«Формирование у школьников учебной деятельности или как помочь ребенку хорошо учиться»
статья на тему

калинина наталья ивановна

 Эта статья, написанная в форме лекции, знакомит читателей с идеями педагогической психологии, рассказывает о психологических трудностях, которые испытывает школьник в процессе учебы – как их распознать и что надо делать, столкнувшись с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_kak_pomoch_rebenku_uchitsya.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у школьников  учебной деятельности

или как помочь ребенку хорошо учиться»

 Эта статья, написанная в форме лекции, знакомит читателей с идеями педагогической психологии, рассказывает о психологических трудностях, которые испытывает школьник в процессе учебы – как их распознать и что надо делать, столкнувшись с ними.

Цель лекции. Познакомить слушателей с психологическими аспектами учебной деятельности и ее структурой.

Задачи лекции. Научить родителей распознавать типичные проявления нарушений учебной деятельности; показать, какого рода меры принимать в случае неумения учиться; как помочь ребенку выполнять домашние задания.

Организационная форма лекции. Монологическое высказывание с апеллированием к личному опыту слушателей. Лекция проводится на родительском собрании. Настроение доброжелательное, обстановка доверительная, можно дать понять слушателям, что у лектора тоже случаются трудные ситуации по воспитанию собственных детей. Стиль общения направлен на взаимное уважение и доверие.

              План.

 1. Почему ребенок не хочет учиться?

 2.Структура учебной деятельности

   3. Учебная   задача.

 4. Как  помочь школьнику в формировании учебных   действий.

5. Контроль и самооценка.

                Дорогие родители! Ваши дети пришли в школу совсем недавно. И все (или почти все) они очень хотели учиться. К сожалению, со временем  это жгучее желание ходить в школу  у многих детей пропадает. И даже от первоклассника можно услышать: «Я заболел. Ура! Теперь не надо ходить в школу!»

Почему он не хочет учиться? Учение – дело совсем не легкое и не простое. А что побуждает ребенка заниматься этим делом? Что является для него движущим мотивом? Есть несколько ответов. Исследования учебной мотивации младших школьников показали, что среди тех мотивов, которые хорошо осознаются и понимаются детьми, преобладают  широкие социальные мотивы (хочу быть культурным человеком, получить хорошую специальность, стать полезным человеком, хорошо зарабатывать, знания мне нужны для будущего), мотивы долга и ответственности (стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя). Однако эти отдаленные мотивы недостаточно приближены к повседневной жизни детей. Действенной оказывается только короткая мотивация с ее близким результатом. Это одна из особенностей младшего школьного возраста. Основным побуждающим мотивом учебной деятельности младших школьников оказывается отметка. А вот учебно-познавательные мотивы  не являются ведущими. Но следует отметить, что на протяжении младшего школьного возраста у детей развиваются познавательные интересы («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое»), возникают избирательные интересы к отдельным школьным предметам. Ими движет светлая радость познания. Однако надо прокомментировать! В свое время, когда не было ни телевидения, ни радио, книга была единственным источником знания. И путь к книге лежал через школу. Но сегодня в школу приходят дети, имеющие совсем другой запас информации, чем это было в прошлом. Многое из школьного материала кажется знакомым и уже не вызывает особенного интереса. А на долю светлой радости познания остается таблица умножения, спряжение неправильных глаголов и прочие не слишком привлекательные вещи. Получается, что познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения.

Определенная часть детей, посещающих школу, не хочет учиться. Им трудно и не слишком интересно. Им трудно правильно и чисто выполнить все грамматические упражнения. Трудно заучивать стихотворения. Трудно запоминать таблицу умножения.

Чтобы у ребенка был интерес к учебе, необходима целенаправленная, специально организованная работа.  Итог начального образования – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся, в отличие от обучаемого. Встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или не могу решить эту задачу» б) «Что мне недостает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой: «А у меня не получается!..», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия.  На практике позиция учащегося проявляется нечасто. Даже в условиях специально организованного развивающего обучения, направленного на формирование у школьников полноценной учебной деятельности, она возникает далеко не у всех детей. Но только позиция учащегося  превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.

