«Проектирование программы индивидуального сопровождения детей в условиях особых проявлений эмоций или поведения»
учебно-методический материал (4 класс)

Рудич Татьяна Николаевна

«Проектирование программы индивидуального сопровождения детей в условиях особых проявлений эмоций  или поведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rudich_t_n_127_gruppa.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Проектирование программы индивидуального сопровождения детей в условиях особых проявлений эмоций или поведения

                                                                                                        Выполнила:

                                                                            Рудич Т. Н.

                                                                               группа № 127

Челябинск  

2020 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей  в условиях особых проявлений эмоций или поведения

1.1 Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением

1.2  Содержание программы психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением

Глава 2. Проектирование программы индивидуального сопровождения в зависимости от сформированности нарушений в поведении

2.1 Особенности психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от сформированности особых проявлений эмоций или девиантного поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из приоритетных направлений российской образовательной политики является развитие инклюзивного образования, ключевым принципом которого является обеспечение доступности образования для всех детей. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и создает благоприятные условия для образования детей, имеющих особые образовательные потребности. В этой связи, термин «дети с особыми образовательными потребностями» закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений и отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Для работы в условиях инклюзии с детьми, имеющими особые образовательные потребности, педагог должен обладать высокой профессиональной компетентностью, владеть специальными педагогическими технологиями, позволяющими интегрировать детей с особенностями в общую образовательную среду, а также иметь широкий педагогический инструментарий, который позволит обеспечить доступность образования для всех детей, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей.

Несомненно, решение данной проблемы является актуальным для совершенствования системы подготовки студентов вузов и переподготовки педагогов дополнительного образования.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Объект исследования: психолого-педагогические условия развития и коррекции учащихся с девиантным поведением

Предмет исследования: особенности девиантного поведения у младших школьников

Цель исследования: создать социальные, психологические и педагогические условия, способствующие успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).

Задачи данного исследования таковы:

  • Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
  • Изучить особенности психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от сформированности особых проявлений эмоций или поведения.
  • Прежде, чем рассмотреть вопрос об особенностях психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от сформированности особых проявлений эмоций или поведения, необходимо остановится на особенностях психического развития младших школьников

 

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей  в условиях особых проявлений эмоций или поведения

1.1 Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением

В настоящее время в образовательной практике все большее значение начинает приобретать разработка вопросов, связанных с профилактикой и коррекцией различных форм нарушения поведения детей и подростков.

Неблагоприятные социальные факторы развития, сложные экономические условия, превалирование ценностей массового потребления, неопределенность жизненной перспективы и другие причины создают предпосылки формирования отклонений в развитии взрослеющей личности, провоцируют нарушения социальной адаптации. В этой связи одним из основных направлений деятельности образовательных организаций, в том числе и организаций дополнительного образования детей, становится психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, характеризующихся отклонениями в поведении.

Термин «девиантное поведение» является производным от латинского deviation, что в буквальном переводе означает «отклоняющийся от дороги». В современной трактовке под девиантным поведением понимается отклоняющееся от общепринятых социальных норм поведение.

В настоящее время в образовательной практике все большее значение начинает приобретать разработка вопросов, связанных с профилактикой и коррекцией различных форм нарушения поведения детей и подростков. Неблагоприятные социальные факторы развития, сложные экономические условия, превалирование ценностей массового потребления, неопределенность жизненной перспективы и другие причины создают предпосылки формирования отклонений в развитии взрослеющей личности, провоцируют нарушения социальной адаптации. В этой связи одним из основных направлений деятельности образовательных организаций, в том числе и организаций дополнительного образования детей, становится психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, характеризующихся отклонениями в поведении.

Термин «девиантное поведение» является производным от латинского deviation, что в буквальном переводе означает «отклоняющийся от дороги». В современной трактовке под девиантным поведением понимается отклоняющееся от общепринятых социальных норм поведение.

