно делать чего нельзя?

 Научили ли вы своего ребенка безопасному маршруту из дома в школу?

 Соблюдаете ли вы сами правила социальной безопасности, например, при звонке в дверь спрашиваете «Кто там?», не впускаете в дом посторонних.

 Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб, номера людей, которым вы доверяете и в случае необходмости, он может попросить у них помощи.

 Читая художественную литературу, обращаете ли вы внимание на ситуацию, в которую попали герои по своей неосторожности, невнимательности, разбираете ли вы причины их поведения, почему он попал в такую ситуацию, и можно ли было ее избежать, если да, то как?

 Развиваете ли вы в ребенке критичность мышления, т.е. способность оценивать ситуацию и регулировать свое поведение в целях самосохранения.

 Развиваете ли вы в ребенке эмоционально-ценностное отношение к жизни, здоровью и личной безопасности. Поощряете ли поведение ребенка, направленное на самосохранение, даже если он сделал это инстинктивно, а вы просто зафиксировали это действие в его сознании, дали ему прочувствовать и оценить свой поступок, подкрепили своим эмоциональным положительным откликом.

 За полный утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если вы набрали менее 6- 7 баллов, то вам следует задуматься по поводу умения вашего ребенка защититься в случае опасности.

 Что значит защитить ребенка от опасностей? Быть рядом с ним постоянно или предоставить полную самостоятельность, теша себя мыслью, что с ним ничего не случиться? Оба подхода - небезопасны. Быть рядом мы всегда не сможем, поскольку ребенок растет, и хотим мы того или нет, поле его деятельности расширяется, растет количество ситуаций, где ему приходиться действовать самостоятельно. Да и к тому же излишняя опека не позволяет выработать, посредством инстинктов и оценок, собственные умения и навыки по самосохранительному поведению, что повышает уязвимость детей. Беспомощность, не знание алгоритма поведения в типичных ситуациях социального риска повышает вероятность стать жертвой преступника. Предоставляя детям слишком много свободы, мы переоцениваем способность детей учиться на собственном опыте, слшком опасен для жизни метод проб и ошибок.

Родительская защита детей сегодня это:

 - дать понять своему ребенку, что жизнь и здоровье самое ценное, что есть у него;

 - развивать чувство собственного достоинства ребенка, показывать ему свою любовь, понимание

 - укреплять авторитет правил самосохранительного поведения, обязательность их исполнения;

 - поощрять усилия ребенка, направленные на самосохранительное поведение;

 - тренировать детей в овладении навыками по социальной безопасности;

 - не запугивать, не вселять страх, когда сообщаете необходимые сведения, чтобы ребенок в момент реальной опасности не потерял эмоциональную устойчивость, а адекватно среагировал;

 Далее школьный психолог может сообщить о результатах анкетирования детей, о наличии у ребенка умений действовать в опасных ситуациях.

Тренируемся реагировать с пониманием на слова ребенка. Подумайте и сформулируйте свой ответ на реплику, разыграйте диалог:

 А) Ребенок: Толик назвал меня трусом, потому что я отказался срезать путь через темный двор по дороге домой.

 Ключ: Родитель: Понимаю, тебе было обидно, когда он тебя так назвал, тем более вы хорошие друзья с ним. Но ты правильно поступил, выбрав безопасный маршрут.

 Б) Ребенок: Я буду чувствовать себя просто дурой, если мне придется кричать: «Я вас не знаю! Куда вы меня тащите? Отпустите меня!» На меня все будут смотреть.

 Ключ: Родитель: Я согласна с тобой. В этот момент действительно не по себе, ведь ты не привыкла так поступать. Но этот способ поможет тебе привлечь внимание и призвать людей на помощь в случае опасности. Так, что не испытывай неловкости и стеснения, а смело кричи, вырывайся, кусайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников

Психологическая безопасность образовательного процессакак условие обеспечения психологического здоровья школьников...

Психологическая безопасность ребенка в семье

Психологическая безопасность ребенка в семье...

Создание психологической безопасности образовательного процесса посредством интегрированных занятий.

Интеграция логопедических проблем ребенка с психологическим механизмом адаптации его в социуме. Конспект занятия....

Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних

Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних...

Информационно-психологическая безопасность младших школьников.

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска....

РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по психологической безопасности младших школьников во время каникул + ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ

Рекомендации родителям по психологической безопасности младших школьников во время каникул + ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ...