ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
консультация (3 класс) по теме

Никифорова Наталия Юрьевна

Слово «агрессия» в повседневном обиходе часто содержит негативный оттенок:

злиться нехорошо, надо быть послушными, удобными для окружающих.

Уступи, отойди, промолчи, сдержись.

Мы перестаем ощущать свои границы, они становятся слишком жесткими или чрезмерно проницаемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agressiya.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Слово «агрессия» в повседневном обиходе часто содержит негативный оттенок:

злиться нехорошо, надо быть послушными, удобными для окружающих.

Уступи, отойди, промолчи, сдержись.

Мы перестаем ощущать свои границы, они становятся слишком жесткими или чрезмерно проницаемыми.

И вот уже мы теряемся в ситуации, когда можно было спокойно и уверенно защитить себя. А после начинаем «махать кулаками после драки», «кипеть внутри», «есть себя».

Или, наоборот, реагируем чрезмерно бурно на то, что вообще не представляло какой-либо угрозы. Получается так, что наши реакции не соответствуют реальной ситуации. 

Однако внутри каждого из нас таится огромная энергия. Она похожа на большого и могущественного зверя, с которым можно познакомиться и приручить, важно лишь посмотреть ему в глаза, ощутить и признать. Сложности начинаются тогда, когда мы не умеем видеть, отрицаем и избегаем эту силу, имя которой – агрессия.

Когда мы боимся ее в себе и других. Здоровая природная агрессия, работающая во благо, помогает чувствовать и удерживать границы, сохранять себя в контакте с другими, не теряться при встрече с чужой агрессией. 

Дети способны перенимать агрессивное поведение других людей, попросту наблюдая за их действиями. Как долго могут продержаться усвоенные агрессивные тенденции – несколько дней или несколько месяцев? Если ребенок видит по телевизору сцену агрессии, то насколько долго он сохранит ее?

Гадкие и мерзкие по своей жестокости сюжеты из новостных передач, от которых мороз по коже, постоянно мелькают перед нашими глазами: здоровенные лбы класса из восьмого или девятого издеваются над пожилой учительницей физкультуры; девочки-школьницы пинают свою одноклассницу ногами в живот, бьют чем придется по голове; приемные родители заморили голодом усыновленного ребенка; скинхеды забили до смерти подростка за его национальность; мальчики-подростки испытывают на почти девяностолетнем старике пытки, о которых прочитали в Интернете…

И так – практически каждый день. Проявления человеческой агрессии и жестокости не знают границ. Как ни прискорбно, но все это происходит вокруг нас, в нашей жизни, в нашем обществе, с нашими людьми.

Количество исследований, изучающих агрессивные формы поведения, чрезвычайно возросло. У всемирно известного датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа есть замечательный комикс под названием «Круг замкнулся». На картинках последовательно изображены босс, который кричит на подчиненного, тот – на свою секретаршу, она – на сотрудницу, сотрудница – на своего сына, сын пинает собаку, а собака кусает босса, идущего по улице. Круг замкнулся, агрессия вернулась к своему первоисточнику.

Говоря об агрессии, мы обычно понимаем ее как умышленное причинение вреда кому-либо. В психологии существуют различные классификации агрессии, среди которых вербальная, физическая, аутоагрессия (направлена на себя) и др. Агрессивное поведение предполагает способность человека к враждебным действиям, готовность нападать и наносить вред людям и окружающему миру. Таким образом, агрессивное поведение является специфической формой, демонстрирующей превосходство в силе.

По словам известного психолога Х. Хекхаузена, слово «агрессия» в обыденном языке означает разнообразные действия, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека или группы людей, наносят ему материальный ущерб, препятствуют его интересам или ведут к его уничтожению. Именно такой антисоциальный оттенок этого слова позволяет отнести к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и война, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение.

С точки зрения воспитания интересны несколько знаменитых психологических экспериментов по изучению природы и причин агрессивного поведения.