Нормальное поведение подростка предполагает его адекватное взаимодействие с социумом, отвечающее потребностям и возможностям развития и социализации взрослеющей личности и одновременно не противоречащее ожиданиям окружающим. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с его социальным окружением, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Отклоняющееся поведение принято подразделять на девиантное, делинквентное, криминальное; в качестве отдельных видов выделяют

аддиктивное и агрессивное поведение личности. Основные характеристики различных типов девиантного поведения представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Типология девиантного поведения

Тип девиантного поведения

Поведенческие проявления

Последствия

Девиантное поведение

Нарушение этикета; сквернословие; проявление жадности, жестокости, зависти, лживости, хитрости, эгоизма; нарциссиче- ское поведение; нигилизм; эпатажный или неэстетичный имидж; оппозиционность; манипулирование окружающими и др.

Школьная и социальная дезадаптация

Делинквентное

поведение

Крайнее непослушание; лживость, мелкое воровство; вандализм; виктимное поведение; агрессивность, побеги из дома и бродяжничество; дерзость; сквернословие; враждебность к окружающим, педагогам и родителям; нарушения устава образовательной организации и др.

Негативный социальный имидж, нарушения продуктивных социальных связей (семейных, учебных, дружеских)

Криминальное

поведение

Преступления против личности и группы корыстной (воровство, махинации, хакерство и др.) и агрессивной направленности (хулиганство; вандализм; грабеж, разбой, убийства и пр.)

Криминализация личности и подростковой среды

Аддиктивное поведение

Химические аддикции: употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Нехимические аддикции: увлеченность компьютерными играми и виртуальным общением, азартные игры, трудоголизм, сексуальные девиации и др.

Психопатологические явления и личностная деградация

Агрессивное поведение

Проявления жестокости к людям и животным, насильственные действия, аутоагрессивное поведение (различные самопо- вреждения)

Напряженность в межличностных отношениях, совершение насильственных преступлений, суицид

    Охарактеризуем выделенные в табл. 1.1 типы девиантного поведения более подробно.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. По сути, этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, т.е. ситуационно обусловленные отклонения поведения, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде, часто имеют четкую психологическую направленность на конкретных лиц.

1.2 Содержание психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением

Содержание программы:

Принцип системности и последовательности. Он позволяет содержание и организационные моменты программы реализовывать по этапам и в их последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педагогического коллектива школы, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников и других специалистов.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Этот принцип ложиться в основу работы с учащимися, имеющими девиантное поведение, где учитываются их индивидуальные особенности личности, интеллектуальный потенциал, условия семейного воспитания, социальный опыт для разработки содержания и организации психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности с ними.

Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в программе учет особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастным этапом и актуальной возрасту - социальной ситуацией развития.

Принцип деятельности. Этот принцип позволяет учесть ведущий вид деятельности учащихся с девиантным поведением при разработке и реализации содержания и организационного аспекта программы.

Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация программы должна бать направлена на позитивное развитие школьников с девиантным поведением, их социальную адаптацию.

Принцип связи с жизнью. Данный принцип в программе помогает установить причины девиантного поведения детей, которые имеют чаще всего своим источником реальную жизнь, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике учащихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.

Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации программы строить гуманное отношение с девиантными детьми и учить их проявлять это отношение с другими.

Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С.Л.Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на девиантные признаки поведения школьников.

Методологические основания программы:

- понимание девиантного поведения как социального поведения, не соответствующего установившимся нормам в обществе (И.А.Невский, И.С.Кон);

- социальный подход к обоснованию отклоняющих форм поведения (теория аномии Э.Дюркгейма, теория этикирования Д.Уолкса, наработки Я.Гилинского, В.Ядова и др.);

- психологический подход к изучению девиантного поведения (теория влечений З.Фрейда, теория агрессивного поведения Э.Фромма, наработки Б.С.Братусь, А.Е.Личко, Д.Н.Узнадзе и др.);

- деятельностный подход к развитию в детском возрасте (В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).