Какие можно дать советы родителям для работы с детьми? Человек должен ощущать свое продвижение вперед – постоянно или хотя бы периодически. Например, ребенок учится писать. Не очень получается. Буквы кривые, неровные. Но и среди них наверняка есть более удачные. «Посмотри, как хорошо ты ее написал. Вот бы еще таких несколько. Может, получится, если постараешься?» И ребенок старается. Обязательно похвалите. Надо сконцентрировать внимание ребенка на достигнутом, даже если это всего-навсего одна прилично написанная буква. Отметить это достижение, похвалить и поставить следующую задачу – пусть таких удачных букв будет больше.

А бывает и так: «Ну как ты пишешь, что это за буквы – просто ужас какой-то! Ты совсем не стараешься!»  Любому нормальному человеку после таких слов захочется подальше забросить эти тетрадки. Интерес к учебе пропадает.

Еще совет. Очень полезно ставить вопрос: «Чему мы научились?» (за урок, за неделю, за месяц), чтобы акцентировать внимание ребенка на собственном прогрессе. Мы еще будем говорить, что это один из способов научить ребенка выделять учебную задачу. Одновременно это и способ отмечать свои достижения.

Важно поддерживать любое стремление научиться чему-то новому (и не обязательно в пределах школьной программы). Не избегать ответов на бесконечные «почему» в младшем возрасте. Не отказываться выслушивать их рассказы о том, что они узнали нового из книг, телепередач, даже если это вам знакомо. Всячески поддерживать стремление ребят научиться чему-то в домашних делах.

Главное – не направить свои усилия по ложному пути под флагом борьбы с ленью. И тогда начинаются бесконечные нотации о пользе учения. Либо угрозы и наказания, либо обещания всяческих благ за хорошую учебу.

Неумение учиться. Такое бывает: ребенок посещает школу и тем не менее не умеет учиться. Дело в том, что неумение учиться принадлежит к числу скрытых феноменов. Судить приходиться по каким-то косвенным признакам: хроническая нехватка времени на приготовление уроков, или неумение ребенка ответить в классе выученный накануне урок. У ребенка не сложилась учебная деятельность либо она сформировалась с какими-то дефектами.

Структура учебной деятельности. 1. учебная задача – научиться чему-то, чего человек сейчас не знает или не умеет. 2. учебное действие. Мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения. 3.  Контроль и самооценка.

Только тогда, когда человек ставит себе сознательную цель – научиться чему-то, чего он раньше не знал или не умел, - только тогда добывание знаний становится учебной деятельностью.

Формирование учебной деятельности в 1 классе надо начинать с формирования  умения выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания.

 Пример. Конкретное задание: сложить 8+4, 9+6, 4+7. Какая здесь учебная задача? Научиться складывать число с переходом через десяток. Вот это умение – за конкретным заданием увидеть задачу – надо привить школьнику как можно скорей. Без этого его учебная деятельность не будет успешной с самого начала.

Другой пример. При решении арифметических задач ребенок выделяет не математическую, а сюжетную сторону. «Ехали 6 комбайнов, 2 из них сломались..» Ребенок решает так: «Их починили, и они поехали в поле». Или: «Мама дала сестре на 2 яблока больше, чем брату».  Ребенок требует: «Надо поровну».

Как узнать, умеет ли ребенок  выделять учебную задачу? Это желательно сделать в младших классах, когда он еще только овладевает учебной деятельностью. Для этого можно использовать такие вопросы: «А зачем нужно такое упражнение? Что ты осваиваешь, когда его делаешь?» и т.п. Вопросы могут быть направлены на сравнение разных заданий и упражнений, относящихся к одном правилу или, напротив, к разным правилам.

Как показывает практика, научить младшего школьника учебную задачу довольно легко. Важно помнить, что такие затруднения возможны. И родители могут помочь, контролируя ребенка при выполнении домашнего задания. Обычно учителя в конце урока отводят время на то, чтобы проверить, как дети поняли смысл выполняемых ими конкретных заданий. Вопрос «Чему мы сегодня научились на уроке?» помогает детям понять, что они не просто писали в тетради палочки и раскрашивали кружочки, а учились вычитать и складывать числа.

Как помочь школьнику? Родители видят, что сын или дочь не умеет выделять учебную задачу. Что делать?  Есть несколько приемов. Один из них – использование ретроспективы, обращения назад. Дети обычно хорошо отдают себе отчет, чего же они раньше не знали,  а вот теперь знают. Возьмите учебник и тетрадь и сравните, что делали сегодня, а что – месяц назад. «Значит, чему же вы научились?» Так можно подвести ребенка к выделению учебной задачи на примере только что освоенного материала.

Очень полезным может быть прием – сопоставление заданий разного типа, предлагаемых для усвоения одного и того же правила. Ребенок должен увидеть, что за разнородными заданиями стоит одна и та же учебная задача. ( Например, в одном случае поставить вместо многоточия слова, приводимые в скобках, в другом – выбрать из двух вариантов верный, в третьем – самому привести нужный пример).

Хорошим приемом являются коротенькие беседы со школьниками.  Поинтересуйтесь, что делали на уроке в школе. Если ребенок видит суть происходящего в том, что «писали на доске», «решали задачки в тетради» и не может сказать, для чего это было нужно, значит, он учебной задачи не выделяет. Тогда надо его натолкнуть на необходимость задуматься, зачем все это делалось.

В случае систематических неудач развивается так называемая интеллектуальная пассивность, которую взрослые нередко принимают за врожденную тупость и неспособность к учению. Ребята переживают это состояние тяжело, но не могут ничего объяснить взрослым. В этом случае надо прежде всего ликвидировать отставание в знаниях, помочь ребенку догнать товарищей по классу. Для этого можно использовать обучение в игровой ситуации (игра в поезд, в магазин, в школу).

Ошибки родителей.

1.Убежденность в том, что никакой помощи со стороны школьнику не требуется: все заботы, касающиеся учебы, на себя должен взять учитель.

Родители игнорируют все проявления, говорящие о неумении выделять учебную задачу, расценивая их как забавные курьезы.

  1. Следующая ошибка характерна для этапа, когда неумение выделять учебную задачу приводит к провалам в учебе. Родители считают, что ребенок невнимательный, ленивый и становятся на путь наказания. Это бессмысленно и вредно. Ведь в данном случае ребенок сам страдает больше всех от одного ощущения непонятных трудностей, которые на него навалились. Если же еще и наказывать за неудачи, пред которыми он бессилен, то недолго вогнать ребенка в состояние панического страха. А в этом состоянии он лишается возможности думать, может быть, посмотреть, как работают другие ребята, безбоязненно подойти к учителю. То есть исчезает возможность того, что ребенок сам преодолеет возникшую трудность.
  2. Папа или мама усаживается рядом со школьником с целью контролировать процесс                            приготовления уроков и разъяснять то, что непонятно. Но ученик начинает имитировать полную непонятливость. Сначала родитель пытается несколько раз объяснить – никакого эффекта. Тогда начинает объяснять на конкретных примерах. Опять непонятно. Примеры упрощаются и превращаются в косвенные подсказки. И только когда ответ на вопрос просто бросается в глаза, он замечает очевидное и произносит нужное слово. Взрослый устало вытирает пот со лба. Наконец-то ребенок понял! Но фактически школьник заставил выполнить всю работу вместо него. Такой школьник тренируется не в решении задач, а в умении заставлять взрослого работать вместо него. Увы, родители часто не понимают происходящего. А в результате школьник напрочь отучается делать какое-то умственное усилие.

Другая важная задача, стоящая перед школьником – научиться выделять в материале предмет усвоения.      Это не так просто. Любой предмет многопланов, он имеет разные стороны, и каждая из них может стать предметом усвоения. Но далеко не всегда они очевидны для ребенка. Например, звуковая сторона слова. Некоторые дети не умеют выделить звуки в слове. Позже предметом усвоения становится грамматическая сторона. (Родственные слова  для  ребенка – «лицо» и «голова», а «голова» и «головешка» не имеют ничего общего, ведь головешки – догорающие дрова  и никакого отношения к голове не имеют).