Одним из первых в этой области был Альберт Бандура, который попытался прийти к объяснению истоков агрессии. В своем исследовании он и его соавторы Д. Росс и Ш. Росс предположили, что агрессия является одним из типов поведения, которому можно научить через подражание, имитирование ребенком действий взрослого. В эксперименте принимали участие дошкольники от 3 до 5 лет, и двое взрослых – мужчина и женщина, выполняли роль модели. Вопрос состоял в том, будут ли дети, наблюдавшие агрессию в одной ситуации, вести себя агрессивно в другой, даже если агрессивная модель (взрослый) уже не будет присутствовать в ней. Другими словами, будут ли дети копировать увиденное агрессивное поведение взрослых.

Этот эксперимент называется Бобо, так как в нем использовалась кукла с внешностью клоуна Бобо.

Суть исследования заключалась в следующем. Каждый из детей помещался в игровую комнату с «агрессивными» и «неагрессивными» условиями. В «неагрессивных» условиях игровой комнаты ребенок видел, как взрослый (модель) играет с различными игрушками и игнорирует куклу Бобо. В «агрессивных» условиях модель уделяла другим игрушкам минимум времени, а затем начинала бить куклу Бобо: кулаком по носу, деревянным молотком по голове, подбрасывала куклу вверх и, пиная, гоняла ее по всей комнате. Эта ситуация сопровождалась вербальной агрессией, фразами, такими как: «Влеплю ему по носу», «Свалю его с ног», «Брошу его вверх», «Пну его». (По сути в эксперименте повторялось все то, что современные дети XXI века бесконечно видят по телевизору.) Через 10 минут ребенок отправлялся в другую комнату с игрушками. Там у детей измеряли уровень агрессии.

Оказалось, что дошкольники из «агрессивной» комнаты чаще перенимали поведение взрослых. Их агрессия проявлялась именно в том виде, в каком они ее наблюдали, кроме того, дети били молотком и по различным предметам в комнате. Что касается половых различий, то мальчики чаще были готовы прибегнуть к физической агрессии, чем девочки. При этом по количеству вербальной – разницы выявлено не было.

Эксперимент показал, что дети могут перенять агрессивное поведение, всего лишь наблюдая за действиями другого человека, и начинают применять его в новых условиях, в ситуациях, где отсутствуют агрессивные люди. Кроме того, они способны откладывать проявление увиденного на потом, т.е. в более поздний период времени. В исследовании А. Бандуры этот «момент» наступал в тот же день, но само открытие этого факта подняло важнейший вопрос: как долго по времени продержатся агрессивные тенденции – несколько дней или несколько месяцев?

Эксперимент с телевизионной агрессией

В этом эксперименте дошкольники наблюдали человека (модель), демонстрирующего агрессивное поведение по телевизору. Исследователя интересовал вопрос: что произойдет, если ребенок увидит, к каким последствиям для агрессора приведут его агрессивные действия. На этот раз модель либо наказывали за избиение куклы Бобо, либо вознаграждали, либо игнорировали. Результаты показали, что дети, наблюдавшие телевизионную модель, которую вознаграждали за агрессивное поведение, были более склонны вести себя подобным образом.

Исследования А. Бандуры подтвердили, что телевидение может служить мощным средством передачи агрессивных действий. Важно, что негативные последствия не всегда проявляются сразу, т.к. воспринятые модели поведения сохраняются в опыте личности и могут отразиться в будущем.

Контраргументы к рассмотренному исследованию являются следующие. Далеко не все дети, смотрящие передачи с агрессивными сценами, демонстрируют враждебное поведение. Миллионы подростков играют в агрессивные компьютерные игры, смотрят такие же передачи и при этом не уничтожают своих одноклассников. Но, как отмечает У. Диксон, это еще не означает, что увиденное не оказало никакого воздействия на их поведение. Может быть, поиграв в агрессивную игру, они «пнули собаку или были несколько бесцеремонны со своими родителями. И тысячи детей по стране, возможно, ежедневно отрабатывают причудливые и опасные приемы борьбы на своих маленьких братьях и сестрах, при этом не убивая и не калеча их». Вслед за У. Диксоном заметим, что примеры с расстрелами одноклассников и учителей в американских и европейских школах в наши дни говорят о том, что последствия и одного такого «нехарактерного» случая на несколько сотен или тысяч бывают ужасными.

