Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы
проект по теме

Куб Асьет Хизировна

 Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvalifikats._rabota.docx48.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Куб Асьет Хизировна

(МБОУ «СОШ №9 им. К.Х.Нехая» а. Вочепшия, Теучежского  района,)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2015 год

Цель проекта: разработка и апробация психологического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях  инклюзивного образования.

Задачи проекта:

1. Изучить особенности эмоционально-личностной сферы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

2. На основе анализа результатов изучения эмоционально-личностной сферы определить особенности, которые могут препятствовать успешной адаптации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  в современном обществе.

3. Разработать рекомендации и содержание комплексного психологического сопровождения, направленного на развитие социально-значимых компетенций у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Проблема образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы становится особенно актуальной. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы специальное образование таких детей в школах интернатах подвергается серьезной переоценке. Вместе с тем, не смотря на проработанность нормативно-правовой базы, внедрение инклюзивного образования в настоящее время в нашей стране до сих пор сталкивается с большим количеством проблем, в том числе и с социальными стереотипами и предрассудками. На наш взгляд важным направлением в формировании социальной политики по комплексному решению социальных проблем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является разработка муниципальных комплексных психологических программ, направленных на развитие социально-значимых компетенций у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Введение

В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.

Веру в то, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а массовой практикой.

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

В новом Типовом положении о школьном образовательном учреждении впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать школьное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

Во многих регионах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования. Примером может служить город  Москва, Петербург и другие города, где проблемам людей с ограниченными возможностями уделяется большое внимание.

Разработана и действует законодательная база в области инклюзивного образования:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. «Конвенция о правах ребенка».
  3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.

7. Декларации прав ребенка.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008г. № 617

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,

12. Концепция непрерывного образования.

Таким образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий.

Вывод: В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые основы инклюзивного образования. Требуется серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. В этом им сможет помочь психолого-педагогическое сопровождение.

  1. Теоретическое основание психолого-педагогического сопровождения деятельности учителя  инклюзивного класса  школы.

Проведем краткий обзор основополагающих  моментов  законодательной базы в области основных прав и гарантий здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В сентябре 2008 года  Россией была ратифицирована и получила юридическую силу «Конвенция ООН о правах инвалидов».

Статья двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и должны обеспечить обучение в течение всей жизни человека.

В резолюции  Генеральной Ассамблеи  ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятой 09 декабря 1975г. было дано определение выражению «инвалид», признаны и определены права инвалидов.

В законе «Об образовании», одним из важнейших принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности[7,С320]..

Анализ литературы позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение»).

  1. Понятие «педагогической поддержки» у О.С. Газмана – это процесс совместной работы обучаемого с преподавателем для определения собственных интересов, целей, возможностей и путей решения проблем (преодоления препятствий), мешающих обучаемому на пути его развития при сохранении человеческого достоинства и при самостоятельном достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
  2. Дальнейшее развитие это понятие получило в работах Н.Б. Крыловой рассматривающей «педагогическую поддержку» как оказание помощи детям в решении их проблем в условиях учебного заведения, успешной социализации.
  3. Пути педагогической помощи воспитаннику были в центре внимания ряда исследователей: А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, Б.П. Никитина, Н.Е. Щурковой и др., предлагающих гибкие изменения традиционных форм и способов педагогической деятельности, позволяющих не «воздействовать» или «влиять», а поддерживать развитие личности.
  4. В современной российской науке «педагогическая поддержка» нашла свое развитие в трудах Л.И. Божович, О.С. Газмана, Н.Н. Загрядской, Н.Б. Крыловой, Г.В. Митиной, И.Ю. Шустовой и др.
  5. «Психологическая поддержка» рассматривается в трудах А.А. Бодалева – как условие для создания доброжелательного психологического климата, А.Г. Асмолова – как содействие ребенку в его развитии, А.В. Мудрика – как помощь в социальном воспитании, О.С. Газмана – как поддержка ребенка в индивидуальном развитии, в самореализации, Т.А. Мерцалова – как помощь в самопознании.
  6. Проблемам «психологической поддержки» уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги. Особый вклад в разработку этого понятия внесли А. Байярд, Р. Бернс, Т.Г. Гордон и др. Они утверждали, что у любого человека есть возможности для позитивного и конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся внутри человека, а не во вне.
  7. Н.Б. Крылова выделяет педагогический (решение задач обучения и воспитания), психологический (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственный (решение нравственных противоречий) виды сопровождения и связывает его с процессами содействия: сочувствием, сопереживанием, сотрудничеством, которые помогают личности на пути саморазвития.