Продолжительность и структура занятия:

Программа рассчитана на семь занятий по два учебных часа (общая продолжительность четырнадцать часов). Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка);
  2. Основная часть (рабочая);
  3. Завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимаются примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением состоит из комплекса социально-психологических упражнений, в которых применяются методы гештальт-терапии, арт-терапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, релаксации, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, когнитивной психотерапии, игротехник, игр.

Ожидаемые результаты работы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением:

  1. Преодолеть трудности в социальной адаптации подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  2. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;
  3. Развить эмоционально-волевую сферу подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  4. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению подростков оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
  5. Работая с детьми с девиантным поведением, необходимо помнить:

- отсутствие внимания и заботы по отношению к ребёнку, низкая самооценка ученика - основные корни всех его бед;

- основные способы воздействия на таких детей заключаются в проявлении к ним неподдельного интереса, оказании поддержки, в доброжелательном отношении;

- наиболее результативное воздействие на учащихся оказывается в игре;

- большое внимание следует уделять профилактической работе, так как любую болезнь легче предотвратить, нежели вылечить;

- необходимо активно сотрудничать с семьёй ученика и всем педагогическим коллективом.

Упражнение «Эмоции в моем теле»

Упражнение позволяет осознать связь эмоций с телесными переживаниями, особенности собственного переживания и мы выражения эмоций.

Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черных цветов.

«Представьте, что вы очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, ее если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в тебе находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке. (Аналогично предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым – радость. Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)» Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить и теле? А какое – труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?)

Глава 2. Проектирование программы индивидуального сопровождения в зависимости от сформированности нарушений в поведении

2.1. Особенности психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от сформированности особых проявлений эмоций или поведения 

Первичная диагностика девиантного  поведения

      Количество школьников с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.

      Главный аспект  в работе делается  не столько на назологической диагностике, столько на дифференциации  основных клинико-психологических типов расстройств поведения, обеспечивающей педагогу реальную возможность их выделения и психолого-педагогической коррекции. Разграничение этих вариантов расстройств поведения необходимо и для их профилактики в доподростковом возрасте, а также для решения вопросов отбора в специальные школы, открываемые  в настоящее время для детей и подростков со стойкими нарушениями поведения.

Практически в каждой образовательной организации, школе, детском доме есть дети и подростки, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления. Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта. Чередование небольших периодов работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 45-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников.

Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.

    К основным формам девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм)  поведения, имеющих место среди учащихся школ, школ-интернатов, относятся и аддиктивное поведение – это табакокурение, токсикомания, употребление алкоголя, а также  гиперсексуальность, воровство, побеги и уходы, совершение правонарушений и преступлений.

      Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

      Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

     Главная цель  в  работе с такими детьми и подростками – это диагностика особенностей личностного и  интеллектуального развития учащихся, выяснение причин нарушений и их профилактика в обучении и воспитании, обеспечение ее полноценного психического развития, коррекция личности, искоренение ее негативных и формирование на этой основе положительных качеств личности. Для реализации этих целей необходимо существенно.

    На первом этапе диагностики девиантного поведения необходимо собрать общие сведения о ребенке, сведения о его семье, о взаимоотношениях в семье. Для этого можно использовать Карту психологической характеристики личностного развития подростка (Ю.А. Клейберг.Психология девиантного поведения). Затем приступать к диагностике личностного и интеллектуального развития ребенка или подростка.

Перечень

наиболее  эффективных диагностических методик, опросников и тестов по изучению личностного развития ребенка.

  • Методика комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС).
  • Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Волгоградский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»).
  • Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и О. Даймонда.
  • Проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом – Дерево - Человек», «Сказки».
  • Методика Немова Р.С. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?».
  • Методика исследования фрустрации С. Розенцвейга (детский вариант от 4 до 11 лет).
  • Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филлипса.
  • Методика незаконченных предложений (Авторы:Лири и Сакс).
  • Тест на исследование тревожности Ч.Д. Спилберга.
  • Тест агрессивности Басса – Дарки.
  • Тест Р. Амтхауера.
  • Тест ШТУР «Коррекционные пробы».
  • Тест «Таблицы Шульте».
  • Тест М. Люшера (сочетание цветов).
  • Шкала измерения интеллекта Д. Векслера.
  • ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера).
  • Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы, детский вариант личностного теста).
  • Диагностика дезадаптированного поведения «Карта наблюдений  Д. Стотта».

Методики и методические приемы обследования детей с отклонениями  в  поведении

  1. Осознаваемые мотивы учения. Методика М.В. Матюхиной. Выявление места наиболее осознаваемых мотивов в системе мотивации учения младших школьников.
  2. Внешние и внутренние мотивы учения. Методика О.И. Павлюк. Установление направленности, силы, устойчивости мотивации.
  3. Эмоциональное отношение к школе. Составитель В.В. Гагай. Определение представления ребенка о школе.
  4. Достижение цели в условиях помех. Составитель Г.А. Урунтаева и др. Изучение умения доводить работу до конца при помехах.
  5. Неоконченные предложения. Методика Л.М. Фридмана. Выявление осознанности и адекватности самооценки и самоконтроля.
  6. Тип волевой активности (авторская). Определение сформированности волевой активности.
  7. Неоконченные рассказы. Методика О.И. Павлюк. Выявление эмоциональной насыщенности переживаний.
  8. Детский личностный опросник Кеттела, модифицированный С.А. Беличевой. Выявление структуры школьной дезадаптации.
  9. Личностная тревожность. Методика А.М. Прихожан. Диагностика повышенной утомляемости подростка при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта со сверстниками.
  10. Самооценка психических состояний личности. Методика Г. Айзенка. Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.
  11. Графический тест  «Рисунок класса». Составитель Е.С. Романова и др. Выявление особенностей внутриклассных отношений учеников.
  12. Эмоционально-цветовая аналогия. Методика А.Н. Лутошкина. Выявление цветовосприятия для определения эмоционального восприятия.
  13. Диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении. Составитель С.А. Беличева.

         Более подробно можно рассмотреть несколько методик, которые можно использовать для диагностики девиатного поведения.

Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.,  предложили методику тестирования  на уровень агрессивности ребенка. Предлагается опросник из 20 вопросов, где каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Методика «Закончи предложение» И.Б.Дермановой предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Школьникам на бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Тестовый материал

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…
  6. Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка и интерпретация результатов теста:

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика измерения уровня тревожности - Шкала Дж.Тейлор  состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам -  "-", если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".

  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
  2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
  3. У меня редко бывают запоры.
  4. У меня редко бывают головные боли.
  5. Я редко устаю.
  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
  7. Я уверен в себе.
  8. Практически я никогда не краснею.
  9. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
  10. Я краснею не чаще, чем другие.
  11. У меня редко бывают сердцебиение и одышка.
  12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
  13. Я застенчив не более, чем другие.
  14. Мне не хватает уверенности в себе.
  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
  27. Я работаю с большим напряжением.
  28. Я легко прихожу в замешательство.
  29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.
  30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
  31. Я часто плачу, у меня глаза "на мокром месте".
  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
  33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).
  34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
  36. Мое материальное положение в семье  весьма беспокоит меня.
  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня.
  40. Даже в холодные дни я легко потею.
  41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
  42. Я - человек легко возбудимый.
  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
  44. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из себя.
  45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
  47. Я почти все время испытываю чувство голода.
  48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
  49. Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением.
  50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов:

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом:

  1. от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,
  2. от 6 до 20 баллов - средняя,
  3. выше 20 баллов - высокая.

Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да.

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника Проскуровской О.Г. предполагает выявление  уровня девиантного поведения младшего школьника.

Диагност наблюдает за поведением во время уроков,  поведением во внеурочное время, во время посещения столовой,  поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр и самостоятельно заполняет карту наблюдения за младшим школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого младшего школьника. Характеристика уровней сформированности девиантного поведения (высокий, средний, низкий).