Стоит ли прислушаться к доводам современной науки о том, что компьютерные игры, содержащие элементы агрессивного поведения, не представляют большой опасности для подростков, т.к. они помогают ему «выплеснуть» накопившуюся агрессию в игровых условиях, решать, видимо, каждому родителю. Как видим, данная сфера остается недостаточно изученной и до сих пор. Однако Американская академия педиатров рекомендует родителям ограждать своих детей от любых телевизионных программ до достижения ими двух лет. А еще лучше – контролировать просмотр передач как минимум до подросткового возраста.

Хочется отметить еще один существенный момент. Агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и положительное. Поэтому важно рассказывать детям о хорошем и добром, показывать пример сочувствия и терпимости к окружающим, обсуждать хорошие книги, смотреть вместе хорошие фильмы, проводить семьей по-больше времени. И тогда в их душе не останется места для жестокости, бессердечия и бесчеловечности.

Возрастные кризисы

В детской психологии наряду с периодами спокойного, равномерного, стабильного развития ребенка выделяют и кризисные периоды. Это кризисы одного, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет. Форма, длительность и острота протекания этого этапа жизни могут заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей, социальных условий, методов воспитания в семье и педагогической системы в целом. Развитие человека в кризисном периоде происходит иначе, чем в стабильном. Именно в это время поведение ребенка отличается от привычного, в том числе может быть агрессивным.

Один из основоположников детской психологии Л. С. Выготский выделил семь признаков кризиса трех лет, но они характерны для любых переломных этапов взросления личности, могут ярко проявляться и в подростковый период.

Первый из них — негативизм, выражающийся в стремлении постоянно противоречить взрослым. Ребенок не желает выполнять просьбы родителей, говорит «нет» даже в случае, когда предпочел бы сказать «да», потому что указания исходят от взрослых. Ему важно действовать наперекор для того, чтобы выразить таким образом свое отношение к другим, доказать свою «самость».

Второй признак — упрямство. Проявляется оно в стремлении настоять на своем и нежелании отказываться от собственного решения. Важно, что ребенок не отказывается от первоначальной позиции только потому, что «должен» настоять на своем любой ценой.

Следующий симптом — строптивость, которая является, так сказать, безликой, т. е. не направлена на кого-то из взрослых конкретно, а возникает как протест против сложившегося образа жизни. Ребенок не хочет делать то, что делал раньше. Например, отказывается умываться, одеваться, идти за руку с бабушкой, ходить в школу, отказывается от режима сна и т. п. Он как бы проверяет на прочность существующие правила.

Четвертый признак — своеволие. Это своеобразное проявление самостоятельности. Ребенок хочет сам делать то, что еще пока делать не умеет, при этом категорически отказывается от помощи взрослых.

Пятый — протест-бунт. При проявлении его человек находится в постоянных ссорах с окружающими, может вести себя агрессивно по отношению к ним.

Шестой признак — симптом обесценивания. Ребенок, прежде ласковый и нежный, начинает употреблять бранные слова, ругаться, обзываться. Так же относится и к своим игрушкам, вещам — кидает их, ломает, отказывается с ними играть.

И последний, седьмой — деспотизм, чаще встречается в семьях с единственным ребенком, когда он заставляет близких удовлетворять все свои капризы, стремится к деспотическому подавлению окружающих, принуждает всю семью, что называется, «плясать под свою дудку». В противном случае родителей могут ожидать истерики с бросанием на пол, битьем руками и ногами по полу (в детском возрасте) и агрессивные проявления в сторону взрослых (в подростковом).

Безусловно, проявление этих кризисных симптомов в острой форме характерно не для всех детей. Многие хотя и обнаруживают какие-то из вышеназванных признаков поведения, но они могут выражаться более сглаженно, не в столь яркой форме.

Но как быть тем родителям, чьи дети ведут себя именно так?