Проблема организации психолого-педагогического сопровождения рассматривается в многочисленных исследованиях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.), посвященных развитию детей дошкольного возраста.

  1. В современной российской науке психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана,Е.В. Руденского, Л.Г. Субботиной, С.Н. Чистяково,Т.М. Чурековой[ 2], [8], [19], [23], [28], [29].
  2. Интересен подход, предложенный Э.Ф. Зеером. Под понятием «психологическое сопровождение» Э.Ф. Зеер понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога[8].
  3. А.К. Маркова выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.
  4. При этом структура сопровождения, естественно, циклична, поскольку каждый этап профессионализма по А.К. Марковой является ступенью к достижению более высоких результатов, что доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя инклюзивной группы [12], [13].
  5. Понятие «педагогической поддержки» у О.С. Газмана – это процесс совместной работы обучаемого с преподавателем для определения собственных интересов, целей, возможностей и путей решения проблем (преодоления препятствий), мешающих обучаемому на пути его развития при сохранении человеческого достоинства и при самостоятельном достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
  6. Проблема психолого-педагогического сопровождения развития личности представляется как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования. Деятельность педагога разнообразна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными умениями.
  7. 1 этап : вхождение  в инклюзивное образовательное пространство.
  8. Этот этап соответствует этапу адаптации учителя к новым обязанностями характеризуется тем, что он начинает посещать ребёнка с ОВЗ в условиях дома, знакомится с ребёнком и его семьёй, развивающей средой дома, любимыми занятиями, играми ребёнка, домашними животными.
  9.  Учитель осваивается в новом качестве, привыкает к новым условиям труда, новым должностным обязанностям, в свою очередь, ребёнок и его семья знакомится и привыкает к учителю. На этом этапе у учителя  происходит рефлексия своей педагогической деятельности. Учитель  изучает нормативную базу, теоретические основы инклюзивного образования.
  10. На этом этапе проводится разработка пакета документов учитель: договор с родителями, положения, изменения в устав, составление индивидуально - адаптированных программ для детей с ОВЗ, разрабатывается функционал обязанностей учителя и специалистов сопровождения.
  11. Целью данного этапа  безболезненное вхождение учителя в инклюзивное образовательное пространство, адаптация к новым условиям профессиональной деятельности.
  12. На этом этапе  проводится  входящая диагностика:
  13. 1. Самоанализ профессиональной деятельности по технологии, разработанной Н.А.Эверт;
  14. 2. Факторы, стимулирующие  и препятствующие развитию педагогов методом анкетирования из программы, разработанной Н.В. Немовой;
  15. 3.Оценка профессиональной деятельности учителя  инклюзивной группы со стороны родителей.  
  16. Сопровождение со стороны психолога на этом этапе состоит в том, что проводится диагностика профессионально – личностных качеств учителя, определяется  мотивационные установки учителя  инклюзивной группы. Также сопровождение состоит  в организации психолого-педагогических консилиумов, направление детей с ОВЗ на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). семинары – практикумы.
  17. Волнение, которое ощущает учитель  от возложенной на него ответственности за жизнь и здоровье ребёнка с ограниченными возможности в здоровья, состояние заботы от возложенных на него обязанностей по оказанию педагогической помощи ребёнку с особыми образовательными потребностями, приводит его к напряжению, развивает  стрессовое состояние. Для удаления этого состояния, необходимо использовать консультирование, тренинги на расслабление, тренинги педагогических ситуаций, мотивационный тренинг, релаксирующие упражнения, слушание музыки, ознакомление с методиками саморегуляции, работы с голосом, совещания по основам педагогики, изучить  подходы к проблеме инклюзивного образования по Интернету,  консультирование по составлению анкет для детей и родителей, паспорта семьи, заполнению положения об инклюзивной группе, заполнению заявлений, родительских договоров, оформлению текущей документации, составлению индивидуально адаптированных программ, организации игровой деятельности с детьми.

Первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, календарно-тематического планирования определят  направления дальнейшего обучения, частные виды помощи.

