Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа создана для индивидуального сопровождения младшего школьника с ОНР, как часть адаптированной основной общеебразовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
03-2015 Ким Елена Львовна
(ГБОУ СОШ № 1467 СП 6)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть.
1) Пояснительная записка к обоснованию содержания индивидуальной программы коррекционной логопедической работы.
2) Цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы с ребенком с НОДА.
3) Тематическое планирование.
3. Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это стойкие специфические отклонения формирования компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.
Дети с ОНР отличаются замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Их речевая патология препятствует усвоению общеобразовательной программы и мешает формированию их полноценной учебной деятельности.
Основная часть.
Пояснительная записка к обоснованию содержания индивидуальной программы коррекционной логопедической работы.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
- дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) и комиссии (ПМПК);
3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в школе.
Цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОНР.
Цель программы
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Обучения детей с ОВЗ осуществляется в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.
3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
4. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
5. Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного ПМПк и ПМПК).
6. Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога - психолога, логопеда школы.
7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призванных решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно - познавательной, речевой, эмоциональной волевой и личностной сфер ребёнка.
Работу индивидуального сопровождения осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) школы. ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия учителей, педагога – психолога школы, логопеда, медицинских работников и администрации школы для решения задач адресной психолого – медико -педагогической помощи детям. ПМПк предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также школе в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты ПМПк школы обследуют детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики).
Ребёнку, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь.
Индивидуальное обследование детей и проведение коррекционной работы специалистами социально - психологической службы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора, который заключается с каждым родителем.
При записи на ПМПк школы обследование ребёнка проводится каждым специалистом индивидуально. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется пакет документов:
• педагогическое представление;
• представление школьного педагога - психолога школы на обучающегося;
• логопедическое представление;
• медицинское представление на ПМПк (по мере необходимости).
Каждому ребёнку назначается группа сопровождения специалистов, результаты работы которой обсуждаются на заседании ПМПк школы. Учитель выстраивает процесс обучения, опираясь на резервные возможности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов: психологов, логопедов, медиков. Задача не только провести диагностику и определить образовательный маршрут, но и подобрать эффективные приемы, методы с целью обеспечения положительной динамики в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа выстраивается в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у детей: в логопедических группах; в группах психокоррекции.
В сложных или конфликтных случаях окончательное заключение о необходимости коррекционного маршрута для данного ребёнка дают специалисты ПМПК. Наиболее сложные дети направляются на консультации к специалистам ПМПК, чтобы с их помощью найти оптимальное решение для преодоления трудностей в обучении.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также работу с педагогами и родителями (законными представителями) как участниками учебно-воспитательного процесса (семинары для родителей, консультации, выступления на родительских собраниях, педагогических советах, выпуск информационных буклетов, размещение рекомендаций на сайте школы и т.д.).
Эффективность реализуемой образовательной модели подтверждают внутренний мониторинг, отзывы родителей (законных представителей), сведения педагогов и специалистов ПМПк о динамике в развитии ребёнка.
Содержание логопедической работы
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
• на фонетическом уровне;
• на лексико- грамматическом уровне;
• на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
А. коррекция дефектов произношения;
Б. формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы:
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
Разделительный “ь”.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Темы:
Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
синонимы, антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Темы:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует:
• выделять предложения из сплошного текста;
• учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
• формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися с ОНР
Дата | Тема | Кол-во часов |
Диагностический этап | 10 | |
Подготовительный этап | 5 | |
Коррекционный этап | 65 | |
1 | Работа над словом. | 1 |
2 | Слова, обозначающие предмет. | 1 |
3 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 |
4 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. | 1 |
5 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Простое нераспространенное предложение. | 2 |
6 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 |
7 | Простое нераспространенное предложение. Грамматическая основа предложения. Распространение простого предложения определением. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 2 |
8 | Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки. | 1 |
9 | Составление распространенных предложений. | 1 |
10 | Дифференциация понятий предложение – слово – текст. Определение количество слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Составление схем предложений. | 2 |
11 | Работа с предлогами в, на | 1 |
12 | Работа с предлогами к, от | 1 |
13 | Работа с предлогами в – из , на – с (со) | 1 |
14 | Работа с предлогами около (у), из-за | 1 |
15 | Работа с предлогами над, под, по | 1 |
16 | Составление предложений. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений. | 2 |
17 | Составление рассказа. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
18 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 |
19 | Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. | 1 |
20 | Согласные звуки и буквы. | 1 |
21 | Понятие «Слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов. Схемы слов. | 1 |
22 | Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. Схемы слов. | 1 |
23 | Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез двусложных слов. Схемы слов. Ударение. Перенос слова. | 1 |
24 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
25 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
26 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
27 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слова. | 1 |
28 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
29 | Проверочная работа. Деление слов на слоги. Ударение. | 1 |
30 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 1 |
31 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 2 |
32 | Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «Ы И», «А Я», «О Ё», «У Ю», «Э Е». | 3 |
33 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в конце слова). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова. | 1 |
34 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в середине слова). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. | 1 |
35 | Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | 1 |
36 | Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных. | 1 |
37 | Дифференциация согласных [б – п (б’ –п’)] в устной речи и на письме. | 1 |
38 | Дифференциация согласных [д – т (д’ –т’)] в устной речи и на письме. | 1 |
39 | Дифференциация согласных [г – к (г’ –к’)] в устной речи и на письме. | 1 |
40 | Дифференциация согласных[ г – к – х] в устной речи и на письме. | 1 |
41 | Дифференциация согласных [з – с (з’ –с’)] в устной речи и на письме. | 1 |
42 | Дифференциация согласных [ж – ш] в устной речи и на письме. | 1 |
43 | Дифференциация шипящих и свистящих. Дифференциация согласных [ ж – з] в устной речи и на письме. | 1 |
44 | Дифференциация согласных [ ш – с] в устной речи и на письме. | 1 |
45 | Дифференциация согласных [щ – с’] в устной речи и на письме. | 1 |
46 | Дифференциация согласных [ч – ц] в устной речи и на письме. | 1 |
47 | Дифференциация африкат. Дифференциация согласных [ч – т’] в устной речи и на письме. | 1 |
48 | Дифференциация согласных [ч – щ] в устной речи и на письме. | 1 |
49 | Дифференциация согласных [ц – с] в устной речи и на письме. | 1 |
50 | Дифференциация соноров [р – л] в устной речи и на письме. | 1 |
51 | Итоговая проверочная работа. | |
52 | Текст. Работа над текстом | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА С РЕБЕНКОМ ОВЗ (ЗПР.1) КАК ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР.1...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты: 1) знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, н...