Семинар- практикум:" Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы"
план-конспект

Бревнова Наталья Михайловна

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар- практикум

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.

                    Уильям Джеймс

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Ход занятия

  1. Теоритическая часть.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Слайд .3

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слад.4

Основные причины синдрома

Эмоциональные контакты (необходимость много общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми).

•Постоянная работа требующая высокой эффективности (следует быть неизменно милой, обаятельной, вежливой, организованной, собранной ).

•Эмоционально напряженная атмосфера (жёсткие временные рамки урок, четверть, год, внеклассные мероприятия, профессиональные и детские конкурсы, ответственность перед администрацией, родителями, обществом, соответствующие вознаграждение за работу переживается работником как не признание его труда, зависимость от настроения руководителя), постоянный контроль над правильностью своих действий.

Слайд.5

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологической литературе относительно недавно.

Впервые его ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые работают в системе «человек-человек», интенсивно и тесно общаются с клиентами (пациентами) в эмоционально «нагруженной» атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Профессор психологии Калифорнийского университета Кристина Маслач и ее коллеги разработали научный подход к изучению проблемы профессионального выгорания, рассматривая его как трехкомпонентную систему, которая включает:

Слайд.6

СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.Система истощения

  • снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).

2.Деперсонализация.

  • деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим

3.Редукция личных достижений.

  • тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим

Слайд.7

Стадии развития профессиональной  деформации педагогов

1.Стадия измененной эмоциональности :

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Слайд.8

2.стадия

  • Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба)
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Слайд.9

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
  • Слайд.10

Аспекты профессионального выгорания

Слайд.11

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Слайд.12

ВТОРОЙ – одиночество.

      Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения  с окружающими.

Слайд.13

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

      Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд.14

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  • ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

Слайд15

1.ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница.
  • внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 16.

2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 17.

3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Слайд 18.

АНКЕТИРОВАНИЕ Методика          «Синдром выгорания»

Обработка и интерпретация результатов

Определите, пожалуйста, сумму баллов по трем основным показателям:

  1. Эмоциональное истощение — подсчитываются результаты по следующим вопросам: 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
  2. Деперсонализация — подсчитываются результаты по следующим вопросам: 5, 10, 11, 15, 22.
  3. Редукция личностных достижений — подсчитываются результаты по следующим вопросам: 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Слайд. 19

Оцените свой уровень профессионального выгорания по следующей таблице

Показатели

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий

уровень

Эмоциональное истощение

0–16

17–26

27 и больше

Деперсонализация

0–6

7–12

13 и больше

Редукция личностных достижений

39

и больше

38–32

31–0

Слайд 20

ПРОФИЛАКТИКА  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 21

Профилактические мероприятия

  • улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
  • обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • умение говорить «нет»;
  • хобби (спорт, культура, природа);
  • попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
  • фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Слайд. 22

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Слайд.23

Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество

Слайд 24

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ

Слайд.25

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

 Слайд.26

Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности

Слайд.27

Снижайте значимость событий:

•Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд.28

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

Слайд.29

ДЕЙСТВУЙТЕ:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Слайд.30

ТВОРИТЕ:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

Слайд.31

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Слайд.32

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Слайд 33.

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Слайд.34

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Слайд.35

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Удовлетворенность профессией как фактор психического здоровья педагогов в условиях современной школы.

В последнее время в России наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и отдельных групп населения.  Проблемы психического здоровья могут...

Психическое здоровье педагогов в условиях современной школы

основные принципы и критерии психического здоровья педагогов в современной школе...