  1. Сопровождение со стороны учителя- логопеда на этом этапе состоит в том, что проводится  диагностика развития речевой сферы у детей с ОВЗ, намечается план групповой и индивидуальной коррекционной работы. Логопед составляет речевые карты, характеристики детям с ОВЗ к проведению ПМПк и ПМПК, принимает  участие в организации психолого-педагогических консилиумов, направлении детей с ОВЗ на психолого-медико-педагогическую комиссию. Проводятся консультирование родителей и специалистов.
  2. Первичные рекомендации учителям по составлению  разработок индивидуальной программы  развития, консультации о возможности предоставления посильной помощи логопеду с их стороны по исправлению речевых нарушений, рекомендации по проведению настольно- дидактических и речевых игр, рекомендации родителям по оформлению речевого уголка в домашних условиях.
  3. Сопровождение со стороны детского врача, на этом этапе состоит  в том, что с  учителями проводятся  индивидуальные ознакомительные беседы по поставленным детям диагнозам, возможным проблемным ситуациям, касающихся здоровья, консультации по оказанию возможной первой доврачебной помощи ребёнку в случае необходимости, рекомендации по составлению списка рекомендуемых  физкультурно-оздоровительных упражнений, малоподвижных игр. Врач параллельно выявляет семьи, где есть дети с ОВЗ, изучает  их спрос на образовательные услуги школы.

Сопровождение со стороны директора ОУ  заключается в обеспечении учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе необходимой нормативно - правовой базой, в разработке целевой  программы стимулирования мотивации творческого саморазвития педагогов .

  1. Сопровождение направлено на управленческое консультирование: чёткое распределение функциональных обязанностей между специалистами сопровождения, целеполагание, анализ на входе, педагогические технологии, организация нового, экспертный контроль.
  2. Сопровождение со стороны социального педагога заключается в выявлении и подборе детей, имеющих ОВЗ, школьного возраста, работе с их родителями по пропаганде положительных сторон обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в условиях школы, сборе общих сведений о детях с ОВЗ ( фамилия, имя, отчество, дата рождения, диагноз, общие сведения о родителях, адресе проживания, предварительном составлении социологического паспорта семьи).Проводится  консультирование учителей по общим вопросам специальной педагогики.
  3. Результатом психолого-педагогического сопровождения деятельности на этом этапе является успешное вхождение учителя  в инклюзивное образовательное пространство, безболезненное включение в новую профессиональную среду, лёгкая адаптация к новым обязанностям, получение первого багажа психолого-педагогических знаний, умений, навыков работы с детьми с ОВЗ, соответствующих требованиям этапа адаптации, получение необходимого пакета нормативно- правовых документов.
  4. Учитель  учится эффективно проводить занятия с детьми здоровыми и детьми с ОВЗ, на основе репродукции ранее полученного положительного опыта.
  5. Трудности заключаются в недостатке специалистов сопровождения состоящих в штате ОУ. Этот недостаток должен  компенсироваться  заключением договоров о сотрудничестве.
  6. Осваивая все новые функции: сначала патронажного воспитателя, затем учителя  инклюзивного класса , консультанта по семейным вопросам,   учитель  занимается  самообразованием, нацеливаясь  на получение специального образования через курсы повышения квалификации , ведет интегрированные занятия, проводит различные игры, начинает  постепенно вводить ребёнка с ОВЗ в детский коллектив сначала на время праздничных концертов, во время совместных игр, разрабатывая методические рекомендации для родителей здоровых детей и детей с ОВЗ, встречаясь с новыми  трудностями.
  7. Целью данного этапа является психолого - педагогическая поддержка учителя  на пути к профессиональному и личностному росту.
  8. Сопровождение со стороны психолога на этом этапе состоит  в проведении мастер-классов, в ознакомлении учителя инклюзивного класса с некоторыми вопросами специальной психологией, проводится  корректировка профессионально значимых личностных качеств учителя, изучается динамика их изменений. Учителем  ведется  работа по отработке навыков выхода из критических ситуаций (тренинги педагогических ситуаций, мотивационных и личностных качеств), навыков саморегуляции.
  9. Сопровождение со стороны учителя - логопеда заключалось в консультировании учителей, родителей  и других специалистов сопровождения, в предоставлении рекомендаций  по  особенностям речевого развития детей, имеющих диагноз ДЦП и другим заболеваниям. Консультативная помощь по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ,  повторные рекомендации по проведению настольно - дидактических и речевых игр. Рекомендации по приобретению детской литературы для чтения, пересказа, рассказывания детям в домашней обстановке.
  10. Сопровождение со стороны детского врача заключается в наблюдении за состоянием физического и душевного здоровья детей с ОВЗ, предоставлении информации воспитателям и родителям по всем интересующим вопросам.
  11. Сопровождение направляется  на продолжение управленческого консультирования: корректировка функциональных обязанностей педагогов.
  12. Содержание психолого-педагогическое сопровождения на этом этапе.

методы

Содержание

Аналитический

Словесно-наглядный

Генерирование идей

Выявление мнений

Практический

  1. 1. Выявление противоречия, проблемы, средства, методов исследования.
  2. 2. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, выделение гипотезы
  3. 3. «Изучение спроса на услуги  ОУ семей с детьми с ОВЗ»;

4.Анализ педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя:

- выявлены факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов методом анкетирования из программы, разработанной Н.В. Немовой;

  1. - дана оценка профессиональной деятельности воспитателя инклюзивной группы глазами родителей. Сделана выборка из Анкеты для родителей, Составленных Центром мониторинга состояния региональной системы образования ;
  2. -проведён самоанализ деятельности воспитателя через тестирование:
  3. « Какой Ваш творческий потенциал? »,

анкетирование родителей;

  1. - проведён самоанализ « На каком уровне вы находитесь как воспитатель? »
  2. Экзамен « Срезовый контроль знаний по теории и методикам дошкольного образования» (по тех. Н.А. Эверт)

5. Составление паспорта семьи.

6. Разработка нормативной базы для открытия инклюзивной группы:  разработаны должностные обязанности учителя и специалистов сопровождения

7.Наблюдения, беседы с детьми с ОВЗ; составление индивидуальных адаптированных программ; календарно- тематическое планирование;

  1. 8. Работа консультационного пункта

9. Диагностика развития речевой сферы у детей с ОВЗ, составление речевых карт.

10.Подготовка документов и проведение ПМПк в ОУ, ПМПК.

12.Рекомендации:

«Настольно - дидактические и речевые игры для совместных игр детей»,

-родителям по оформлению речевого уголка в домашних условиях,

- по составлению физкультурно-оздоровительных упражнений, малоподвижных игр для детей с ОВЗ;

13.Составление плана групповой и индивидуальной коррекционной работы.

  1. 14.Консультации для родителей и специалистов об особенностях речевого развития детей, имеющих ОВЗ.

15.Управленческое консультирование

« контроль за ведением документации»;

16.Работа творческих групп, проведение дискуссий

17.Изучение и обобщение педагогического опыта

18.«Минутки релаксации»

19.Анализ проблемных педагогических ситуаций

20.Выступление в СМИ, в интернете

21.Заседание школы дошкольных наук;

22.Деловые игры

23.Семинары - практикумы

Проблема разработки программ индивидуальной коррекционной работы для детей и подростков с различными отклонениями в развитии превратилась в одну из важнейших проблем специального образования. В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 09.12.1975) говорится, что словом "инвалид" обозначается любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной, личной или социальной жизни в силу недостатка врожденных или приобретенных физических или психических умственных способностей. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких-либо исключений и различий, дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья  детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось.
Данная программа  предполагает различные формы работы с учениками и их родителями в рамках школьного пространства:

  • специально организованные занятия;
  • разные виды деятельности детей;
  • организацию свободного времени в течение дня;
  • консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, родительские собрания.

Социальный педагог должен помогать классному руководителю оказывать поддержку родителям, взаимодействуя с различными организациями и учреждениями города.

Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.

Задачи программы:

  • выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
  • изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
  • совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
  • развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
  • обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:

  • гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях);
  • природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
  • культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
  • эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
  • сотрудничества с родителями. Функции сопроводительной деятельности:

1. Социальный педагог:

  • согласовывает социально-педагогическую работу с учащимся с его классным руководителем;
  • занимается коррекционно-развивающей деятельностью;
  • оказывает помощь в сборе документов при взаимодействии с учреждениями и организациями города и района.

2. Классный руководитель:

  • следит за соблюдением прав и свобод учащихся, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы;
  • обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в период образовательного и воспитательного процесса;
  • использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными потребностями;
  • принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах и предоставляет характеристики на детей и их семьи;
  • осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует о проблемах и успехах.