Прежде всего, нужно понимать, что кризис всегда связан с потребностью детей установить со взрослыми взаимоотношения нового типа. И если агрессия ребенка обусловлена возрастным кризисом, то при правильном подходе родителей, при своевременной перестройке отношений, соответствующих возрасту, такое поведение легко можно скорректировать.

Описанные симптомы кризиса свидетельствуют о происходящих изменениях в отношениях между ребенком и взрослым и изменении его отношения к самому себе.

Проявление самостоятельности, попытки выразить собственное «Я» становятся чрезвычайно важными. Поэтому при жестком подавлении личности ребенка агрессивность может быть результатом протеста против устоявшегося «старого» типа взаимоотношений с родителями. Другими словами, агрессивность является следствием неправильного подхода к детям, отсутствия у взрослых понимания психологии взросления ребенка, становления его личности.

Семья

Еще одна причина проявления агрессивности у ребенка может быть связана с семьей, где он воспитывается, а именно — с тем, как складываются взаимоотношения в системах «родитель — родитель», «родитель — ребенок». Важнейший фактор здесь — эмоциональная атмосфера семьи.

К агрессивному поведению может привести разрушение эмоциональных связей между родителями — скандалы, конфликты, происходящие между супругами. Даже если ссоры бывают не на глазах у ребенка, а за закрытыми дверями, он чувствует изменение эмоционального фона, испытывая тревогу, страх, напряжение, страдая от психологического дискомфорта. Что уж говорить о ситуации, в которой оказывается ребенок при разводе родителей.

Разрушение эмоциональных связей в семье бывает не только в системе «родитель — родитель», но и в системе «родитель — ребенок». Например, в эмоциональном отвержении ребенка близкими взрослыми, когда к нему относятся пренебрежительно, негативно или безразлично.

Вопреки сложившемуся мнению такие отношения между родными людьми не всегда связаны с асоциальной семьей, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут разгульный образ жизни. Подобные проблемы встречаются в семьях внешне благополучных, но где каждый член семьи существует сам по себе, родители заняты исключительно своей жизнью, работой, делами. Причем эмоциональное отвержение ребенка матерью является особенно травматичным для психики. Оно рождает страх, который влечет за собой либо неуверенность, замкнутость, тревожность, безынициативность, инфантильность, либо враждебность к окружающим, агрессивность и жестокость. При помощи таких реакций ребенок стремится изменить ситуацию, старается добиться внимания к себе.

Стиль воспитания

Следующей важной причиной детской агрессии является стиль воспитания в семье. Одинаково неблагоприятными являются и гиперопека (чрезмерная опека), и гипоопека (попустительское отношение, равнодушие, безразличие), и ситуация создания «кумира семьи» — неумеренная похвала за весьма скромные успехи, чрезмерное внимание к малейшим желаниям и побуждениям. При любом из этих стилей воспитания у детей может сформироваться агрессивность (вербальная или физическая) как «ответ» на сложившуюся систему. Если ребенок хоть раз добился своего таким способом, то вероятность повторения подобной ситуации высока. Постепенно он привыкает взаимодействовать с окружающими на таком уровне, у него вырабатывается своеобразный стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний ребенок начинает кричать, топать ногами, проявлять вербальную агрессию и вполне может применить и физическую в виде кидания игрушками, разбрасывания вещей, других предметов и т. д.

Еще одной причиной является пример родителей — агрессивный отец или мать.

Психологами доказано, что для большинства детей именно семья является основным примером агрессивного поведения. Враждебность одного из родителей по отношению к другому или родителей по отношению к детям не только деформирует саму семью, но и приводит к так называемому «циклу насилия». Дети воспроизводят такой стиль взаимоотношений сначала в процессе общения со своими братьями и сестрами, затем со сверстниками, затем при создании собственной семьи, передавая это своим детям, — так цикл замыкается. Причем особенно быстро научаются агрессивному поведению дети с наличием таких физиологических предпосылок, как холерический темперамент и повышенная эмоциональность.

