Конспект родительского собрания по теме: «Поощрение и наказание в воспитании младшего школьника»
статья (4 класс) на тему

Макшакова Татьяна Васильевна

Данный материал поможет учителям подготовиться к родительскому собранию на злободневную тему. Материал имеет научную базу,включает в себя анкетирование родителей и их рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_pooshchrenie_i_nakazanie.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

        

Конспект родительского собрания

по теме: «Поощрение и наказание

в воспитании младшего школьника»

Учитель: Макшакова Т.В.

Санкт-Петербург

2018

Тема родительского собрания:  «Поощрение и наказание в воспитании младшего школьника»

Класс: 3

Цель:

  1. Информирование родителей о мнении психологов и педагогов касаемо оптимальных видов и способов воспитательных воздействий на ребенка
  2. Формирование у родителей интереса и ответственности за применяемые им способы наказания и поощрения

Форма проведения: беседа с использованием активных форм работы

Оформление кабинета: на партах расставлены таблички с именами и фамилиями детей, внутри каждой таблички — записка для родителей этого ребенка касаемо его успеваемости и поведения («Вася молодец, все отлично», «У Маши наблюдаются проблемы с математикой, пожалуйста, задержитесь после собрания» и т.д.)

Оборудование: раздаточный материал — анкеты; раздаточный материал — памятка; мультимедийный проектор для демонстрации презентации


ХОД ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. Организационный момент. Введение в тему

— Здравствуйте, уважаемые родители. Благодарю вас за присутствие. Наше сегодняшнее собрание посвящено теме, которая издавна находит свое отражение в русских пословицах и поговорках. Например (последовательное появление пословиц и поговорок на слайде №1):

  • Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
  • Сперва рассуди, а там осуди!
  • Речи хвалебные, что воды лечебные: и лечат и калечат.
  • Награды и смелых ободряют.
  • Хвалят - не гордись, учат - не сердись.

Все эти пословицы и поговорки посвящены одной теме. Как вы уже наверняка догадались, темой сегодняшнего собрания будет поощрение и наказание в воспитании ребенка. (слайд №2)

  1. Диагностический этап, анкетирование родителей

— Уважаемые родители, перед вами на столах лежат распечатки. Пожалуйста, возьмите их. Я предлагаю вашему вниманию небольшую анкету, которая позволит вам проанализировать воспитательные воздействия, используемые вами. Анкетирование анонимно и проводится исключительно для вас, подписывать и сдавать анкеты не нужно. Пожалуйста, заполните анкету, отмечая подходящий вариант ответа.

(спустя 2-3 минуты в зависимости от скорости заполнения анкеты родителями)

— Спасибо большое, уважаемые родители! Теперь взгляните на ответы, которые вы отметили. В конце анкеты имеется шкала перевода ответов в баллы. Оцените свои ответы, согласно этой шкале, а в конце суммируйте, пожалуйста, баллы, и взгляните на доску.

(слайд №3)

На слайде вы видите интерпретацию данного анкетирования.  (дается примерно полминуты-минута, чтобы родители могли прочесть выводы)

  1. Предъявление результатов диагностики детей

— Уважаемые родители, в преддверии родительского собрания я также провела небольшую диагностику по теме и среди детей. Разумеется, она также была анонимна. Обобщенные результаты этой диагностики вы можете видеть на доске (слайд №4)

  1. Теоретический этап

А. С. Макаренко считал, что система поощрение – наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина. 

Итак, что же такое наказание и поощрение?

Словарь педагога «Основы духовной культуры» дает такое определение (слайд №5):

Наказание — метод порицания дурных поступков, нарушений норм поведения, призванный стимулировать положительные стороны личности. Наказание применяют к недисциплинированным, нерадивым, изживая недостатки и подкрепляя достойные проявления.

Для начала стоит упомянуть, в чем родители видят смысл наказания и «механизм» его действия.

Очень распространено мнение, что наказание нужно для того, чтобы вызвать отрицательную эмоцию (боль, обиду, страх). Тогда случай запомнится, и ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет, то наказание надо усилить.

Но поведение человека – не набор рефлексов, а воспитание – не их выработка. Наказание не может исправить поведение человека, это подтверждается и случаями, когда ребенок при одном родителе делает то, чего никогда не сделает из страха наказания при другом.

Ребенок, совершивший проступок, ни за что не должен панически бояться расправы. Наказание, каким бы строгим и неотвратимым оно ни было, должно быть направлено и соразмерно проступку, а не унижать личность ребенка.

Наказание – это, прежде всего, сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Хотя наказание может огорчить ребенка, дело не в том, чтобы его обидеть, расстроить или напугать, а в том, чтобы дать ему возможность задуматься над проступком, понять, что именно он нарушил и почему это плохо.

