Развитие памяти школьников
учебно-методический материал по теме

Клычкова Алла Ивановна

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития памяти школшьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pamyati_shkolnikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти школьников

1. Что такое память?

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Она сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память как познавательный процесс обеспечивает любой вид нашей деятельности (чтение, письмо, осмысливание собственного поведения и т. д.). Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, т. к. не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. От наших органов чувств мы получаем информацию об окружающем мире, но она была бы бесполезной, если бы память не сохраняла бы связи между отдельными факторами и событиями.

        Итак, память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Забывание является частью механизма памяти, т. к. даёт нам возможность сконцентрировать внимание на чём-то важном в определенный момент и отбросить всё не важное, забывать ненужные факты.

        Память обеспечивается работой коры головного мозга, но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе в височной доле каждого из полушарий. Если эта область повреждена, процесс запоминания протекает с нарушением.

        Работа памяти определяется деятельностью нервных клеток, нейронов, связанных в мозге между собой. Сигнал от одного нейрона к другому передают особые вещества, например; ацетилхолин. Нехватка ацетилхолина в мозге равнозначна нехватке бензина в машине. В этом случае пропадает способность к усвоению значении и функционирует лишь спонтанная память, основная на чувственных реакциях организма. При старении организма количество вырабатываемого ацетилхолина уменьшается, вследствие чего  мыслительные процессы затормаживаются. Чтобы компенсировать снижение  умственной активности, нужно обучаться новым мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение информации из памяти.

2. Виды памяти

Наша память многолика. В зависимости  от временных рамок различают кратковременную память – это оперативная (рабочая) память, способная, согласно определению психологов, одновременно удерживать 7 объектов в течение максимум 30 секунд (например, заглянув в записную, сразу же вы набираете номер телефона, мысленно повторяя его, пока набираете, если вас прервать, в этот момент, номер исчезнет из вашей памяти, поскольку была установка запомнить, чтобы сразу же набрать).

Долговременная память – способность долго хранить информацию, её работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях; чувственном, эмоциональном    и интеллектуальном.

В зависимости  от того, как  мы получаем информацию, через какие органы чувств,  соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и  вкусовую память.

В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: вербальную  память  (словесную), образную   (память на образы);  двигательную (память на  движения), эмоциональную (память на эмоции, чувства, переживания) и.т.д. Основу памяти  составляет генетически  обусловленная способность запечатлевать информацию, так сказать природная  пластичность нервно-мозговой  ткани (“мнема”), назовем  ее  природной  памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте, скорее всего она созревает в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем  может и не развиваться. Благодаря этой памяти информация запоминается непосредственно, механически, то есть без специальных средств.

Сложная для восприятия информации требует ее осмысления и использования специальных способов и приемов качественного запоминания на логическом уровне. Именно логическую память можно и нужно развивать. Научные изыскания доказывают, что тренировка логической памяти обуславливает рост всех остальных способностей школьников.

3 Способы развития логической памяти.

Современному ученику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными:

  1. Группировка – это разделение всего запоминаемого материала на части (Вступление, основная часть, заключение, выводы) и т.п.
  1. Классификации – это разделение материала на классы по определенным признакам (причины – следствия, общее – частное, животные – растения).  В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделён необходимый для запоминания материал
  1. Структурирование - это приём упорядочивания материала, выделение главного от неглавного, выстраивание основных мыслей в логической последовательности.
  1. Опорные пункты - использование ключевых понятий предложений, плана и других опорных пунктов для запоминания большого объема информации (“узелки на память”).
  1. Ассоциации – это способ связи новой информации с уже знакомой в прошлом опыте, он связан с ассоциативным мышлением. Учитель может предлагать ученикам некоторые примеры ассоциации (памятные даты с днями рождения, номерами квартир, имена и отчества) соотнести с именами всем известных писателей, политиков. Это будет зависеть от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, эмоционального состояния, от пола ребенка.
  1. Мнемотехнические приемы – это построение в нелогических ассоциаций, которое обеспечивает эффектность сохранения и припоминания нужной информации, например:

- рифмование (“Сапоги мои того – пропускают H2O  - для заполнения формулы воды; “Иван родил девчонку, Велел  тащить пелёнку” - для запоминания падежей);

- аббревиатура (слово ОВАЛ – подсказка для запоминания  четырёх самых  крупных  рек  России О – Обь, В - Волга, А - Амур, Л - Лена.)

