Главные вкладки

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА С РЕБЕНКОМ ОВЗ (ЗПР.1) КАК ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    рабочая программа по логопедии (1 класс)

    Березенко Ирина Евгеньевна

    Программа предназначена для индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР.1

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_zpr.1.docx24.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение №2

    к АОП НОО

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

    ЛОГОПЕДА С РЕБЕНКОМ ОВЗ (ЗПР.1) КАК ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Составитель:

    Березенко Ирина Евгеньевна

    учитель-логопед

    высшая кв. категория

    Г. Калининград 2019-2020г.

    Пояснительная записка

     На основании заключения ПМПК и в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выбран варианты 7.1. Данный вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида организации.

    На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ была создана АООП НОО обучающихся с ЗПР с 1.09.2017 года, к которой создан индивидуальный учебный план, учитывающий образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР. АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

        Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, на основании выше указанного, возникла потребность в составлении рабочей программы «Коррекции нарушений устной и письменной речи».

    Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Планета знаний»).

    Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2 и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

    Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

    1. Федеральный  Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

     3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»;

     5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16;

     6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

     7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

     8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

     9. Устав школы

     Цель курса:

     - коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1- 4 классов.

     Задачи:

     Образовательные:

     1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

     2. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.

     3. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.

     4. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

    5. Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).

     Коррекционные:

     1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.

    2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

     3. Развитие навыков построения связного высказывания.

     4. Формирование психологической базы речи:

     - зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;

     - мышления;

    - памяти;

     - устойчивости внимания;

     - накопление представлений об окружающем мире;

     - воображения;

    - наблюдательности, особенно к языковым явлениям;

     - развитие общей и мелкой моторики.

     5. Формирование регулирующей учебной деятельности: планирование      предстоящей деятельности;

     - контроль, за ходом своей деятельности;

     - применение полученных знаний в новых ситуациях;

    - анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.

     Воспитательные:

    1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

     2. Формирование личностных качеств:

    - организованности;

    - воспитанности;

     - взаимоуважения друг к другу;

     - адекватного представления о себе и своих возможностях.

    Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.

     Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:

     1) обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи;

     2) соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия;

     3) усиление общего речевого развития детей за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм преодоления недостатков речи.

    Общая характеристика учебного курса

     Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

    Распределение учебных часов по годам обучения учащихся с ОВЗ обучающихся по программе 7.1.

    Разделы

    Количество часов

    п\п

    2 класс

    1.

    Диагностика  учащихся

    2.

    Коррекция устной и письменной речи

    32ч

    ИТОГО

    34ч

    Место курса

     С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, уровнем психического развития, возрастным критерием. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год (1 раз в неделю).

    Класс

    Год обучения

    Количество часов

    Распределение часов

    1

    2019-2020

    34

    Коррекция речи – 20 минут

    2

    2020-2021

    34

    Коррекция речи – 20 минут

    Коррекция пробелов знаний по русскому языку со 2 класса – 20 минут

    Обязательные индивидуальные коррекционные занятия проводятся не с целым классом, а с одним учащимся.

     Содержание учебного курса

     Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данного учащегося.

    Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка. Рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.

     Коррекционная работа делится на два этапа:

    1. Основной этап.

     Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

    1. на фонетическом уровне;

     2. на лексико - грамматическом уровне;

     3. на синтаксическом уровне.

    1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

     - коррекция дефектов произношения;

     - формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия,

     - совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

     2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

     3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

     Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

     II.  Диагностический этап:

    1. Диагностика учащихся.

     Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.

    1. Слова, обозначающие предметы.

     Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование.

    3. Предложение.

     Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.

    4. Звуки речи. Гласные звуки.

     Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.

     5. Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звуки буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.

     6. Связная речь.

     Составление описание простого предмета .Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

     Планируемые результаты

     По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:

     - учащихся должны различать предложение, словосочетание, слово;

     - анализировать слова по звуковому составу;

     - составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

     - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);

    - писать под диктовку предложения и тексты;

    - правильно читать вслух целыми словами;

     - соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

     - отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

     - высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

     - пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

     - устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

    Литература

     1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.

    2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.

     3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексикограмматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

     4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

    5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

     6. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

    7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.

     8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.

     9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001. 10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.

    11. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.

    12. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г. 13. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы

    Программа создана для индивидуального сопровождения младшего школьника с ОНР, как часть адаптированной основной общеебразовательной программы....

    Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

    Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

    Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

    Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

    Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

    Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...

    Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)

    Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...

    Программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной основной общеобразовательной системы

    Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, в соответствии с нормативно-правовыми документам...