Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС
статья по теме

На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий  для эффективного развития внутренних ресурсов ребенка. Раскрыть необходимые качества социализированной личности.

Ведь современный ученик - это тот, кто не только владеет знаниями, но может их применять на практике. Самостоятельно находить источник информации необходимый современному человеку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий  для эффективного развития внутренних ресурсов ребенка. Раскрыть необходимые качества социализированной личности.

Ведь современный ученик - это тот, кто не только владеет знаниями, но может их применять на практике. Самостоятельно находить источник информации необходимый современному человеку. На сегодняшний день существует более ста теорий личности. Каждые из которых раскрывает данное понятие. Давайте обратимся к некоторым из них.

 Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

Личность – "живой человек из плоти и крови"[1], вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия[2]; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).

Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

Личность - 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо).

Эти теории позволяют нам рассмотреть педагогический процесс с точки зрения формирования ученика как личности, наделения его теми качествами, которые так необходимы человеку.

Совсем недавно педагогика рассматривала обучение с двух противоположных систем обучения традиционного и развивающего, сегодня ФГОС второго поколения позволяет нам применять новые технологии обучения и информацию подавать не в готовом виде и по образцу, а использовать критическое мышление учащихся, проблемное обучения. Возвращаясь к истокам психологии можно отметить труд Л.С. Выготского, который четко определял зоны ближайшего  и актуального развития ребенка. Обратимся к ней,зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область не созревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными» (К. Н. Поливанова). В последние годы, помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социально-психологической науки. Понятно, что в этом случае привычная смысловая нагрузка данного термина приобретает определенное своеобразие. Так, применительно к психологии групп этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа).

Такой подход позволяет ученику воспринимать педагогический процесс не только с созидательной стороны, но и включаться в деятельность в которой он самостоятельно можно выбирать пути обучения.

А деятельность это прежде всего активность человека, направленная на достижения цели.Обращаясь к педагогической психологии и имея в виду труды А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова, можно сказать так: развитие личности человека в первую очередь определяется тем, в какие виды деятельности он включается и под влиянием каких мотивов, на каком уровне эти деятельности осуществляются, какие переживания вызывают. Значит, решающую роль в становлении личности играют обучение и воспитание, а также то, в какой степени обучение и воспитание являются психологически обоснованным включением личности в различные виды деятельности. Большое значение имеет понятие о ведущей для того или иного возраста деятельности (А. Н. Леонтьев), которая определяет развитие личности на конкретном этапе ее жизни.

В психологии и педагогике советского периода под влиянием идеологического заказа гипертрофировалось значение термина «формирование». Речь шла не только о формировании навыков и умений, но и о формировании мышления, качеств личности, наконец, о формировании самой личности с заранее заданными свойствами. Разумеется, это «формирование» должно было происходить путем включения человека в ту или иную деятельность. При этом недооценивались его индивидуальные, генетически обусловленные особенности. Следует заметить, что деятельностный подход не имеет ничего против учета индивидуальных различий.

Относительно высказываний о гипертрофировании роли категории «деятельность» в психологии можно сказать следующее: придание особого значения данной категории — не то же самое, что гипертрофирование категории наблюдаемого поведения или категории бессознательного, ибо деятельность — способ существования личности.

Подводя итоги мы можем сделать вывод, о том что внедрение новых ФГОС это прежде всего технологий, обеспечивающие формирования личности через деятельность. Рассмотрим современные технологии реализации ФГОС: кейс-технологии, технологии коучинга, технологии критического мышления.

Рассмотрим технологии коучинга. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики. Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру.

Технологии коучига могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, учениками. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на суть самого процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателя.

При использовании методологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализация функции стимула интереса к обучению.

Так на чем же построена технология "Коучинга"?

Давайте обратимся к теории компетентности и определим в ней 4 этапа.

Неосознанное незнание

Осознанное незнание

Осознанное знание

Неосознанное знание

В чем заключается эта теория. Иногда человек может не совершать каких либо действий, только потому, что он просто не знает (хотя эти знания могли бы ему помочь в повседневной жизни). Самый лучший пример данного этапа первоклассник, который пришел в школу еще с малым багажом знаний.

На втором этапе человек уже знает, но еще не понимает некоторые аспекты полученных знаний.

Для третьего этапа характерны умение работать с полученной информацией, а четвертый этап - это навык, когда мы можем применить полученные знания на практике.

А теперь давайте, вспомним, когда мы работаем над новой темой урока. Не эту ли теорию мы используем? И наша цель, чтобы ребенок мог самостоятельно применять полученные знания.

Таким образом, эффективный подход в данной системе - это деятельность и взаимодействие. Такой подход дает целостность, творчество, радость, удовлетворение и успех. Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от обучающихся  таких способностей, как умение самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Сегодня начальное образование закладывает основы учебной деятельности ребёнка: систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать,  сохранять и реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Задачи учителя в период введения ФГОС начального общего образования второго поколения: включение в работу эффективных педагогических технологий, прогрессивных методов и приёмов; осуществление индивидуального, личностно ориентированного подхода к образовательному процессу; применение на практике системно-деятельностного подхода; интеграция обучения с информационно-коммуникационными технологиями.