"Использование сказкотерапии в песочнице для работы с агрессивными детьми"
презентация к уроку (1 класс) по теме

Кальмук Николай Вадимович

В данной работе представленны материалы взаимодействия песочной терапии и сказкотерапии на конкретном примере.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2
Организация досуга и внеклассной деятельности.Проект на тему:«Использование сказкотерапии в песочнице для коррекции агрессивного поведения детей».Выполнил: педагог – психолог Кальмук Николай Вадимович

Слайд 3
Цели:

Слайд 4
преодоление агрессивного поведения у детей через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими;выявление формы и вида регуляторной деятельности и формирование способности к произвольному поведению через основные функции сказкотерапии;формирование устойчивости и снятие эмоционального напряжения с помощью контакта с песком;

Слайд 5
Основные функции сказкотерапии, применяемые в данном контексте:

Слайд 6
1) Функция зеркала.Ребенок может сравнивать свои мысли и чувства с тем, о чем рассказывает в данной истории или сказки. 2) Функция модели.Отображенные конфликтные ситуации наводят на возможные способы их разрешения и перенос данного опыта в реальную жизнь.3) Функции опосредования и отреагирования.Дает возможность говорить о существующей проблеме не напрямую (где очень много психологических защит), а через метафору и афоризмы. Позволяет выразить собственные подавленные эмоции в безопасных условиях (в песочнице).4) Функция альтернативной концепции.История или сказка содержит различные варианты выхода из кризисной ситуации.5) Функция контроля.В ситуации создания сказки ребенок является творцом и его судьба находится полностью в собственных руках.

Слайд 7
Задачи:

Слайд 8
образовательные;обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным поведением и эмоциями;обучение ребёнка отреагированию (выражению) собственного состояния приемлемым способом;обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;коррекционно – развивающие;cнижение уровня личностной тревожности;развитие позитивной самооценки;формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;воспитательные;усвоение детьми моральных норм и ценностей;

Слайд 9
Данное занятие опирается на ряд принципов:

Слайд 10
Принцип добровольного участия;Принцип «я – высказываний»;Принцип «не перебивать, когда говорит другой»;Принцип толерантности;Принцип конфиденциальности;

Слайд 11
Что же такое агрессия?

Слайд 12
Мотивированное, деструктивное поведение, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб (негативные переживания, состояния подавленности и страха). Агрессия и агрессивность«Агрессивность» – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а «агрессия» - ситуативный ответ на раздражающий стимул.Откуда ребёнок черпает агрессивные тенденции?1) Семья (может демонстрировать и закреплять агрессивное поведение);2) При взаимодействии со сверстниками, где ребенок убеждается о преимуществе агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно»);3) СМИ (сцены насилия, которые демонстрируются с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности у детей);

Слайд 13
Диагностические критерии агрессивности детей среднего школьного возраста.

Слайд 14
Угрожают другим детям и взрослым (вербально, взглядом, жестом).Инициируют драки.Используют в драке предметы, которые могут ранить.Намеренно делают больно.Шантаж, вымогательство. Характерологические особенности агрессивных детей.Имеют высокий уровень личностной тревожностиИмеют неадекватную самооценку, чаще заниженную.Чувствуют себя отверженными.Положительно относятся к агрессии (через нее получают чувство собственной значимости)Всегда винят окружающим в своем деструктивном поведении.Не могут прогнозировать последствия своих действийНе берут на себя ответственность за произошедшее.

Слайд 15
Оборудование:

Слайд 16
Песочница;Обычные и цветные карандаши, ручки, мелки, краски, стёрка;Пластилин;Цветная бумага и картон;

Слайд 17
И миниатюрная коллекция фигурок разных форм, направлений и видов.