- метод Цицерона (отдельные  “карманы”  для  хранения  определенной   информации    в   упорядоченной  последовательности

- кодирование  (фраза «каждый охотник    желает знать,  где  сидит фазан» помогает    запомнить    цвета спектра).

4. Особенности развития памяти у школьников.

В начале школьной жизни, память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется; процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком  направлении  и какими темпами будет  развиваться  память. У этого  явления  есть  закономерные  причины.  Память  младшего  школьника  такова, что  он может  запоминать  произвольно  и непроизвольно, может заучивать материал механически, но может  и применить какой-либо способ для запоминания информации. Для школьника 7-8 лет удобней пользоваться непосредственной памятью, ему гораздо легче заучить, вызубрить, чем осмыслить материал. Возникает  ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии,  чем запоминание без него. Это явление носит временный характер. К 10-11 годам продуктивность опосредованной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. Младшие школьники в 3,4 кл. способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять механический план. Активная мыслительная деятельность создает необходимую атмосферу, стимулирующую развитие памяти ребенка. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки  охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, у них результаты механической памяти выше. Мальчики оказываются более успешными в овладевании  способов запоминания. В подростковом возрасте, благодаря развитию абстрактного мышления, возможности памяти школьника в этот период практически безграничны. Память подростка может удивлять силой и слабостью одновременно. Многие учителя жалуются на рассеянность и плохую память подростка.  Парадокс?! С одной  стороны, память сильна как никогда, а с другой – ученик  средних классов часто ошибается, быстро забывает, медленно и мучительно что–то запоминает. Всему виной новые бурные изменения в физиологии и личности подростка. Его сознание полностью сконцентрировано на них. Это приводит к тому, что подросток  с трудом управляет своей памятью, им управляют новые появившиеся  переживания. Однако, всё то, что связано с интересами подростка, будет запоминаться на удивление легко, точно и в большом объёме. Любому учителю хотелось бы, чтобы такой  всепоглощающий интерес вызывал его предмет. Чтобы у человека к чему-то возник стабильный  интерес, он должен ощутить успех в этой деятельности. Ему нравится  та деятельность, которая у него получается. Занятия, которые увлекают, дают ощущения движения вперед, легкости процесса и результата познания.

5. Практические   советы  учителю.

  1. Учебный материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Помните, что 60% информации человек запоминает посредством зрительной памяти. Поэтому при объяснении и укреплении материала используйте наглядные средства (карты, схемы, рисунки, слайды и т. д.)
  1.  В психологии известен так называемый “эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа или урока, то необходимо акцентировать внимание учащихся на ней: “ Это важно. Это необходимо запомнить!” Такие установки выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти учащихся.
  1. Эффект Зейгарника заключается в том, что прочнее запоминаются незаконченные действия. Например, сначала ученик прочитал один раз параграф по географии, затем переключился на выполнение домашнего задания по русскому языку, а после  этого возвращается к учебникам  по географии. Результат может удивить: много  запомнилось и каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет  закрепляющим.
  1. Эффективность  запоминания зависит от функционального состояния ребенка. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня, лучшее время – около 11 часов. Во второй половине дня около 16 часов. Поздно вечером не стоит зачитывать новое, лучше заняться повторением
  1. Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать 30 % уже известной. Объяснение нового сложного материала надо начинать с анализа старого.
  1. На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7-8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.

6. Как научиться запоминать?

 ( советы для учащихся)

  1. При заучивании давай себе установку запомнить хорошо и надолго.
  1. Пользуйся смысловыми опорами (план, конспект, ключевые слова, рисунки, таблицы, схемы).
  1. Начинай повторять материал не позже 24 часов после его восприятия.
  1. Заучивай и повторяй небольшими дозами и почаще.
  1. Если учить наизусть, используйте мнемотехнику.
  1. При воспроизведении материала старайся сам припомнить, не подглядывая в запись.
  1. Прежде чем запомнить любой материал, его нужно понять, “перекодировать на свой” язык, т. е. пересказать своими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития....