Проявления нарушений в поведении ребенка и методы их преодоления
статья по теме

Ольга Анатольевна Селезнёва

Рекомендации для родителей. 

Проявления нарушений в поведении ребенка и методы их преодоления. 

  • Трудности в поведении ребенка
  • Вредные привычки
  • Эмоциональные трудности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

Проявления нарушений в поведении ребенка и методы их преодоления.

  • Трудности в поведении ребенка
  • Вредные привычки
  • Эмоциональные трудности

КАПРИЗЫ

Капризы – это бурные проявления гнева, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается, пытается сделать больно самому себе.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем- либо, тем более он склонен к капризам. Если ребенку удалось добиться своего с помощью капризов, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КАПРИЗОВ?

  • Как только ребенок начинает капризничать, покажите ему свои чувства, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза. Однако не вознаграждайте его ничем. 
  • Если вам не удалось этого сделать или ребенок не успокоился, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
  • Самые эффективные способы нейтрализации капризов- те, которые разоружают ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Если ребенок капризничает в магазине или в каком- нибудь другом многолюдном месте, вынесите его оттуда на руках и пусть он поплачет на улице сколько ему угодно. Не придавайте значения чувству неловкости и растерянности, которое обычно возникает при этом, потому что ваши связи с ребенком гораздо важнее отношений с другими людьми.

Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше, но сообщите ему также: все дети иногда поступают подобным образом- поскольку каприз может повториться. Уверьте ребенка, что вы все равно любите его и убеждены: он никогда больше не станет вести себя подобным образом, даже если что-то не будет его устраивать.

Хотим вас предостеречь: дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Всячески избегайте проявления ярко выраженного недовольства и неодобрения после того, как капризное поведение закончится и ребенок успокоится.

НЕПОСЛУШАНИЕ

Прежде всего, вам нужно постараться понять, что именно вынуждает детей не слушаться. Обычно мы не задумываемся о его причинах, а просто реагируем на его проявление. Но будьте осторожны: если вы, пусть даже невольно, позволяете нетерпению и раздражительности руководить вами, то сразу же подрываете основу успеха.

Если же, напротив, ребенок чувствует вашу поддержку и одобрение, то и отношения с вами будут строиться на доверии и откровенности, ваши упреки не выведут его из себя. Ребенок не становится послушнее от того, что вы его жестче и чаще наказываете.

ЗАПОМНИТЕ: послушание – результат взаимопонимания между приемным родителем и ребенком. Поэтому вам лучше не упрекать ребенка за плохое поведение или непослушание, а выражать свое огорчение по поводу его поступка: «Мне было так обидно и неприятно, когда учитель жаловался на тебя».

ДРАЧЛИВОСТЬ

Следует иметь в виду, что желание драться – это далеко не всегда признак ненормальности ребенка. Напротив, речь идет о явлении, длящемся очень долго, которое бывает характерно для многих людей в детском возрасте.

Чем меньше вы будете реагировать на ссору или драку маленьких детей, тем правильнее поступите, так как дети редко причиняют друг другу серьезные увечья. Оставаясь без взрослых, они, как правило, забывают про свои ссоры и дружно играют. Но стоит вам вмешаться, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными- либо потому, что их накажут (и тогда достанется  обоим), либо потому, что попадет кому – то одному и тот, несомненно, решит: его не поняли и обидели напрасно. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у него возникает повод вести себя по- детски.

Самое полезное, что могут предпринять взрослые, помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят- развести детей как можно дальше друг от друга. А утешать их, разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

УПРЯМСТВО

Упрямство – это своеобразный вызов, и здесь важно умело отреагировать.

Не пытайтесь утвердить свой авторитет сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него свой гнев. РАЗБЕРИТЕСЬ В ПРИЧИНЕ УПРЯМСТВА.

Очень упрямые дети обычно не сразу становятся такими, а постепенно, в силу многих причин. Вам необходимо подумать над тем, как сделать так, чтобы он мог увидеть, что вы готовы поддержать его, всегда интересуйтесь его жизнью, дорожите добрыми отношениями с ним.

НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

Желание учиться появляется у ребенка тогда, когда учеба сопровождается успехами. А успехи детской деятельности подготавливаются родителями. На пути проб и ошибок ребенок учится оценивать свои возможности. Причем ваше мнение важно для ребенка.

Вы должны реально оценивать возможности и способности ребенка. Завышенные требования приводят к неминуемым неудачам, которые понижают уверенность ребенка в собственных силах, и как следствие этого – понижается интерес к учебе.

Приучать к чтению нужно постепенно, сначала читать вслух простые сказки для малышей, позднее усложнять тексты, останавливая чтение на самом интересном месте и говоря, что продолжат завтра.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 БРАННЫЕ СЛОВА

Какова же должна быть ваша реакция на бранные слова: ругать, стыдить или наказать ребенка, или же, напротив, не обращать внимания?

  • Вы можете сделать вид, что не услышали бранных слов, произнесенных в вашем присутствии, только в том случае, если вы уверены, что он действительно не обратил на это внимания, например, был чем-то занят. В таких случаях акцентировать внимание ребенка намеренно не следует.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что употреблять в речи бранные слова неприлично. При этом ваш тон должен быть спокойным, добродушным, ни в коем случае не раздражительным. Если же вы покажите, что шокированы и возмущены, ребенок может повторить эти слова специально, чтобы позлить вас. Поэтому ласковое обращение будет для него обескураживающим и притупит желание вывести вас из себя.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенным с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и те «новые» бранные слова он скажет вам, а не произнесет при посторонних.
  • Если случиться, что он обронит какое – нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.

Вы должны понимать, что профилактика бранных слов невозможна по той простой причине, что дети постоянно с ними встречаются на улице, в общественном транспорте, в школе.

ВОРОВСТВО

Детское воровство – одно  из самых распространенных типов трудного  поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что – нибудь украсть.

Причины воровства:

  • Привлечение внимания воспитателя или родителя. Дети делают это  в том случае, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточного внимания, или что отношения в семье напряженные, и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» - воровства.
  • Причиной воровства может быть систематическое пренебрежение потребностями  ребенка.
  • Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только ели у него есть сладости и игрушки.

Одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские  отношения. В подобных случаях нужно прежде всего помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, что он может быть интересен сам по себе.

  • Детское воровство часто бывает вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка  и бывает непонятно взрослым. Такое внимание может подогреваться рекламой. Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие. Но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от воспитателя.
  • Наконец, ребенок может воровать от безысходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Задача воспитателя построить такие взаимоотношения с ребенком, чтобы он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

Клептомания – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Украденные вещи он теряет, отдает или забывает о них. Клептоману не поможешь воспитательными мерами, с ним должен работать психиатр. Важно отметить, что клептомания – очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди. Потребность украсть в этом случае связано с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Это вид психологической зависимости, сходный с зависимостью от сигарет.

Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоционально поддержки.

Если ребенок не чувствует опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему родительская любовь, он вынужден красть то, что не может приобрести естественным путем. Вещи, которые он ворует, сами по себе не имеют для него никакого значения, но они как бы заменяют не полученные любовь, взаимопонимание, что ему отчаянно хочется иметь.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

АГРЕССИВНОСТЬ

Для того чтобы снизить агрессивность ребенка, вы можете:

  • Установить вместе с ним правила поведения и не менять их ни в коем случае. Вы должны обсудить с ребенком неприемлемые формы агрессивного поведения. Возможно,  вам придется ограничить ребенка в чем – то, но и пойти на некоторые уступки. Так или иначе, эти ограничения и уступки должны быть оправданы и разумны.
  • В ситуациях, провоцирующих агрессию, напоминать ему о правилах, которые вы вместе установили.
  • Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. И хвалите не односложно «Молодец!», - а стараться сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.
  • Учить ребенка выражать свою агрессивность  конструктивно, не  допуская таких ситуаций. Когда он кусает или царапает других детей или самого себя.
  • Проявляйте к ребенку больше любви. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная агрессия отличает как раз тех детей, которым родители уделяют мало внимания или к которым родители слишком строги.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – СТРАХИ

Причиной возникновения застенчивости у детей является страх. Ребенку может показаться слишком громким голос, могут напугать чересчур резкие движения, а так же угроза физического насилия. Память об этом страхе сохраняется у детей достаточно долго. Так, например. Кровные родители могут случайно напугать ребенка громкой ссорой еще в младенчестве.

Робкому ребенку нужна ласка, поддержка и чувство безопасности. Вовлекайте ребенка в занятия, которые помогут ему укрепить уверенность в себе.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ

  • Ели, на ваш взгляд, ребенок проявляет слишком сильные эмоции, постарайтесь сохранить хладнокровие и поговорить с ребенком ровным уверенным голосом. Иногда этого бывает достаточно, чтобы он упокоился.
  • Попробуйте отвлечь его, обратив внимание на какой – то яркий  и интересный предмет. Обратите внимание, как умывается кошка или играющую собаку.
  • Если ребенок по – прежнему не может успокоиться, развяжите все тугие завязки, пояс, расстегните верхние пуговицы на одежде, умойте холодной водой.  Полезно поставить кисти рук по струю воды. Постарайтесь, чтобы струя попала на запястья, туда, где прощупывается пульс.
  • Обнимите его, приласкайте. Ребенок наверняка устал, надо дать ему возможность отдохнуть.
  • После того, как пройдет несколько часов, расскажите ребенку о том, как было неприятно вам и всем окружающим наблюдать его истерику. Договоритесь, что больше подобное не повториться.
  • Сами же постарайтесь найти причину, вызвавшую слезы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....

Советы родителям на тему: «Нарушения поведения ребенка младшего школьного возраста»

   Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а ...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психолог...

«Проектирование программы индивидуального сопровождения детей в условиях особых проявлений эмоций или поведения»

laquo;Проектирование программы индивидуального сопровождения детей в условиях особых проявлений эмоций  или поведения»...

Социальная история, как метод обучения правилам поведения ребенка с РАС

В данной статье речь пойдет о социальных историях, как стратегии поддержки ребенка с РАС....

Родительское собрание на тему: "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"

Приложение №3. к Программе по работе с родителями. Родительское собрание на тему: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. (4 класс). Форма проведения: круглый стол....