     Как помочь ребенку научиться выделять предмет усвоения? Прежде всего надо убедиться, что проблема именно в этом. Если школьник хорошо помнит материал, как он изложен в учебнике, но затрудняется, если вопрос поставить не так, как в книжке и для ответа нужно воспроизвести материал выборочно; если в классе не может ответить на вопрос учителя, а после ответа другого ученика уверяет, что он все это тоже знал – не стоит считать это неумелой ложью. Скорее всего, это – неумение выделить в материале предмет усвоения. К сожалению, многие родители в таких случаях стараются сами выделить предмет усвоения и показать его школьнику в готовом виде. Показывать надо способ, как это сделать. Надо найти действие, с помощью которого в  изучаемом объекте выделяется нужная сторона. Напр., грамматические явления обычно легко выделить с помощью словоизменений. (Как меняется смысл слова с изменением приставок, суффиксов, окончаний). Можно использовать упражнения и контрольные задания из учебника.       Необходимо понаблюдать, как занимается ребенок дома, заставить его раз-другой ответить выученный урок, попробовать поставить перед ним вопросы не по порядку, а вразбивку. Главное, нужно помнить, что взрослый должен дать школьнику не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

Родителям следует знать, что есть такая «болезнь» - нарушение учебной деятельности.

Итак, умение выделять задачу – это первое, чем должен овладеть ученик. Не менее важно для школьника в каждом случае правильно выделять предмет усвоения. Но надо еще уметь выполнять поставленную задачу – усвоить то, что надо усвоить.

Как помочь школьнику в формировании учебных действий? Какие трудности встречаются здесь чаще других? Начнем с дословного заучивания. С одной стороны, некоторые вещи необходимо заучивать наизусть. С другой, хорошо известно, что у ребят в младших классах часто наблюдается стремление воспользоваться буквальным заучиванием вместо логически осмысленного запоминания материала.  И  это  стремление сможет помешать ребенку усвоить правильные приемы учения. Где же грань, за которой буквальное заучивание  перерастает во вредную привычку? Возьмем простой случай – заучивание стихотворения. Первоклассник хорошо понимает, что от него требуется: дословно запомнить стихотворение, чтобы завтра рассказать его перед всем классом. Ребенок осознает возникшую учебную задачу: «Я должен научиться заучивать стихи». И одновременно думает, как построить свою деятельность (А как это сделать?)  В процессе работы ребенок пользуется простейшими приемами заучивания – читает несколько раз, пытается воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяет эти части в довольно крупные отрывки, и , наконец, целиком.

Можно показать ребенку, что попытки самому воспроизводить материал дают лучший результат, чем многократное чтение по книге. Посоветуйте это ребенку, затем он и сам в этом убедится. Так начинается важная работа по формированию учебных действий.

При заучивании наизусть перед ребенком встает задача самоконтроля: выучил или нет. Сначала это просто – сумел повторить все точно, - значит, выучил, не сумел, - значит, не выучил. Важно, чтобы ребенок понял необходимость проверять себя.  Дайте первокласснику возможность убедиться самому, что однократное правильное воспроизведение еще не гарантия того, что он сможет завтра на уроке правильно повторить стихотворение. Пусть во время заучивания стихотворения ребенок не делает пауз, чтобы погладить кошку или посмотреть в окно. Он не должен убегать играть, пока не выучил. Пусть ему придется отказаться от каких-то интересных игр или занятий. Все это помогает выработать важное умение – отдавать предпочтение тому, что надо делать перед тем, что хочется.

Навык дословного заучивания школьнику необходим, но он не должен оказаться единственным учебным приемом, которым овладел ученик и который он применяет во всех случаях жизни. При запоминании сложного и объемного материала потребуются другие приемы. Необходима активная мыслительная обработка прочитанного. Задача родителей в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе  его активной  обработки. Если он это поймет и начнет самостоятельно искать такие приемы – значит, все в порядке.

Давайте рассмотрим некоторые приемы активной умственной обработки материала.  1. Смысловая группировка – когда в изучаемом материале выделяют такие куски, которые образуют как бы отдельные подтемы внутри общей темы. Как же научить ребенка производить смысловую группировку? Прежде всего проще это сделать, начиная с хорошо структурированного материала. Мы просим ребенка разбить текст на куски, и эти куски должны быть составлены по смысловому принципу, а не просто быть одинаковой величины. Если у ребенка проблемы, то взрослый может на каждом выбранном тексте показать ребенку, какая общая мысль содержится в объединяемых вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что, хотя в каждой фразе говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Так постепенно взрослый подводит его к умению расчленять текст на смысловые куски. Не навязывайте ему своих решений – у разных людей смысловая группировка одного текста может быть различной. Главное, чтобы была логика.