Индивидуальное сопровождение ребенка проводится в несколько этапов.
 Социальный педагог начинает диагностическую работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). Совместно с классным руководителем социальный педагог организует целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их родителями, изучает возможности продуктивной деятельности. Проводится анкетирование родителей. Первый период очень важен для получения сведений об индивидуально-типологических особенностях детей и их эмоциональном состоянии. Углубленное обследование. В нем участвуют классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-психологи. Социальный педагог проводит собеседование со специалистами учреждений, в которых состоят на учете и получают какую-либо помощь учащиеся. Результаты фиксируются в "Протоколе первичного обследования".  Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях коррекционно-развивающей службы. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.  Социальный педагог фиксирует все сведения в "Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья" . Решения консилиумов представляют собой закрытую информацию, которая сообщается только родителям. Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).  Для систематизации данных об учениках классный руководитель использует таблицы . При работе с родителями учащихся педагогу пригодится памятка "Советы родителям"

Заключение

Инклюзивное образование, особенно инклюзия в дошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтому имеет ещё мало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.

Считаем, что такого рода работа поможет воспитателям, работающим в инклюзивном образовательном пространстве быстрее адаптироваться к новым условиям, пополнить свой теоретический, практический, личностный уровень и тем самым поможет ему создать оптимальные условия для воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретическая значимость Разработанная нормативная база для открытия инклюзивной группы, этапы психолого-педагогического сопровождения, методические рекомендации помогут воспитателям в инклюзивных группах ДОУ без страха сделать первые шаги в инклюзию. Полученные в ходе исследования данные расширяют представления о возможностях психолого-педагогического сопровождения как средства повышения педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада и позволяют по-новому посмотреть на проблему обеспеченности услугами ДОУ семьи, где растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению психолого-педагогического сопровождения воспитателей инклюзивных групп с целью развития их профессиональной компетентности в области воспитания. Материалы исследования могут быть использованы в качестве методической помощи воспитателям инклюзивных групп ДОУ различного вида.

Думаем, что они смогут помочь в методической работе не только воспитателям инклюзивных групп, но воспитателям групп кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (на дому), заведующим ДОУ, старшим воспитателей, психологам, социальным педагогам, учителям – логопедам, т.е. всем субъектам сопровождения.

Считаем, что данного рода сотрудничество сопроводителей и сопровождённого способствуют сплочению коллектива ДОУ в целом.

Список литературы

  1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
  3. Варианты индивидуальной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями[Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2002. - № 5.- С. 68-72.
  4. Газман, О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://setilab.ru. – Загл. c экрана.
  5. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми [Текст] / И. В. Ганичева. -М.:Книголюб,2008. - 137 с.
  6. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет [Текст] / А.С.Галанов. - М.:Аркти,2006. - 110 с.
  7. Дошкольное образование в России [Текст] / под ред. Р. Б. Стёркиной. - М., 2002. - 340 с.
  8. Зеер, Э. Ф. Профессиональное становление личности

[Текст] / Э. Ф. Зеер. – Свердловск: изд-во Урал, ун-та,

1988. - 197 с.

  1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова,Т.А. Куликова. – М.: АСАДЕМА, 2004. - 416 с.
  2. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 156 с.
  3. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.И.Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 55 - 63.
  5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуман. Фонд,1996. – 63 с.
  6. Менеджмент в практике ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.А. Пенькова[и др.]; авт. сост. Л. А Пенькова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  7. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 156 с.
  8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]: около 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1981. — 816 с.
  9. Поташник, М.М. Управление современной школой [Текст] / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новаяшкола, 1997. – 352 с.
  10. Прохорова, Л.Н.Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: « 5 за знания», 2007. -128 с.
  11. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст]: курс лекций / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. - 224 с.
  12. Сластенин В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. – Режим доступа:http://www.gumer. ru. – Загл. c экрана.
  13. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами [Текст] / Е.А. Стребелева // Администратор образования.-2008. - № 19.- С. 63-71.
  14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.-672 с.
  15. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихсяв условиях личностно-ориентированного обучения [Текст]: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидатапедагогических наук / Л.Г. Субботина. - Кемерово, 2002. - 22 с.
  16. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева [и др.]; авт.-сост. Н.В. Микляева. - М.: Айрис дидактика, 2007. – 224 с.
  17. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст]: библиотека руководителя ДОУ / П.И Третьяков,К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
  18. Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза [Текст]: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидатапедагогических наук / О.Ю. Тришина. - Кемерово, 2006. - 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы

Программа создана для индивидуального сопровождения младшего школьника с ОНР, как часть адаптированной основной общеебразовательной программы....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОНР III уровня

Программа индивидуального сопровождения  ребенка с ОНР III уровня...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создан...