Такой взгляд на роль наказания предполагает установку на воспитание сознания и личности ребенка, а не на исправление его внешнего поведения. Стоит еще раз подчеркнуть, что при таком подходе родитель оказывается в позиции проводника и защитника жизненного правила или моральной ценности, а не фигуры, диктующей свою волю.

Это должно выражаться и в соответствующих словах (слайд №5): «В нашей семье это не принято…», «У нас такой порядок…», «Так надо…».

Заметьте, что в этих фразах отсутствует «Я» родителя («Я сказал…», «Я требую…»). Они безличны и воспринимаются не как диктат взрослого, а просто как должное.

Соответственно, для подкрепления достойных проявлений поведения используется поощрение (слайд №6).

Поощрение – это положительная оценка учения, труда, поведения. Поощрять можно проявление любых черт характера и поступков человека, направленных на творение добра: интересов, инициативы, внимательности, творчества, учебного ответа и т.д. В школьной практике и семейном воспитании поощрение является ведущим методом воспитания детей и подростков.

Казалось бы, что сложного в поощрении? Но и тут есть свои тонкости.

В начале собрания я уже упоминала народную мудрость: «Похвала — что лечебная вода: и лечит, и калечит». Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным».

Дети как никто иной чувствуют грань между искренностью и преувеличенностью, фальшивостью похвалы. В стремлении подкрепить хорошее поведение некоторые родители перебарщивают с похвалой, а это может привести к неприятным и неожиданным последствиям: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением и начинает вести себя совершенно несносно.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Похвала, точно так же, как и порицание, должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Иначе ребенок либо начнет, как уже говорилось, опровергать завышенную оценку взрослых, либо начнет фальшивить и подстраиваться под уровень, задаваемый этой похвалой. Либо же вырастет самовлюбленным эгоцентриком, будучи окруженным поминутными восклицаниями о его гениальности и непревзойденности.

Психотерапевт Жан Ледлофф также обращала внимание на то, что нельзя делать из социальности ребенка, то есть его естественных действий, повод для похвалы:

«Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна»

И, наконец, поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее в форме «сделай это, тогда получишь то».

Оптимальным соотношением и золотым правилом воспитания считается правило «один к семи»: на один неприятный разговор (наказание) должно приходиться семь приятных.

В. А. Сухомлинский считал, что можно вообще обойтись без наказания, он говорил, что детей можно воспитывать только добром, только лаской. Главным условием воспитания без наказания он считал высокую личностную культуру воспитателя (родителя), умение общаться с детьми, согласованность воспитательных воздействий семьи, школы и общества в целом.

  1. Решение педагогических задач

— Уважаемые родители, сейчас, после анкетирования, я хотела бы предложить вам разбиться на пары и вместе решить несколько педагогических задач по нашей сегодняшней теме.

(Родители разбиваются на группы по три-четыре человека, каждой группе выдается карточка с задачей из приложения №4).

— Спасибо большое, мы услышали много интересных решений.

  1. Подведение итогов и рефлексия

— Уважаемые родители, наше собрание подходит к концу. В завершение хотелось бы привести емкую цитату Льва Николаевича Толстого (слайд №7):

Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.

Чтобы обобщить сказанное сегодня, возьмите, пожалуйста, эти небольшие памятки (раздается приложение №3). 

Перед тем, как я передам слово родительскому комитету, я попрошу вас заполнить карточку, которая также лежит у вас на столах (приложение №4). При ее заполнении вам нужно закончить данные предложения. (родители заполняют карточки для рефлексии). Это делается также анонимно. Спасибо большое за внимание, на этом наше собрание подошло к концу. Всем удачи!

(Если впереди еще выступление родительского комитета, то

— Спасибо большое за внимание, на этом я передаю слово родительскому комитету!)


Приложение 1. Анкета «Поощрения и наказание»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы об использовании в воспитании детей мер поощрения и наказания. Ваши искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора.

Следующие пункты дают возможность кратко, словами «да», «отчасти/иногда», «нет» выразить согласие или несогласие с высказанной мыслью. (Подчеркните слова «Да», «Отчасти/иногда» «Нет»).

  1. Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних. Да, отчасти/иногда, нет
  2. Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребёнку, прощаю его, верю в него. Да, отчасти/иногда, нет
  3. Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребёнка. Да, отчасти/иногда, нет
  4. Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка Да, отчасти/иногда, нет
  5. Единственное, что действует на моего ребёнка - строгое наказание. Да, отчасти/иногда, нет
  6. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребёнка. Да, отчасти/иногда, нет
  7. Хвалю ребёнка за каждый успех, наедине и при посторонних. Да, отчасти/иногда, нет
  8. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребёнку то, за что в другое время наказал(а) бы. Да, отчасти/иногда, нет
  9. Нередко бывает так: я наказываю ребёнка, а муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.Да, отчасти/иногда, нет

10.Решение о наказании принимаю только после того, как успокоюсь и выясню позицию ребёнка. Да, отчасти/иногда, нет

«да» – 2 балла;

«отчасти», «иногда» – 1 балл;

«нет», «никогда» – 0 баллов.

Если вы набрали более 14 баллов, ваши отношения с детьми, в основном, можно назвать благополучными.

Если от 10 до 13 – удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 баллов – то ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.

Спасибо за искренние ответы!


Приложение 2. Анкетирование «Поощрение и наказание» для детей

Ниже приведены несколько утверждений. Подчеркни тот вариант ответа рядом с каждым утверждением, который больше всего подходит тебе.

1. Когда я провинюсь, родители кричат на меня.  Да/нет/не знаю

2. Я боюсь сказать родителям о своем проступке, потому что они меня накажут / они расстроятся / я не боюсь сказать им

3. Если меня наказывают, наказание справедливо. Да/нет/не знаю

4. Меня хвалят чаще/реже/столько же, как ругают

5. За мои успехи я почти всегда получаю от родителей похвалу. Да/нет/не знаю


Приложение 3. Памятка «Поощрение и наказание» (двусторонняя)

Виды поощрения:

1.        "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни).

2.        "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя.

3.        "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4.        Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п.

5.        "Взрыв любви»,  используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Ограничение похвалы:

•        не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом;

•        не хвалить больше двух раз за одно и то же;

•        не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

Виды поощрения:

1.        "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни).

2.        "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя.

3.        "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4.        Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п.

5.        "Взрыв любви»,  используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Ограничение похвалы:

•        не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом;

•        не хвалить больше двух раз за одно и то же;

•        не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

Виды поощрения:

1.        "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни).

2.        "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя.

3.        "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4.        Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п.

5.        "Взрыв любви»,  используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Ограничение похвалы:

•        не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом;

•        не хвалить больше двух раз за одно и то же;

•        не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

Виды поощрения:

1.        "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни).

2.        "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя.

3.        "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4.        Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п.

5.        "Взрыв любви»,  используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Ограничение похвалы:

•        не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом;

•        не хвалить больше двух раз за одно и то же;

•        не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

9) Не наказывайте ребенка во время еды, болезни и во время/после физической или душевной травмы

Нельзя наказывать лишением любви!

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

9) Не наказывайте ребенка во время еды, болезни и во время/после физической или душевной травмы.

Нельзя наказывать лишением любви!

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

9) Не наказывайте ребенка во время еды, болезни и во время/после физической или душевной травмы.

Нельзя наказывать лишением любви!

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

9) Не наказывайте ребенка во время еды, болезни и во время/после физической или душевной травмы.

Нельзя наказывать лишением любви!


Приложение №4. Педагогические задачи

Пожалуйста, прочитайте нижеследующие задачи и подумайте, как бы вы отреагировали в аналогичных ситуациях.

  1. Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл, весь день проиграл. Ваша реакция. 
  2. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света. 
    - Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном: 
    - Молодец. 
    - Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила. 
    - Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай. Света бросается к матери. 
    — Мам! А у меня сегодня пятерка! 
    — Ага. Ой, до чего я устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь. 
    Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала. 
  3. Ребенок, заигравшись и загулявшись с друзьями, пришел домой значительно позже установленного правилами времени, заставив вас поволноваться за его жизнь и здоровье. Ваша реакция.
  4. У Васи конфликт с соседом по парте, из-за чего они часто ссорятся и обзывают друг друга. «Если не будешь обзывать соседа, — говорит Васе мама, — я свожу тебя в музей игрушек».

Приложение №5. Рефлексия

Сегодняшнее собрание показалось мне…

Я узнал, что…

Я понял, что…

Я буду использовать на практике…

Мне понравилось, что…

Мне не понравилось, что…

Я бы предложил на следующем родительском собрании…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"

Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание"

Презентация для проведения родительского собрания  на тему  "Поощрение и наказание в семье". Прилагается анкета для родителей и памятка "Как поощрять ребёнка в семье"....

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...

План – конспект родительского собрания по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»

Цели:·  познакомить родителей с понятием «темперамент»;·  показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей...

Родительское собрание по теме "Поощрение и наказание в воспитании детей"

Родительское собрание по теме "Поощрение и наказание в воспитании детей"...