То же самое происходит и в общении с чрезмерно властными родителями, стремящимися во всем управлять своим чадом, подавляя его волю и инициативу и тем самым вызывая у него тревожность и страх. Ребенок пытается защитить себя, выбирая формой защиты нападение. Его агрессия — это протест против существующего положения вещей, стремление оградить свое «Я». В результате ребенок смотрит на мир настороженно даже тогда, когда на самом деле опасности не существует. Другим итогом такого воспитания может стать подавленный, безынициативный, инфантильный и безразличный, подчиняющийся всем человек.

Ограничения в удовлетворении потребности в движении

Встречается такое, что ребенка ограничивают в двигательной активности, запрещая ему бегать, прыгать, скакать, не позволяя выплеснуть накопившуюся энергию. Причем мотивация взрослых в данном случае может быть различной. Они объясняют это тем, что ребенок слишком шумно играет и мешает другим, слишком быстро бегает и может упасть, просто раздражает своей активностью. Но человек, особенно маленький, не может жить и нормально развиваться без движения. И если его попытки разрядиться жестко пресекаются, то рано или поздно от переизбытка энергии он может начать вести себя агрессивно.

Как помочь ребенку справиться с самим собой?

Безусловно, агрессивный человек приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Ведь, по сути, он попадает в замкнутый круг. Своими действиями настраивает окружающих против себя, что в свою очередь усиливает его протестное поведение.

Помочь ребенку справиться с таким состоянием может только взрослый — любящий, заботливый и понимающий.

В большинстве случаев грамотное, взвешенное отношение родителей к своему ребенку, их умение убеждать, объяснять возникшие ситуации и просто нормально и спокойно общаться приносит свои плоды. Поэтому от того, как реагируют взрослые на проявления агрессивности у детей, во многом зависит, закрепится ли такое поведение, станет ли чертой их характера.

Система социальных норм, принятых в обществе и прежде всего в семье, постепенно становится частью личности ребенка. Со временем малыш научится выражать свои негативные эмоции социально одобряемыми способами, не причиняя вреда ни другим, ни себе.

Большую роль здесь играет собственный пример родителей. Обычно взрослые говорят детям о том, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо. И если такого образца у ребенка нет, то слова, скорее всего, будут не очень эффективными.

Отдельным и очень важным элементом коррекции и профилактики агрессивности у детей является развитие у них чувства сопереживания — эмпатии, сочувствия к другим.

Рекомендации

  • Исследовать себя, свои границы, ощущение угрозы и свою реакцию на нее.
  • Узнать, как вас видят другие  (обратиться к себе на телесном, эмоциональном, когнитивном и символическом уровнях).
  • Обратить внимание родителям, если они видят, что поведение их ребенка изменилось, он стал нервным, раздражительным и даже агрессивным.
  • Контролировать свое поведение, сдерживать свою агрессию.
  • Позволять выплескивать накопившуюся энергию.
  • Для  выхода эмоций использовать элементы упражнений, применяемые в обучении различным боевым системам (с употреблением нетравматичного тренировочного оружия).
  • Техники арт-терапии применять не только с детьми, но и со взрослыми, для выхода негатива.
  • Контролировать, что ребенок смотрит, что читает, запрещать фильмы и передачи, где есть насилие.

Конечно, причин, способствующих появлению в поведении ребенка агрессивности, огромное количество. Мы рассмотрели лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся. И практически все их можно устранить без помощи специалистов, имея лишь желание это сделать. Ведь часто до того, как вспышки враждебности становятся заметными всем, ребенок выражает свою потребность в изменении сложившейся системы более мягкими способами, но, поскольку они остаются незамеченными, непонятыми, он яростно старается быть услышанным теперь уже по-другому  агрессивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

"Использование сказкотерапии в песочнице для работы с агрессивными детьми"

В данной работе представленны материалы взаимодействия песочной терапии и сказкотерапии на конкретном примере....

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

В данной методической разработке описаны рекомендации по работе с агрессивными детьми, даны доступные способы выплескивания гнева, которые помогут редителям и педагогам  нормализовать ...

Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Данный материал поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы данного материала предлагают конкретные рекомендации по в...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми

Агрессия – это способ выражения гнева, протеста.Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»....

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстр...