Готовность к школе.
консультация по теме

Шушурихина Вера Анатольевна

Материал для родителей дошкольников по подготовке детей к  обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к  школе.

…Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...

Л. А. Венгер, детский психолог

 Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя – вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.

Начало учебы в школе – это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?

 Что такое психологическая готовность к школе?

Специалисты выделяют три составляющие психологической готовности к школе –интеллектуальную, личностную и социальную.

 Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к обучению включает в себя определенный уровень развития психических функций – памяти, восприятия, мышления и воображения.

Школьный урок длится 45 минут. А сколько времени Ваш ребенок способен посвятить одному делу? Умеет ли он быстро переключаться с одного занятия на другое?

Прислушайтесь к речи ребенка. Частое использование оборотов «если…, то», «потому что», «поэтому» и т.п свидетельствует об умении устанавливать причинно-следственные связи. Логическое мышление также проявляется в способности классифицировать предметы – объединять или дифференцировать их на основе определенных признаков. У будущего первоклассника не должно вызывать затруднений задание перечислить домашних и диких животных, хвойные и лиственные деревья, ягоды и фрукты и т.п.

Успех школьного обучения во многом зависит и от того, насколько быстро и правильно ребенок понимает суть поставленной задачи, следует ли он рекомендациям и руководствам.

Кроме того, хорошо подготовленный к школе ребенок способен планировать свою деятельность – ставить перед собой цели и достигать их. Личностная готовность

Многие дети на рубеже школьного возраста переживают так называемый «кризис 7 лет». Любимые игрушки перестают их радовать, а прежде увлекательные игры навевают скуку. По мнению психологов, игровая деятельность не может полностью удовлетворить растущие потребности ребенка в познании окружающего мира. К 7-и летнему возрасту большинство детей готовы впитывать новые, более «взрослые знания», а также занять новое социальное положение – школьника.

На вопрос «Хочешь ли ты ходить в школу?» многие дети отвечают положительно. Кто-то стремится не уступать старшему брату, кого-то привлекает в школе отсутствие послеобеденного «тихого часа», кто-то мечтает носить школьную форму и красивый портфель.

В идеале, у ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению – понимание того, что он идет в школу, прежде всего, за тем, чтобы получить новые знания. Важное значение имеет и «внутренняя позиция школьника» – положительное отношение к школе, понимание важности учебы, ответственного отношения к занятиям.

 Социальная готовность

Школа – это новая среда для ребенка. Залогом успешной адаптации к ней является умение налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, проявлять толерантность, решать конфликтные ситуации.

К 6-7 годам детская непосредственность и непроизвольные реакции, свойственные дошкольникам, сменяются умением контролировать себя. Родителям стоит заранее рассказать своему ребенку о правилах поведения на уроке – внимательно слушать учителя, не разговаривать с соседом по парте во время занятий, не кричать с места. Если ребенок во время урока ведет себя неадекватно – это говорит о его психологической незрелости или неподготовленности.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя частью «одной команды» – класса, объединенного общей целью и относился к другим ученикам, как к партнерам. Если ребенок перебивает одноклассников во время ответа, смеется над их ошибками, не может принять точку зрения, отличную от его собственной – это может значительно усложнить ему жизнь в детском коллективе.

Психологически зрелый первоклассник имеет адекватную самооценку. Для дошкольников часто характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей – это не мания величия, а нормальное явление для детей младшего возраста. К 6-7 годам ребенок способен объективно оценивать свои действия и признавать ошибки, принимать критику и замечания учителей.

Проблемы в школе могут возникнуть и у ребенка с низкой самооценкой – он боится  проявить инициативу, сделать что-то неправильно, потерпеть неудачу. Часто причины неуверенности в себе кроются в семье, где родители не проявляют должного внимания и тепла к своему чаду либо, наоборот, предъявляют чрезмерную требовательность к нему.

 Как психологически подготовить ребенка к школе?

Что же могут сделать родители будущего первоклассника, чтобы облегчить его адаптацию к школе?

Самая большая ошибка, которую совершают родители – это запугивание детей строгими порядками в школе: «Если бы ты в школе так выполнил это задание – тебе бы учитель поставил двойку», «Вот пойдешь в школу – играть будет некогда» и т.п.

Важно настроить своего ребенка на позитивное отношение к школе. Объясните ему, что там можно узнать много интересного, встретить новых друзей, найти себе увлекательные хобби, посещая внеклассные занятия и кружки. Расскажите ему о своих школьных годах – любимых предметах, учителях, забавных случаях, поездках с классом.

Развивая тему «Школьные годы чудесны», не забудьте упомянуть, что в школе могут возникнуть и определенные сложности. Ребенок, представляющий себе учебу только в радужных тонах, будет сильно разочарован, столкнувшись с первым замечанием учителя или плохой оценкой.

Идеальный способ психологической подготовки к школе – посещение курсов для будущих первоклассников. Помимо того, что ребенок получит там необходимые знания, он сможет познакомиться со школьной обстановкой, с некоторыми учителями.

Если при школе нет подготовительного отделения – можно прийти с ребенком в день открытых дверей – походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с его будущим учителем и одноклассниками. Расскажите о школьном распорядке дня – расписании уроков, переменах, дисциплине.

Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель и канцелярские принадлежности.

Обеспечьте первокласснику поддержку на случай возникновения сложностей с адаптацией. Некоторые родители берут отпуск на начало первого учебного года.

Шушурихина В.А.  психолог МБОУ Кутуликская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

"Готовность к школе"

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. В докладе даётся ...

Психологическая готовность к школе

В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....

Готовность к школе.

Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....

Готовность к школе.

Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...