Обработка результатов.

Высокий уровень: предполагает оценку «3»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

ходит во время уроков, встаёт с места; не выполняет учебные задания во время уроков; отвлекается, поворачивается, разговаривает; недисциплинирован; раздражителен; пассивен в деятельности; прогуливает уроки без уважительной причины;  резкая смена настроения; агрессивен; нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;  провоцирует конфликты; вспыльчив; является неформальным отрицательным лидером; не выполняет общественные поручения; агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не соблюдает правил поведения в столовой; проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); стремится привлечь к себе внимание; пассивен; зависим от других; неустойчивость поведения; грубит; неадекватно реагирует на замечания учителя; проявляет негативные реакции в отношении увиденного;  громко смеётся, разговаривает, кричит; проявляет протестные реакции; поддаётся влиянию; является асоциальным лидером;  без причины может накинуться, ударить сверстника; придумывает или участвует в агрессивных играх. Можно говорить о высоком уровне девиантного поведения младшего школьника.

Средний уровень: предполагает оценку «2»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

иногда проявляет недисциплинированность; частично учебные задания во время уроков; не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; иногда проявляет раздражительность; иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; редко отмечается резкая смена настроения; иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; может иногда нарушать нормы поведения;  иногда является неформальным отрицательным лидером;  редко принимает участие в жизни класса

иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не часто, но нарушает правила поведения в столовой; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет  неустойчивость в поведении; может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; иногда проявляет протестные реакции; не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного;  иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением;  может быть асоциальным лидером;  редко придумывает или участвует в агрессивных играх. Отмечается средний уровень девиантного поведения.

Низкий уровень: предполагает оценку «1»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

дисциплинирован; активно участвует в процессе урока; доброжелателен; чётко выполняет инструкции; всегда присутствует на занятиях; усидчив; является лидером;  умеет себя контролировать; общается со всеми одноклассниками; соблюдает нормы поведения; независим от других; может организовать группы по интересам;  является лидером; умеет критически мыслить,  принимать адекватные решения; неконфликтен; участвует в общественной жизни класса; охотно выполняет общественные поручения;аккуратен; сдержан;  соблюдает правила поведения в  столовой; активно участвует в процессе знакомства с новым; интересуется увиденным; соблюдает правила посещения общественных мест(театров, выставок, экскурсий);  умеет логически мыслить,  принимать адекватные решения; самодисциплинорован; соблюдает правила игр;  может организовать группы по интересам;  является лидером. Поведение младшего школьника в N(норме).

Уровень воспитанности учащихся по методике Н.П.Капустина позволяет оценить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Показатель

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

       - у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто        В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Заключение

Таким образом, использование представленных методик позволит в полной мере оценить наличие  предпосылок и элементов девиантного поведения младшего школьника.

Эффективность психологической помощи детям и подросткам с расстройствами поведения зависит не только  от профессионального уровня психолога и  уровня психологических знаний педагогов, врачей и других специалистов, окружающих детей и подростков, но и от того, насколько правильно установлена причина  той или иной девиации. Только в процессе тесного профессионального сотрудничества возможно добиться успехов в адаптации  и гармонизации личности детей и подростков с расстройствами поведения.


Список литературы:

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.:; Воронеж, 2003.
  2. Девиантное поведение детей и подростков: опыт педагогической работы по профилактике и коррекции. – Курган, 2004.
  3. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников. – Екатеринбург, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
  6. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2005.
  7. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.:; Воронеж, 2003.
  2. Девиантное поведение детей и подростков: опыт педагогической работы по профилактике и коррекции. – Курган, 2004.
  3. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников. – Екатеринбург, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
  6. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы

Программа создана для индивидуального сопровождения младшего школьника с ОНР, как часть адаптированной основной общеебразовательной программы....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы

Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....

Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"

Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....

Программа индивидуального сопровождения детей с ЗПР

Программа индивидуального сопровождения детей  начальной школы "Шаг за шагом"...