Следующий прием активной мыслительной обработки материала – закрепление выделенных частей. Для этого придумываем для них названия. У взрослого это происходит автоматически, а ребята порой затрудняются озаглавить выделенные части. Заглавие должно быть обобщающим. Если ребенок затрудняется, вполне можно подсказать ему 2-3 заглавия, и одно из них пусть не будет обобщающим. Пусть школьник подумает, сравнит и сам решит, какое лучше.

Когда ребенок научится  давать заглавия выделенным смысловым кускам, надо ему сказать, что записывать их не обязательно, можно и про себя. Позже заглавие сокращается до одного слова. И можно пояснить, что и это единственное слово можно не придумывать, а просто использовать подходящее слово, имеющееся в тексте.

Так образуется опорная схема, которая отражает структуру этого материала, логику его построения. С помощью такой схемы ребенок свободно владеет материалом. Его не смущают вопросы учителя по ходу рассказа, он всегда может перестроиться, продолжить его с любого места, ибо схема прочно сидит в голове.

Как помочь школьнику овладеть приемами активной умственной работы? Кстати, часто дети это делают сами, без помощи взрослых. Ну а если это не так? Поначалу это потребует некоторых дополнительных усилий. Выполняя домашнее задание, ученик должен сначала прочитать материал и только потом приступить к его умственной обработке: разбить на смысловые группы, дать им названия, затем составить логическую опорную схему материала. Но это на первых порах.  Позже ученик сможет уже в процессе чтения начать умственную обработку текста. В конце концов это приведет к тому, что даже в результате однократного чтения у школьника складывается в уме опорная структурная схема материала. У человека, освоившего рациональные приемы учения, чтение, понимание и запоминание происходит одновременно в процессе активной мыслительной обработки материала.

Теперь о повторном чтении. Важно научить ребенка правильно пользоваться повторным чтением как приемом заучивания. Оно необходимо, когда перед нами таблица умножения, стихотворение. А если материал требует осмысленного усвоения? Тогда хорошо использовать четырехступенчатый метод. При этом обычное повторение обогащается внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.

Первая ступень – основные мысли. При первом чтении нацельтесь на выделение основных мыслей в их взаимосвязи.

Вторая ступень – внимательное чтение, «отлавливаем» подробности, которые можно привязать к основным мыслям.

Третья ступень – обзор. Снова обращаетесь к материалу и не читаете его, а просматриваете от конца к началу. По ходу дела проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задаете себе вопросы об этих связях и тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы. Такое обратное прохождение «схватит» информацию в вашем мозгу, как цемент.

Четвертая ступень – доводка. Отложив книгу, по памяти повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз соответствующие подробности. Повторять нужно  членораздельно проговаривая про себя, еще лучше вслух, хотя бы и обрывками речи, а не полными предложениями.

Как ни странно, многим помогает, если они не сидят с учебником за столом, а  ходят по комнате, возможно кругами.

Какие же ошибки допускают школьники, когда используют повторное чтение как средство изучения материала? Первая, наиболее грубая, заключается в том, что эти повторения ничем не отличаются друг от друга. Школьник просто читает – раз, другой, третий, и терпеливо ожидает, что  материал запомнится сам собой. В начальных классах эта ошибка бывает связана с плохой техникой чтения. Тогда надо помочь ребенку подтянуть технику чтения. Другая ошибка – отсутствие самоконтроля. Неоднократно прочитав материал, школьник прекращает это, когда у него появляется чувство, что он выучил, чувство «знакомости». Но – одно дело, почувствовать, что материал знаком, и другое – суметь безошибочно воспроизвести его.

Довольно частой ошибкой является чтение без пауз для осмысливания трудных частей текста и без повторного перечитывания.

У родителей может возникнуть вопрос: как же выявить ошибки, допускаемые школьником? Сидит он. Делает уроки, а кто его знает, активно он работает или пассивно? Разобраться можно. Надо внимательно понаблюдать, не вмешиваясь, за тем, как работает школьник. Необходимо уделить этому несколько вечеров. Попросите сына или дочь ответить выученный урок. В конце концов можно спросить напрямик, как он учит урок, пользуется ли тем или иным приемом. Но не надо спешить с выводами. Ребенок может хорошо ответить урок, но использовать при этом нерациональные методы работы и долгое время «выезжать» за счет хорошей памяти.

 Другой вопрос, который могут задать родители: а как лучше заучивать материал, не допускающий никаких изменений? Здесь именно неоднократное повторение будет основным способом заучивания. Можно предложить ребенку несколько приемов.    

  1. чередовать  пассивное повторение с активным, чтение с попытками воспроизведения (по типу пересказа с подсматриванием)
  2. если материал объемный – выучивать его по частям, но не начинать всякое повторение с самого начала. И только после того, как отдельные части довольно прочно выучены, несколько раз повторить все заданное целиком. Там, где возникает  сбой, повторять лишний раз.
  3. При заучивании иностранных слов, формул материал повторять не только подряд, но и вразбивку.
  4. Повторять, пытаясь вспомнить выученное, не только во время подготовки уроков, но и по дороге в школу, утром во время умывания и т.д. Это развивает готовность памяти.
  5. Очень способствует закреплению в памяти придумывание собственных примеров на какое-то правило, на использование формулы или иностранного слова.
  6. Зазубривание идет лучше, если вы его споете. Если вы будете не проговаривать, а петь заучиваемое, оно «схватится» гораздо                быстрее и сохранится в памяти дольше.

Когда же родителям следует начинать учить школьника приемам активной умственной работы над материалом? Желательно до того, как  начнутся проблемы с учебой. А где нижняя возрастная граница? Она определяется развитием техники чтения. До тех пор, пока чтение не стало беглым, ребенок вряд ли сможет освоить приемы активной умственной работы. Кроме того, дети должны научиться выделять учебную задачу.

Организация учебной работы.

Важно организовать правильный режим работы, оборудовать место для занятий. Ребенку надо научиться быстро включаться в работу, вести ее не отвлекаясь и в хорошем темпе. Важно выработать привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять. Пусть хорошая погода, гости, интересный фильм – уроки должны быть сделаны, и сделаны хорошо. Маленький школьник должен понять – нет оправдания не приготовленным урокам. И мы, родители, должны приучить его делать уроки, так же как приучаем умываться и чистить зубы.

Очень важный момент – четкое установление времени для занятий. Если начинать  в одно и то же время, ребенку легче включиться в работу. У такого школьника к определенному часу уже появляется определенная установка, предрасположенность к умственной работе. Также важно и постоянное место для занятий. Ведь установка вырабатывается не только на время, но и на место.

Приучите ребенка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно и в хорошем темпе. Следует завести четкое правило: до начала занятий со стола следует убрать все лишнее и приготовить все необходимое для работы.

Контроль и самооценка.

Это трудно для ученика 1-2 класса, но совершенно необходимо. Что для этого следует сделать? Ученик должен понять – только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет.

Необходимо приучить ребенка все время, и в процессе работы, и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи – то с текстом в книге, если письмо – то с прописями и т.д.  В качестве образца могут быть и удачные ответы лучших учеников. Учителя в школе специально обучают детей приемам самоконтроля.  И большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя: они заставляют ребенка отвечать устные уроки, проверяют его тетради, собирают ему портфель, следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано. Слов нет, на первых порах  подобная помощь нужна маленькому школьнику. Но не надо забывать, что этому должен научиться сам ребенок. И если подменять его в этом, он не будет чувствовать ответственности за плохо выполненное задание  и вины, если что-то забыто дома. («Бабушка, ты опять не проверила мой портфель, и я забыла пенал»). Родители задержались на работе, не усадили ребенка за уроки вовремя, не успел выучить, упрекнет: «Из-за вас двойку получил».

Наша задача – помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия.

Школьник, не умеющий учиться, со временем превращается в школьника, не желающего учиться. Чтобы этого не произошло, необходимо своевременное вмешательство старших. Трудности с учебой – это не всегда лень и недобросовестность школьника или отсутствие способностей. Теперь мы знаем, что есть и скрытые трудности, вызываемые неумением учиться. Необходимо учить детей учиться. Так давайте же поможем нашим детям.

Литература.

1.  К.В.Бардин. Чтобы ребенок успешно учился // М.: Педагогика, 1988

 2. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной  // Спб.: Питер, 2004

 3. Н.В.Самоукина. Первые шаги школьного психолога // Академия развития, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться

Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. Родители должны контр...

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Как помочь ребенку хорошо учиться?...

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.

В статье рассказывается о том как важно соблюдать режим дня....

Как помочь ребенку хорошо учиться

Как помочь ребёнку хорошо учиться?     Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных м...

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться

План беседы1.                Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.2....