Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)
консультация по теме

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему-то нереализованному и обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появится чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого и моделирование будущего.

В папке вы найдете текстовый материал, а также материал в форме презентации. (к сожалению объем презентации превысил 3 мб. поэтому для тех кого заинтересует материал можете оставить свой email, и я обязательно вышлю вам презентацию.

Во время проведения консультации с педагогами можно подготовить раздаточный материал (сказки). материал можно найти в тексте.

При создании материала были использованы авторские скакзки Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_metod_v_teorii_i_na_praktike.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления на педагогическом совете «Сказкотерапия  (метод в теории и на практике)»

(представление педагогического опыта)

В детстве я обожала слушать сказки на пластинках. В зависимости от своего настроения, я представляла себя тем или иным героем; то я была Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то я была Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов". Я была заворожена теми таинственными голосами, доносившимися с пластинок, которые с первых минут создают эффект присутствия в сказке.

И сейчас мне бесконечно жаль, что очень многим детям, а с этим я столкнулась в своей практике, родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Вот, например, сказка "Роза и ромашка".

Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: "Я некрасивая и плохая".

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Это сказка для тех, кто испытывает чувство острого одиночества, и как следствие становится замкнутым. Трудности героини: непринятие своего окружения, фантазирование, защищающее ее от реальности.

Сказка способствует социализации и иллюстрирует работу психолога с членами коллектива: помочь ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия. Кроме того, сказка способствует принятию реальности, способствует раскрытию личностного потенциала и самореализации.

Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Что могут дать такие истории детям?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей, можно, рассказывая ему такую сказку:

Птенцы

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Внимательно выслушайте ответы ребенка. Чаще всего дети говорят так: “Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку”, “Полетит к маме, потому что он испугался”, “Полетит к папе, потому что он сильней”, “Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его”.

Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: “Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле”, “Попытается лететь, но не сумеет”, “Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.”, “О нем все забудут, и кто-нибудь наступит”.

Возможности работы со сказкой

  • Использование сказки как метафоры
  • Рисование по мотивам сказки
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа
  • Проигрывание эпизодов сказки
  • Использовании сказки как притчи-нравоучения
  • Творческая работа по мотивам сказки:
  • А) Анализ
  • Б)Рассказывание сказки
  • В)Переписывание сказки
  • Г)Сочинение сказки

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

  • 1. Трудности, связанные с общением  (со сверстниками и родителями).
  • 2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
  • 3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  • 4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

Сказки можно использовать и в лечении людей, страдающих соматическими заболеваниями. Сказочный сюжет может подсказать человеку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь.

В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему-то нереализованному и обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появится чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого и моделирование будущего.

Я хочу пригласить вас посетить сказочную страну, в которой происходят удивительные истории. Ее главные герои – обитатели лесов и полей, морей и рек. Некоторые из них живут в вашем дворе, а некоторые высоко в небе. И хот может показаться, что мы с ними совсем не похожи, уверяю вас, многие желания у нас совпадают. Например, мы, как и они, хотим научиться общаться и понимать друг друга, хотим узнать смысл своей жизни и реализовать заложенные в нас способности. И конечно, мы тоже хотим, чтобы наша мечта осуществилась…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психолог...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)"

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершен...

Выступление на педагогическом совете " Финансовая грамотность от теории к практике"

Опыт применения и использования знаний финансовой граммотности  на уроках математики и окружающего мира...