Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей
консультация по теме

Яранцева Анна Васильевна

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000017320 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000017304

Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей

Часто возникает вопрос: Как сформировать у детей те качества и черты характера, которые бы мы хотели у них видеть? В процессе обучения ребенок осваивает новые знания и умения и способы поведения. Чтоб закрепить вероятность повторения этого поведения в будущем, применяют такое воздействие как подкрепление. Например, ученик хорошо выполнил дом раб. Учитель его похвалил. Скорее всего, он постарается выполнить снова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ispolzovat_pooshchreniya_i_nakazaniya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей

Часто возникает вопрос: Как сформировать у детей те качества и черты характера, которые бы мы хотели у них видеть? В процессе обучения ребенок осваивает новые знания и умения и способы поведения. Чтоб закрепить вероятность повторения этого поведения в будущем, применяют такое воздействие как подкрепление. Например, ученик хорошо выполнил дом раб. Учитель его похвалил. Скорее всего, он постарается выполнить снова.

Традиционно выделяют два вида подкрепления: позитивное и негативное.

Позитивным подкреплением  предъявление приятного стимула после какого-либо действия.

Похвала учителя.

Негативным подкреплением устранение неприятного стимула после получения желаемого поведения.

Ученик выполняет дом раб для того, чтобы избежать неприятных для него нареканий.

Негативное подкрепление также следует отличать от наказания.

Наказание – предъявление болезненных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.

Наказание ведет к исчезновению реакции, а негативное подкрепление ведет к обучению путем избегания.

Например, на последней парте в 1 классе сидит ребенок, постоянно вертится. Учитель некоторое время молчит, затем, отчитывает ребенка. Ученик мгновенно затихает. Негативное подкрепление. Внимание обращено на то, как НЕ БЫТЬ НАКАЗАННЫМ, а не на то, КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО. При отсутствии учителя вероятность повторения поведения велика.

Можно подойти к нему, дотронуться до плеча и сказать: «Мне нравится, когда ты ведешь себя так». В конце урока в присутствии всех учеников похвалить его за хорошее поведение.

Наказание бывает: Физическое и психическое (эмоциональное) насилие

К психическому наказанию относятся:

- постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка;

- оскорбления и унижение;

- физическая или социальная изоляция;

- предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям.

Наказание, как унижение или оскорбление личности ученика, сегодня не работает и ведет к проблемам в будущем по нескольким причинам:

1Наказание, которого невозможно избежать, заставляет детей ненавидеть себя и других. Низкая самооценка, желание отомстить, когда вырастут, учатся не доверять другим и боятся.

2При наказании дети не учатся поступать правильно, а только находят способы избегать наказания.

3 Наказание учит детей тому, что они хуже других и совершают плохие поступки.

4Страх нарастает с каждым наказанием. Наказание не содержит информации о желаемом поведении. Повторяемость плохих поступков свидетельствует о том, что дети не знают, в чем их ошибка.

В то же время наказание нельзя полностью исключить из воспитательного процесса. Цель – прекратить недопустимое поведение.

Виды наказания: замечание, отстранение от  важного дела, осуждение, упрек.

Если учитель применяет исключительно наказание, оно перестает работать. Такие учителя обычно говорят: «Он не реагирует ни на что, кроме крика».

Поощрение это метод мотивации, признание учителем заслуг ученика, выражение ему признательности  за добросовестное отношение к учебе, ответственное поведение

виды: объявление благодарности; награждение почетной грамотой; занесение учащегося на Доску почета.

Эффективными видами морального поощрения являются комплимент,  похвала или одобрение.

Следует учитывать, что похвала – это оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Одним из видов поощрения выступает и изменение статуса учащегося в группе. Возможность быть выбранным старостой класса  обладает мощным подкрепляющим воздействием.

Рассмотрим, в каких ситуациях следует использовать поощрения.

-  улучшения показателей успешности выполнения деятельности по сравнению с предыдущими (подкрепления заслуживает даже удовлетворительная оценка, полученная после двоек);

- достижения успехов в досрочной подготовке и выполнении заданий (заранее подготовили материалы для научной конференции);

- повышения качества выполняемых работ (ученики хорошо убрали класс)

Чрезмерное поощрение тоже не способствует обучению. Если ребенок осознает, что заработал поощрение, оно вызывает удовлетворение и желание работать дальше.

Главное в использовании поощрения – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем  деятельность, к которой стремимся сформировать интерес.

Очень важно знать, что именно у этого человека будет вызывать удовольствие, какая форма подкрепления будет наиболее эффективной.

Чтобы поощрение было эффективным средством воздействия, оно должно быть: соразмерным поступку; разнообразным; относиться к поступку, не к личности ученика; учитывать интересы и потребности ребенка.

Как и наказание, поощрение должно следовать прямо за действием ребенка и соответствовать ему. Похвала назавтра не вызовет того же ощущения, что сегодня.

Заканчивая обсуждения формирования поведения при помощи наказания и поощрения, следует учитывать, что поведение, подкрепленное в одних ситуациях, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими подобными ситуациями.

Учителю стоит помнить, что поощрять и наказывать он будет ребенка с измененным представлением о поощрении и наказании, которое связано с тем, как именно эти процессы осуществляются в его семье.

Применяя те или иные методы наказания или поощрения, учителя должны хотя бы себе объяснить, почему дети должны их слушаться.

Важно, чтобы ситуаций с беспрекословным подчинением было ограничено и они касались только жизненно опасных моментов. Если запретов будет много, взрослый воспитает безвольного человека, не приспособленного к жизни без контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Из опыта работы "Поощрение и наказание в воспитании школьников"

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не при...

Кнут и пряник или Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей

Кнут и пряникили Как использоватьпоощрения и наказанияв воспитаниии обучении детей...

Родительское собрание «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Цель : актуализировать и обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье. Задачи: - дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным н...

Конспект родительского собрания по теме: «Поощрение и наказание в воспитании младшего школьника»

Данный материал поможет учителям подготовиться к родительскому собранию на злободневную тему. Материал имеет научную базу,включает в себя анкетирование родителей и их рефлексию....

Родительское собрание по теме "Поощрение и наказание в воспитании детей"

Родительское собрание по теме "Поощрение и наказание в воспитании детей"...