СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"
методическая разработка по теме

Байзель Татьяна Юрьевна

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, вызывают  у педагога нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. В результате снижается  эффективность профессиональной деятельности учителя. Он перестаёт справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Одним из  последствий интенсивности и напряженности труда  педагога является возникновение синдрома эмоционального  выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Самофаловская сош»

Городищенского района  Волгоградской области

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ОУ

ПРОФИЛАКТИКА

СИНДРОМА  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У  ПЕДАГОГОВ ОУ

                                                                                    

2013 г


Цель: способствовать профилактике эмоционального выгорания у педагогов ОУ.

Задачи:

-формирование у педагогов знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению;

-познакомить педагогов с методами   предупреждения   синдрома  эмоционального выгорания;

-создание условий для личностного роста участников семинара и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Форма проведения: семинар-практикум

Участники: педагоги  ОУ

Оборудование:

-компьютер;

-проектор;

-чистые листы А 4;

-цветные  карандаши (краски, цветные мелки, восковые карандаши);

-музыка;

-памятки «Профилактика эмоционального выгорания  педагогов ОУ».

Подготовительная работа: диагностика уровня эмоционального выгорания  педагогов  ОУ (Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко)..

Список литературы и использованных источников.

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. [Текст] / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 1987.-240 с.

2. Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72

3. Большой психологический словарь [Текст]/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.:Прайм-Еврознак.-2003-С. – 381

4. Избранные лекции по психотерапии/ Под редакцией профессора

 В. В. Макарова.- М: "Академический проект", Екатеринбург: "Деловая книга", 1999 - 416 с.

5.  Пурнис Н.Е. Арт- терапия в развитии персонала. - СПб: Речь, 2008.

6.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания.[Текст]:Медицинские новости. 2002.- №7. С.22-25. 

7. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.

8. images. yandex. ru

9. muzofon. ru

10. www.reiki- raido.ru.

11. vahe-zdorovye.ru

12.hr-portal.ru…modificirovannaya…vygoraniya-v…boyko 

13.tolkslovar.rum3097.html.

14. tvoytrener.com.

План проведения семинара-практикума.

1.Введение понятия «синдром эмоционального выгорания». Его признаки, этапы  и  причины  развития.

2.Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов.

3.Методы предупреждения эмоционального выгорания.

   3.1.Психологическая зарядка.

   3.2. Физическая   разгрузка.

   3.3. Арт – терапия.

   3.4.  Медитация.

4. Общие рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания.

5. Обратная связь.

6. Решение семинара-практикума.

Ход семинара-практикума.

1. Введение понятия «синдром эмоционального выгорания». Его признаки,  этапы  и причины  развития.

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, вызывают  у педагога нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. В результате снижается  эффективность профессиональной деятельности учителя. Он перестаёт справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Одним из  последствий интенсивности и напряженности труда  педагога является возникновение синдрома эмоционального  выгорания.

В психологическом словаре СЭВ определяется как состояние  эмоционального и умственного  истощения, как механизм психологической защиты  (исключение эмоций) от психотравмирующих воздействий.

В медицинском словаре СЭВ определяется как  реакция организма  на воздействие  профессионального стресса.

Проанализировав различные определения СЭВ, можно сделать вывод, что «Эмоциональное выгорание»- это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты (полное или частичное  исключение  эмоций) от психотравмирующих воздействий. «Выгорание» - это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.

Согласно К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) симптомы эмоционального выгорания можно разделить на три группы.

Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.

Психологические симптомы: негативное отношение к коллегам  и к самой работе, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев), упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины, общая негативная установка на жизненные перспективы.

Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей и желание скорее «расправиться» с этим (иногда человек ищет душевное успокоение в алкоголе).

Обычно, обнаружив у себя эти симптомы, люди  списывают их на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения.

Но интенсивные, частые и продолжительные проявления этих симптомов причиняют человеку дискомфорт и  приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению.

По словам К. Маслач, выгорание можно приравнять к дистрессу и выделить его этапы в полном соответствии с механизмом развития стресса.

На первом этапе развивается нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая отрицательная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. Симптомы физического и психологического выгорания проявляются умеренно, недолго, случайно. Чувствуя усталость, работник начинает заботиться о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

Второй этап- это сопротивление. Человек пытается  оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции, даже после длительного сна и выходных.

Третий этап характеризуется истощением, оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса. Это следствие того, что сопротивление оказалось неэффективным. Признаки и симптомы третьего этапа выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не дают результата, а профессиональная помощь не приносит облегчения. Человек может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и даже жизни.

Каковы же причины эмоционального  выгорания?

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Эмоциональное  выгорание –  это  результат несоответствия между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсам.

Причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов ОУ являются:

1. Чувство тревожности  за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей.

2. Необходимость ежедневного эмоционального «присоединения» к детям, сопереживания и сочувствия им.

3. Беспокойство за соблюдение санитарно-гигиенических требований и создание оптимальных психолого-педагогических условий содержания детей в школе.

4.  Беспокойство по поводу качества учебных занятий.

  1.  Переживания, связанные с налаживанием отношений с родителями учеников.
  2. Переживания по поводу восприятия собственной личности значимыми людьми. Когда внимания, авторитета и благодарности меньше, чем хочется, педагогу кажется, что его недооценили. Самый большой вред здоровью причиняет обида и разочарование.
  3. Ревностное отношение педагогов с большим стажем к успехам молодых коллег. Есть всего лишь две стратегии, чтобы быть недосягаемым для соперника: 1) быстро бежать самому; 2) не давать бежать другим.

           Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии педагога, так и на исполнение профессиональных обязанностей и ухудшают отношения с окружающими.

2. Результаты  диагностики  уровня эмоционального выгорания педагогов (Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания

В.В. Бойко).

Чтобы определить, грозит ли синдром «профессионального выгорания» педагогам нашей школы, я провела   экспресс-диагностику «выгорания».

Результаты следующие.

14 педагогов имеют средний уровень эмоционального выгорания. Им необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

7 педагогов имеют низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания им не грозит.

Рис. 2.1. Результаты  диагностики  уровня эмоционального выгорания.

С целью предотвращения появления синдрома эмоционального выгорания у педагогов с низким уровнем СЭВ и для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов со  среднем  уровнем  «выгорания», хочу продемонстрировать вам некоторые методы предупреждения эмоционального выгорания. 

3.Методы предупреждения эмоционального выгорания.

   3.1.Психологическая зарядка.

Одним из самых простых и доступных методов предупреждения эмоционального выгорания является психологическая зарядка. Целью психологической  зарядки является  повышение энергетического потенциала.

Прошу Вас встать со своих мест  и повторять за мной.

          Выполнение:

  1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя!»
  2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем!»
  3. Ноги на ширине плеч, локти сведены, делать наклоны туловища вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен!»
  4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).
  5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются!»
  6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы!»
  7. Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно!»
  8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть)
  9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается!»
  10.  Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна!»

      3.2. Физическая   разгрузка.

      Для повышения жизненного тонуса и активности, улучшения настроения

важно выполнять ежедневную физическую разгрузку для всех частей тела. С этой целью можно применять суставную гимнастику.

Суставная гимнастика -  это комплекс плавных, щадящих движений, направленных на укрепление связок и суставов, развитие гибкости и на повышение мышечного тонуса.

Выполняя суставную гимнастику важно помнить следующие рекомендации по её выполнению - лучше всего заниматься утром, можно и в течение дня или вечером, но не позднее чем за час до сна и не раньше чем через 2,5-3 часа после приема пищи; последовательность упражнений менять нельзя; дышать только через нос, кроме особо оговоренных случаев; нельзя задерживать дыхание.

Предлагаю вам выполнить гимнастику. Сначала, при помощи бега и ходьбы, подготовим наше тело к нагрузке (Упражнения взяты с сайта tvoytrener.com).

   Ходьба и бег

И.п.-ходьба на месте, не сгибая ноги в коленях. Корпус остается неподвижным, бедра поднимаются как можно выше. Наступать на всю ступню надо с акцентом на пятку. Сделать 10-20 шагов на месте каждой ногой. Бег также выполняется, не сгибая коленей. 20-30 секунд.

Упражнения для суставов рук.

Кисти.

1.  И.п. - о.с. 1-10 - сжимать-разжимать пальцы ритмично, как можно быстрее;

11-12 - и.п. Акцент - на сжимании пальцев в кулак (хватательные движения).

2. И.п. - ноги вместе, руки вытянуть вперед ладонями вниз. 1—5- каждым пальцем по очереди выполнять движение, как будто кого-то щелкаем по лбу; 6-8 - и.п.

3. И.п. - ноги вместе, кисти сжаты в кулак. 1-4- вращать кулаками по кругу максимального диаметра в одну сторону; 5-8 - то же в другую сторону; 9-12 - и.п.

Плечевые суставы.

1.  И.п. - то же, голова прямо. 1-4 - плечи тянуть вперед навстречу друг другу; 5-6 -легкое расслабление; 7-10-с новым усилием тянуть плечи навстречу друг другу (дополнительное напряжение); 11-12 - и.п.

2.  И.п. - то же.1-4 - плечи тянуть назад (лопатки «наезжают» одна на другую); 5-6 - легкое расслабление.

3.  И.п. - то же.1-4 - тянуть плечи вверх, стараться дотянуться до ушей; 5- 6 - слегка ослабить напряжение; 7-10 - снова тянуться к ушкам; 11-12- и.п.

4.  И.п. - то же. 1—4 - круговые движения плечами вперед; 5-8 - круговые движения плечами назад (амплитуда максимальная); 9-10 - и.п.

Упражнения для суставов ног.

Голеностопные суставы.

1. И.п. - о.с, стопы вместе, параллельно друг другу, руки свободно опущены. Шея, спина, голова на одной прямой. Туловище расслабленно. 1-20 – подниматься на носки и опускаться  на всю стопу, пружиня и качаясь, так чтобы пятки только чуть – чуть касались пола, дыхание свободное;

Коленные суставы.

1. И.п. - о.с. 1-2 - сгибать ноги в коленных суставах («Пружинка»); при этом стопы от пола не отрывать; 3-4 - и.п. (6 раз.)

2. И.п. - о.с. 1-10 - шагая на месте, делать резкие движения, свободной ногой назад, стараясь достать пяткой до ягодицы. Ноги расслаблены, колени вперед не выдвигать. Удары должны быть хлесткими; 11-16 - обычная ходьба на месте (4 раза.)

Ходьба для тренировки тазобедренных суставов.

(упражнения выполняются по 30 секунд каждое)

1.  Ходьба на выпрямленных ногах, опираясь на всю ступню.

2.  Ходьба на выпрямленных ногах, опираясь на пятки.

3.  Ходьба на выпрямленных ногах, опираясь на носки.

4.  Ходьба на выпрямленных ногах, опираясь на внутренние стороны стоп.

5.  Ходьба на выпрямленных ногах, опираясь на внешние стороны стоп.

 Колени не сгибать. Плечи не раскачивать.

Упражнения для позвоночника

Перед началом выполнения упражнений для позвоночника надо сделать глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот. Выдох должен быть минимум в 2-3 раза дольше вдоха.Шейный отдел,(упражнения 1 и 2 выполняются по 5 раз в каждую сторону, упражнения 3 и 4 по 6 раз)      

1.  И.п. - о.с. 1-2 - наклон головы в правую сторону, стараться ухом дотянуться до правого плеча; 3-4 - и.п.; 5-6 - то же к левому плечу; 7-8 - и.п.

2. И.п.- то же. 1-4 – вытягивать голову и шею вперед; 5-6 – и.п.

Верхнегрудной отдел позвоночника.

1. И.п. - ноги вместе, руки внизу сцеплены в замок перед собой. Подбородок прижат к груди. 1-2 - руки тянуть вниз, а задняя поверхность шеи устремляется вверх. Плечи навстречу друг другу, подбородок, не отрывая от груди, тянуть к пупку; 3-4 -и.п.

2.  И.п. - ноги вместе, руки внизу сцеплены в замок сзади. 1 -2 - руки тянуть вниз, лопатки свести вместе; 3-4 - и.п. Плечи не поднимать, голову не запрокидывать.

3. И.п. - то же. 1-4 - круговые движения плечами вперед; 5-8 - то же назад; 9-10 -и.п.

Пояснично-крестцовый отдел позвоночника.

1.И.п. - о.с. 1-4 - круговые движения бедрами по часовой стрелке; 5-6 -и.п.; 7-10 - то же против часовой стрелки; 11-12 - и.п. (В каждую сторону по 4 раза.)

2.  И.п. - ноги на ширине плеч (носки чуть повернуты внутрь), правая рука направлена вертикально вверх, левая опущена. 1-4 - потянуться, стремясь ладонью коснуться потолка; 5-6 - и.п.; 7-10 - руки поменять; 11-12 - и.п. С каждым разом все больше растягивать и слегка прогибать позвоночник.

Скрутки для всего позвоночника.

И.п. - ноги на ширине плеч, стопы «приклеены» к полу, носки слегка внутрь. 1—4 - плавный, медленный, последовательный поворот корпуса направо; 5-6 -и.п.; 7-10 - то же влево; 11-12 - и.п.

3.3. Арт – терапия.

Также для снятия психоэмоционального напряжения можно использовать элементы арт-терапии.

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. 

Выражая накопившиеся переживания через творчество (рисунок, поделку, сказку), мы можем почувствовать облегчение.

Предлагаю вам порисовать. Вы можете вспомнить что-то очень приятное, согревающее вас и воплотить это в рисунке. Можно наоборот нарисовать то, что доставляет вам беспокойство, закончив рисунок, попробовать изменить все к лучшему - добавить ярких красок, изменить эмоции на рисунке. То есть изменить прямо на рисунке ситуацию, чтобы она стала приемлемой для вас.

3.4.  Медитация.

Медитация- это состояние души, в котором человек ощущает окружающий мир как бесстрастный наблюдатель. 

Предлагаю вам увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, выполнив медитацию «Горная вершина» (включается  спокойная  музыка).

Примите удобное положение, расслабьтесь.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате

 4. Общие рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания.

Уважаемые коллеги, будьте внимательны к себе!

Любите себя или хотя бы старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы.

Относитесь к работе как к деятельности, а не как к убежищу.

Живите своей жизнью. Перестаньте жить за других их жизнью.

Находите время для себя!

Старайтесь трезво осмысливать события каждого дня.

Прежде, чем кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, ответьте на вопрос: так ли уж ему это нужно? А может  быть, он справится сам?

Выполнение этих простых рекомендаций позволит вам предотвратить эмоциональное выгорание.

5. Обратная связь.

Для улучшения моей работы прошу вас письменно ответить на вопросы  что вам понравилось, что не понравилось и написать ваши пожелания.

Также мне хочется подарить вам памятки «Профилактика эмоционального выгорания  педагогов ОУ», в которых вы найдете полезную информацию о СЭВ.

Наш семинар- практикум хочется закончить словами  «Если говорить о состоявшихся профессионалах, то они не раз переживали кризис выгорания.

Зрелый специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии такие периоды. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь и работу просятся изменения»[6].  

6. Решение семинара-практикума.

Всеми участниками семинара-практикума было принято решение соблюдать данные рекомендации и применять методы предупреждения эмоционального выгорания.

Приложение №1.

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.

№ п/п

да

нет

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2

Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).

3

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

4

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

5

Моя работа притупляет эмоции.

6

Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.

7

Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность.

8

Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.

9

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

10

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

11

Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной.

12

У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все.

13

Я очень переживаю за свою работу.

14

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

15

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с

непосредственным руководителем.

16

Последнее времй меня преследуют: неудачи на работе.

17

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

18

На работе я испытываю постоянные физические или психологические

нагрузки

19

Я часто работаю через силу.

20

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.

Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень

эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл).

Уровни: от 6 до 0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.

от 13 до 7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

от 20 до 14 баллов - высокий уровень эмоционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.

Приложение №2.

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________

Приложение №3.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения; это механизм психологической защиты (полное или частичное исключение эмоций) в ответ на психотравмирующие воздействие.

Этапы СЭВ

На первом этапе развивается нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая отрицательная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. Симптомы физического и психологического выгорания проявляются умеренно, недолго, случайно. Чувствуя усталость, работник начинает заботиться о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

Второй этап- это сопротивление. Человек пытается  оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции, даже после длительного сна и выходных.

Третий этап характеризуется истощением, оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса. Это следствие того, что сопротивление оказалось неэффективным. Признаки и симптомы третьего этапа выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не дают результата, а профессиональная помощь не приносит облегчения.

Симптомы эмоционального выгорания

1.Физические симптомы:

  • Усталость;    
  • утомление;
  • истощение;
  •  психосоматические недомогания;
  •  бессонница;
  •  одышка.

2.Психологические симптомы:

  • негативное        отношение к коллегам и к самой работе;
  • агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев);
  • упадническое настроение (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины);

общая негативная установка на жизненные перспективы.

3.Поведенческие симптомы:

  • восприятие репертуара рабочих действий как скудного;
  • стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами;
  •  неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей и желание скорее «расправиться» с этим (иногда человек ищет душевное успокоение в алкоголе).

Общие рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания.

Уважаемые коллеги, будьте внимательны к себе!

Любите себя или хотя бы старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы.

Относитесь к работе как к деятельности, а не как к убежищу.

Живите своей жизнью. Перестаньте жить за других их жизнью.

Находите время для себя!

Старайтесь трезво осмысливать события каждого дня.

Прежде, чем кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, ответьте на вопрос: так ли уж ему это нужно? А может  быть, он справится сам?

   Выполнение этих простых рекомендаций позволит вам предотвратить эмоциональное выгорание.

ПАМЯТКА

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ОУ.

Подготовила

Байзель Т.Ю.

психолог,

 учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

семинар-практикум "Вакцинация против стресса"

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, полит...

Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию

Программа семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию "Реализация программы "Истоки" в образовательном учреждении" 2010 г....

Семинар-практикум "Садимся за уроки"

Родительское собрание проведено для выявления представлений об организации учебной работы детей дома, для рекомендаций родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать сам...

Семинар-практикум "Синдром пофессионального выгорания и его прфилактика"

Синдром профессионального выгорания осуществляется на разных этапах профессиональной деятельсности педагога. Своевременная диагностика и профилактика может снизить негативные последствия. Данная работ...

Семинар-практикум на тему: «Профилактика синдрома профессионального выгорания».

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем б...

Семинар- практикум:" Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы"

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....