Слайд 18
План работы со сказкой в песочнице:

Слайд 19
1) Сочинение сказки самому или брать готовую историю; 2) Постановка сказки, драматизация с помощью фигурок (выставить фигуры в песочнице так, как хочет ребенок);3) Рассказывание сказки (ребенок рассказывает сказку от первого или третьего лица, или от лица различных сказочных персонажей);4) Анализ сказки (известная или придуманная сказка обсуждается c ребенком, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что подразумевается в той или иной сказочной ситуации); 5) Переписывание сказки (ребенок сам изменяет повороты сюжета, действия героев, завершение сказки);6) Рисование сказки (индивидуально, коллективное творчество);Пункты «1» и «2» могут меняться местами при желании.

Слайд 20
«Постановка сказки» (фигуры выставляются в песочнице)

Слайд 21
«Сочинение сказки»:

Слайд 22
Если сказку придумывает ребенок самостоятельно, то можно дать ему полную автономность и самостоятельность или придерживаться следующей структуры:Первая часть (введение) – описание места, происходящие события и особенности главного героя.Вторая часть – развитие сюжета с выходом на проблему, трудности или испытания.Третья часть – заключение, в котором описываются выходы из сложившейся ситуации.Здесь особое внимание стоит обратить на модель поведения главного героя (на сколько оно отражает субъективные особенности данного ребенка).

Слайд 23
«Сочинение сказки»

Слайд 24
Если сказку (нарратив) задает психолог, то следует обращать внимание на разные виды сказочных историй:Психотерапевтические сказки (когда психолог сам рассказывает и заканчивает сказку)Данный метод рекомендован и используется в следующих случаях:высокий уровень психологических защит не дает придумывать самостоятельно и необходимо подвести ребенка к осознанию (инсайту);низкий уровень рефлексии и любой опыт имеет большое значение;на лицо эмоциональные расстройства (страхи, тревога, депрессия и т.д.)При фобиях происходит регрессия и диалог возможен только в форме сказки.При депрессии же необходима внешняя поддержка из – за сенсорной депривации.

Слайд 25
2) Психокоррекционные сказки – когда психолог сам начинает, но не заканчивает сказку и предлагает закончить ее ребенку.Данный подход подходит для коррекции поведенческих нарушений (агрессивность, тревожность и т.д.)Примером может служить работа со сказочными зачинами.Зачин – кусочек или начало сюжета, который необходимо закончить.«На свете жил один очень злой мальчик …» - Что дальше было?

Слайд 26
Анализ сказки:

Слайд 27
Как называется сказка?Какая основная тема сказки?Что можно сказать о главном герое?Каковы отношения героя с остальными персонажами, какую стратегию поведения он выбирает?В чем главная трудность героя, чего ему не хватает?С какими трудностями он сталкивается?Какими волшебными средствами пользуется герой и откуда они берутся?Что именно добывает герой с помощью этого средства?

Слайд 28
Применение сказкотерапии в песочнице на одном примере.Мальчик с агрессивным поведением, 12 лет

Слайд 29
Главный герой

Слайд 30
Название мира – «Мертвый город»Имя – «Принц Персии»Основные тезисы данной истории – сказки – нарратива:- 2 армии (одна защищает территорию, вторая нападает);- война началась из – за случайности (один обозвал другого); - нужно достать ключ (меч), чтобы выиграть;

Слайд 31
В этом саркофаге находится ключ (меч), который охраняется.

Слайд 32
В конечном итоге коррекционная направленность сводилась:- отреагированию агрессии в безопасных условиях; - формирование способности действовать и выбирать альтернативные модели поведения;- по словам ребенка«Наверно самые плохие вещи происходят из – за ерунды…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация досуга и внеклассной деятельности. Проект на тему : «Использование сказкотерапии в песочнице для коррекции агрессивного поведения детей». Выполнил : педагог – психолог Кальмук Николай Вадимович

Слайд 2

Цели : преодоление агрессивного поведения у детей через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими ; выявление формы и вида регуляторной деятельности и формирование способности к произвольному поведению через основные функции сказкотерапии ; формирование устойчивости и снятие эмоционального напряжения с помощью контакта с песком ;

Слайд 3

Основные функции сказкотерапии , применяемые в данном контексте : 1) Функция зеркала. Ребенок может сравнивать свои мысли и чувства с тем , о чем рассказывает в данной истории или сказки. 2) Функция модели. Отображенные конфликтные ситуации наводят на возможные способы их разрешения и перенос данного опыта в реальную жизнь. 3) Функции опосредования и отреагирования. Дает возможность говорить о существующей проблеме не напрямую (где очень много психологических защит) , а через метафору и афоризмы. Позволяет выразить собственные подавленные эмоции в безопасных условиях (в песочнице). 4) Функция альтернативной концепции. История или сказка содержит различные варианты выхода из кризисной ситуации. 5) Функция контроля. В ситуации создания сказки ребенок является творцом и его судьба находится полностью в собственных руках.

Слайд 4

Задачи : образовательные ; обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным поведением и эмоциями ; обучение ребёнка отреагированию (выражению) собственного состояния приемлемым способом ; обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям , снятие деструктивных элементов в поведении ; коррекционно – развивающие ; c нижение уровня личностной тревожности ; развитие позитивной самооценки ; формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей , развитие эмпатии ; воспитательные ; усвоение детьми моральных норм и ценностей ;

Слайд 5

Данное занятие опирается на ряд принципов : Принцип добровольного участия ; Принцип «я – высказываний» ; Принцип «не перебивать , когда говорит другой» ; Принцип толерантности ; Принцип конфиденциальности ;

Слайд 6

Что же такое агрессия? Мотивированное , деструктивное поведение , наносящее физический вред объектам нападения , а также моральный ущерб (негативные переживания , состояния подавленности и страха). Агрессия и агрессивность «Агрессивность» – свойство личности , выражающееся в готовности к агрессии , а «агрессия» - ситуативный ответ на раздражающий стимул. Откуда ребёнок черпает агрессивные тенденции? 1) Семья (может демонстрировать и закреплять агрессивное поведение) ; 2) При взаимодействии со сверстниками , где ребенок убеждается о преимуществе агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») ; 3) СМИ (сцены насилия , которые демонстрируются с экранов телевизоров , способствуют повышению уровня агрессивности у детей) ;

Слайд 7

Диагностические критерии агрессивности детей среднего школьного возраста. Угрожают другим детям и взрослым (вербально , взглядом , жестом). Инициируют драки. Используют в драке предметы , которые могут ранить. Намеренно делают больно. Шантаж , вымогательство. Характерологические особенности агрессивных детей . Имеют высокий уровень личностной тревожности Имеют неадекватную самооценку , чаще заниженную. Чувствуют себя отверженными. Положительно относятся к агрессии (через нее получают чувство собственной значимости) Всегда винят окружающим в своем деструктивном поведении. Не могут прогнозировать последствия своих действий Не берут на себя ответственность за произошедшее.

Слайд 8

Оборудование : Песочница ; Обычные и цветные карандаши , ручки , мелки , краски , стёрка ; Пластилин ; Цветная бумага и картон ;

Слайд 9

И миниатюрная коллекция фигурок разных форм , направлений и видов.

Слайд 10

План работы со сказкой в песочнице : 1) Сочинение сказки самому или брать готовую историю ; 2) Постановка сказки, драматизация с помощью фигурок (выставить фигуры в песочнице так , как хочет ребенок) ; 3) Рассказывание сказки (ребенок рассказывает сказку от первого или третьего лица, или от лица различных сказочных персонажей); 4) Анализ сказки (известная или придуманная сказка обсуждается c ребенком, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что подразумевается в той или иной сказочной ситуации); 5) Переписывание сказки (ребенок сам изменяет повороты сюжета, действия героев, завершение сказки); 6) Рисование сказки (индивидуально, коллективное творчество); Пункты «1» и «2» могут меняться местами при желании.

Слайд 11

«Постановка сказки» (фигуры выставляются в песочнице)

Слайд 12

«Сочинение сказки» : Если сказку придумывает ребенок самостоятельно , то можно дать ему полную автономность и самостоятельность или придерживаться следующей структуры : Первая часть (введение) – описание места , происходящие события и особенности главного героя. Вторая часть – развитие сюжета с выходом на проблему , трудности или испытания. Третья часть – заключение , в котором описываются выходы из сложившейся ситуации. Здесь особое внимание стоит обратить на модель поведения главного героя (на сколько оно отражает субъективные особенности данного ребенка).

Слайд 13

«Сочинение сказки» Если сказку (нарратив) задает психолог , то следует обращать внимание на разные виды сказочных историй : Психотерапевтические сказки (когда психолог сам рассказывает и заканчивает сказку ) Данный метод рекомендован и используется в следующих случаях : высокий уровень психологических защит не дает придумывать самостоятельно и необходимо подвести ребенка к осознанию (инсайту) ; низкий уровень рефлексии и любой опыт имеет большое значение ; на лицо эмоциональные расстройства (страхи , тревога , депрессия и т.д.) При фобиях происходит регрессия и диалог возможен только в форме сказки. При депрессии же необходима внешняя поддержка из – за сенсорной депривации.

Слайд 14

2) Психокоррекционные сказки – когда психолог сам начинает , но не заканчивает сказку и предлагает закончить ее ребенку. Данный подход подходит для коррекции поведенческих нарушений (агрессивность , тревожность и т.д.) Примером может служить работа со сказочными зачинами. Зачин – кусочек или начало сюжета , который необходимо закончить. «На свете жил один очень злой мальчик …» - Что дальше было?

Слайд 15

Анализ сказки : Как называется сказка? Какая основная тема сказки? Что можно сказать о главном герое? Каковы отношения героя с остальными персонажами , какую стратегию поведения он выбирает? В чем главная трудность героя , чего ему не хватает? С какими трудностями он сталкивается? Какими волшебными средствами пользуется герой и откуда они берутся? Что именно добывает герой с помощью этого средства?

Слайд 16

Применение сказкотерапии в песочнице на одном примере. Мальчик с агрессивным поведением , 12 лет

Слайд 17

Главный герой Название мира – «Мертвый город» Имя – «Принц Персии» Основные тезисы данной истории – сказки – нарратива : - 2 армии (одна защищает территорию , вторая нападает) ; - война началась из – за случайности (один обозвал другого) ; - нужно достать ключ (меч) , чтобы выиграть ;

Слайд 18

В этом саркофаге находится ключ (меч) , который охраняется.

Слайд 19

В конечном итоге коррекционная направленность сводилась : - отреагированию агрессии в безопасных условиях ; - формирование способности действовать и выбирать альтернативные модели поведения ; - по словам ребенка «Наверно самые плохие вещи происходят из – за ерунды…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Слово «агрессия» в повседневном обиходе часто содержит негативный оттенок:злиться нехорошо, надо быть послушными, удобными для окружающих.Уступи, отойди, промолчи, сдержись.Мы перестаем ощ...

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

В данной методической разработке описаны рекомендации по работе с агрессивными детьми, даны доступные способы выплескивания гнева, которые помогут редителям и педагогам  нормализовать ...

Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Данный материал поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы данного материала предлагают конкретные рекомендации по в...

Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми

Агрессия – это способ выражения гнева, протеста.Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»....

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстр...

Буклет "Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми"

Понятие агрессивности, критерии агрессивности, причины агрессивного поведения у ребенка...

Мастер класс "Приемы работы с агрессивными детьми"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Приемы работы педагога-психолога с агрессивными детьми». Сегодня мы вспомним и проиграем всем известные упражнения для того, чтобы использовать их д...