Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Халилова Алсу Ахметсафовна

Предметные результаты:

                     1)   знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

2)       знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и

3)       знание      некоторых       выразительных            средств      изобразительного      искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

4)      пользование   материалами   для  рисования,    аппликации,   лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

                         знание названий некоторых народных и национальных промыслов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ovz_izo_4.docx52.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для обучающихся по адаптированной

основной общеобразовательной программе

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

                                   Составил: Халилова Алсу Ахметсафовна

                                                 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

2020 год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 

Личностные результаты:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечения;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  13. формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

  1. знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  2. знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и

  1. знание        некоторых        выразительных        средств        изобразительного        искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  1. пользование        материалами        для  рисования,        аппликации,        лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  2.         знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
  3. организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  4. следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  5.         рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
  6. передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
  7. ориентировка в пространстве листа;
  8. размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  9. адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
  10. узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  1. знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и

  1. знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
  2. знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  3. знание        выразительных        средств        изобразительного        искусства:        «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
  4. знание правил цветоведения, светотени, перспективы;
  5. построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
  6. знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
  7. знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  8. следование        при        выполнении        работы        инструкциям        учителя        или        инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  9. оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  10.         использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки;
  11.         рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
  12. рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
  13.         различение        произведений        живописи,        графики,        скульптуры,        архитектуры        и декоративно-прикладного искусства;
  14.         различение        жанров        изобразительного искусства:        пейзаж,        портрет,        натюрморт, сюжетное изображение.
  15. знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и

  1. знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
  2. знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  3. знание        выразительных        средств        изобразительного        искусства:        «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
  4. знание правил цветоведения, светотени, перспективы;
  5. построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
  6. знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
  7. знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  8. следование        при        выполнении        работы        инструкциям        учителя        или        инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  9. оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  10.         использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки;
  11.         рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
  12. рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
  13.         различение        произведений        живописи,        графики,        скульптуры,        архитектуры        и декоративно-прикладного искусства;
  14.         различение        жанров        изобразительного искусства:        пейзаж,        портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
  15. знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и

  1. знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
  2. знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  3. знание        выразительных        средств        изобразительного        искусства «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
  4. знание правил цветоведения, светотени, перспективы;
  5. построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
  6. знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
  7. знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  8. следование        при        выполнении        работы        инструкциям        учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  9. оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  10.         использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки;
  11.         рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
  12. рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
  13.         различение        произведений        живописи,        графики,        скульптуры,        архитектуры        и декоративно-прикладного искусства;
  14.         различение        жанров        изобразительного искусства: пейзаж,портрет,натюрморт, сюжетное изображение.

  1. Содержание учебного предмета

В рабочую программу по изобразительному искусству 4 класса включены следующие разделы:

Обучение композиционной деятельности-12ч.

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам:

уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;

загораживания один предметом другими.

Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

    Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на  курьих ножках, деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками.

Примерные задания.

Рисование с натуры: “Ваза с цветами” (натюрморт); “Веточка мимозы”;

Рисование на тему: “Грузовик и автобус едут по городу” (на фоне домов городского типа); “Деревья осенью. Дует ветер”; “Ребята катаются с гор”.

Декоративное рисование: “Полотенце” (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

Составление аппликации: “Фантастическая (сказочная) птица”. Декоративная лепка: “Кувшин в виде поющего петуха”.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию-11ч.

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, “графического диктанта”; самостоятельной работы учащихся по памяти).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и “узор” ветвей.

Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”).

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).

Составление целого изображения.

Примерные задания.

Лепка: барельеф на картоне “Дерево на ветру”; игрушка “Лошадка” - по мотивам каргопольской игрушки; “Зайка”, “Котик” “Петушок” - стилизованные образы, по выбору учащихся;

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; “Чебурашка”, “Мишка” (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных пред- метов от наблюдателя;

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать

его в живописи-9ч.

Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью. Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.

Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы лета (с помощью учителя).

Примерные задания.

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.

Рисование        сразу        кистью        по        тонированной        бумаге        (по        памяти        после        наблюдения):

«Праздничный салют» (по черной, темно — синей бумаге гуашью, восковыми мелками).

«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге).

«Сказочные цветы». Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветленная белилами).

Обучение восприятию произведений искусства-2ч.

Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.

Беседы на темы:

  1. Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь

  1. Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например, сталь, гипс, глина, пластилин и др.).

Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитан, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).

Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя). Инструменты художников и скульпторов (фотографии).

Работа над развитием речи

Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов. Новые слова, словосочетания:

Искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, пepo; палитра;

Скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная гpyппa из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;

радостный, мрачный, сказочный, волшебный; смешное, страшное, доброе, злое;

рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти; рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;

красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, узоры Гжели.

Новые фразы: Рисунок с натуры. Рисуй, что бы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.

Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти. Рисуй по памяти (как запомнил).

Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья, и т. п.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,                                           отводимых на освоение каждой темы

Кол-во часов

Тема

Основные виды учебной

деятельности

Обучение композиционной деятельности (12 часов)

1

1

Рисование по памяти. «Веточка сирени в стакане».

Подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место; изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию — главного направления формы листа.

2

1

Рисование на тему "Деревня. Дома и

деревья в деревне летом."

Распознавать формы

простейших плоских фигур и деревьев; рисовать предмет сложной формы, части

КОТО]ЭОГО ПОВТО]ЭЯЮТ

известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы

этих частей (на что похоже).

1

Рисование на тему «Деревья осенью.

Дует ветер».

Правильно держать

карандаш. Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму и цвет

предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом.

4

1

Рисование на тему: «Грузовик и

автобус едут по улице».

Отражать в рисунке свои

зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений

действительности.

5

1

Декоративное рисование «полотенца».

Соблюдать пропорции частей

предмета, учить составлять узоры в полосе, устанавливать

ее сходство с оригиналом.

6

1

Аппликация «Улица города: дома,

деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага)

Соотнесение формы, размера, цвета с сюжетом рисунка.

7

1

Аппликация «Улица города: дома,

деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага)

Соотнесение формы, размера,

цвета с сюжетом рисунка.

1

Декоративная лепка «Кувшин в виде

поющего петуха» по образцу.

Лепка двумя способами: из

целого куска глины и

составление из двух половинок шара.

9

1

Рисование с натуры вылепленной

композиции «Кувшин в виде поющего петуха».

Соблюдать пропорции частей

предмета .Передавать в рисунке основную форму

предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом.

10

1

Лепка декоративной игрушки

«Избушка Бабы-яги".

Соблюдать пропорции барельефа на пластине или

картоне.

11

1

Рисование с натуры вылепленной

декоративной игрушки «Избушка Бабы-яги".

Соблюдать пропорции частей

предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета

12

1

Декоративное рисование «Подводный

мир».

Соблюдать пропорции частей

предмета. Передавать в

рисунке основную форму предмета и палитру красок.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (11часов)

13

1

Составление барельефа —лошадка.

Использовать метод

вытягивания из основной части материала.

14

1

Аппликация «овальная или круглая

салфетка».

Составление узора в круге или

овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов сложенных в двое или

гармошкой.

15

1

Лепка «Человек стоит-идёт-бежит».

Технология изготовления

фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности

изготовления по показу учителя.

16

1

Рисование с натуры вылепленного

человечка в положении статики и динамики (стоит, идёт, бежит).

Соблюдать пропорции частей

предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета

17

1

Рисование по памяти и на основе

представлений «Береза, сосна, ель».

Соблюдать пропорции

деревьев, использовать передний и задний план.

18

1

Зарисовка простым карандашом с

последовательным закрашиванием гуашью по теме «Чебурашка».

Соблюдать пропорции частей

предмета. Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом.

19

1

Выполнение не сложных элементов

росписи гжельской посуды.

Упражнения учащихся в

элементарной росписи в стиле

«Гжель».

20

1

Рисование с натуры предметов «Вазы

разной формы»

Соблюдать пропорции частей

предмета. Передавать в рисунке основную форму

предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом.

21

1

Рисование по памяти предметов:

«Машинка — игрушка» в карандаше.

Составление целого изображения

22

1

Рисование с натуры предметов

различной формы и цвета «Игрушки».

Правильно передавать

пропорции предмета; его существенные признаки.

23

1

Аппликация с дорисовыванием

«Мишка».

Создание из кругов и овалов

фигуры игрушечного медведя

с дорисовыванием: глаз, носа и т.д.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (11часов)

24

1

«Деревья в весенней окраске»

(акварель в технике «по- мокрому»)

Организовать себя на

выполнение задания.

25

1

Рисование кистью по тонированной

бумаги (по памяти после наблюдения)

«Праздничный салют».

Рисование по черной или

синей бумаге гуашью.

26

1

Рисование кистью по тонированной

бумаге «Сказочные цветы» акварель.

Приемы работы акварельными

красками.

27

28

2

Рисование сразу кистью (или по

нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветленная белилами)

Осветление и затемнение

красок в декоративных рисунках.

29

1

Раскрашивание работ нарисованных

карандашам: «Кузнечик».

Соблюдать пропорции частей

предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета.

30

1

Раскрашивание работ нарисованных

карандашам: «Зайчонок»

Передать в рисунке

простой момент из сказки. Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения

предметов.

31

32

2

Раскрашивание работ нарисованных

карандашом: «Мужчина и женщина».

Изображение фигуры

человека.

Обучение восприятию произведений искусства (2 часа).

33

1

Рисование различных по форме

листьев акварелью по мокрой бумаге. Беседа по картине М. Сарьяна

«Солнечный день».

Организовать себя на

выполнение задания.

34

Рисование с натуры цветов.

Беседа по картинам на тему

«Разноцветные краски лета»

(И. Левитана «Яблоневый сад»).

Организовать себя на

выполнение задания.

Рассказывать, что изображено на картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...