Взаимодействие с гиперактивным ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
консультация по теме

Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией детей.
В материале представлены:  краткая характеристика психологических особенностей гиперактивного ребенка, рекомендации для родителей детей с ОВЗ и педагогов коррекционных классов по эффективному взаимодействию с гиперактивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с гиперактивными детьми

Активный – деятельный

Гипер – (с греческого) - над, сверх- превышение нормы.

     Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального возрастного развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, двигательной активностью.

     Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, Пики проявления совпадают с пиками психоречевого развития:

- в 1-2 года ,когда закладываются навыки речи,

- в 3 года увеличение словарного запаса,

- в 6-7 лет формирование навыков чтения и письма.

     Проявления гиперактивности имеют основные блоки:

дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей общения, импульсивность несет проблемы восприятия окружающей среды (нарушения обучаемости чтению и письму, проблемы восприятия букв, слов и т.п.) и родительской любви.

     К подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает,

импульсивность и невнимательность и рассеянность, несобранность остаются.

     Поведенческие нарушения остаются у 70 % подростков и у 50% взрослых., часто переходят в увлечение алкоголем и наркотическими средствами.

     В основе настоящей гиперактивности, как медицинского диагноза, а не бытовой активности непослушного, шустрого ребенка, лежит ММД – минимальная (малая) мозговая дисфункция (изменение биоэлектрической активности участка головного мозга, нарушение структуры участка левого полушария (логическое мышление) или недоразвития лобных долей мозга(внимание)), что характеризуется низким психическим тонусом и повышенной истощаемостью, что приводит к недоразвитию тонкой моторики, двигательному возбуждению. При утомлении, внешне незаметном, усиливаются трудности моторики, проявляется тремор, макро- и микрография, трудности артикуляционного аппарата- сложности в проговаривании сложных слов и скороговорок, что может приводить к трудностям в освоении чтения и письма и счета. Т.о. диагноз СДВГ ставится только на основании нейродиагностики специалистом.

   

 Причины возникновения гиперактивности у детей:

- патология беременности и родов (85%),

- инфекции и интоксикации первых лет жизни ребенка,

- генетическая обусловленность.

Основные ошибки  в воспитании детей с гиперактивнгостью.

ошибки

содержание

Пути преодоления

1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом (лечением)

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры,часто беседовать «по душам»

2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

Составить список запретов (для ребенка) и четко ему следовать. Составить список (родителей для самих себя) , что должны проконтролировать родители сегодня, завтра, через неделю

3

Неумение воспитывать в детях и себе самом навыков управления гневом

См рекомендации «способы управления гневом»

4

Главная!!!

Отсутствие режима дня (учебы и отдыха) у ребенка и в самой семье

Составить и соблюдать режим дня (чередование отдыха, игр, учебы, прогулок и сна)

 ЧТО делать?

- Обеспечить наблюдение врача и прием прописанных лекарственных средств, строго по схеме.

- Обеспечить общий эмоционально- нейтральный фон развития и обучения

( нельзя как отрицательных, так и положительных перевозбуждающих факторов ни дома, ни в школе), снижение эмоционального напряжения ребенка (игровые методы обучения, нейтральные интонации в общении)

- единодушное воспитание и обучение (родители+педагоги+медики):

-развитие внимания, контроля поведения,

-отработка конкретных навыков поведения со взрослыми и детьми в конкретных ситуациях (хорошо-плохо)

 

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА

1.Громко спеть любимую песни (если таковой нет, так найдите ее)

2.Пускать мыльные пузыри

3.Попрыгать в скакалочку или просто потанцевать «летку-еньку»

4.Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5.Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

6.Устроить «бой» с боксерской грушей.

7.Пробежать по коридору школы, детского сада

8.Полить цветы.

9.Помыть посуду (желательно, которая не бьется)

10.Быстрыми движениями руки стереть с доски.

11.Пробежать несколько кругов вокруг дома.

12.Передвинуть в квартире легкую мебель (напр.:журнальный столик).

13.Поиграть в «настольный футбол, баскетбол или хоккей».

14.Постирать белье.

15.Отжаться от пола (сколько можете)

16.Сломать что-нибудь (что не жалко).

17.Скомкать или мелко порвать и потом эмоционально выбросить пару газет.

18.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем жутко «позачеркивать» его, скомкать и выкинуть.

19.Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

20.Продышаться «по-собачьи» (хорошо высунув язык и быстро-быстро дыша (15-30 сек)).

21.Быстро начеркать карандашами на листе бумаги, написать какие-нибудь слова, разглядеть и прочитать все это, затем мелко порвать и выкинуть (только для взрослых или считающих себя взрослыми).

22.Принять (если есть возможность) контрастный душ, заканчивая теплой водой.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1. Постараться отвлечь ребенка от его капризов, переключаа его внимание.
  2. Задать неожиданный вопрос, что-то сделать неожиданное (не то, к чему привык ребенок)  - « взрыв шаблона».
  3. Выслушать то, что хочет высказать ребенок.
  4. Попросить ребенка высказать бысто-быстро  и теми же словами свою просьбу много раз, только спокойным тоном.
  5. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в момент «капризничанья».
  6. Оставить в одиночестве (если это безопасно для здоровья ребенка!)
  7. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  8. Не читать нотации (дети все равно их не слышат!)

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

1.Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

2.Об истечение времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, телефонный таймер или памятка, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

3.Вы работать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

4.Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения дома, в группе детского сада, в школе.

5.Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6.Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

                                                                                             

                                                 

                                                                               

Анкета «Признаки агрессивности»

№№

Исследуемый ребенок

да

нет

1

Злой дух временами вселяется в него

2

От не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

6

Иногда от так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычную просьбу стремиться сделать все наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают сильное раздражение, поиск виновных в них

15

Легко ссорится , вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

17

Нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Не считается со старшими

20

Уверен, что любое задание выполняет лучше других

Сумма ответов «да»

Результаты:

15-20 баллов – высокая агрессивность

 7-14 баллов -   средняя

 1-4 балла     -   низкая

  • Наблюдалось ли подобное в семье (родители, бабушки-дедушки, дяди-тети и пр.) ранее?______________________________________________________

Если 7 баллов и выше, то Вам необходимо следовать рекомендациям:

Рекомендации:

Перестройка стиля воспитания  с «дето-центричного»  на – стиль, направленный на окружающих.

Снятие эмоционального мышечного напряжения (ребенка и родителя)

Развитие эмпатии (сопереживания, сочувствия, сострадания)

Развивать навыки общения с окружающими взрослыми и детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Методические рекомендации для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Дистанционное обучение как форма педагогического взаимодействия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье рассматриваются возможности дистанционного обучения как формы педагогического взаимодействия с учащимися, которым рекомендовано обучение в домашних условиях. Описываются особенности дистанцио...

Работа с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья

Теоретические умения и практические упражнения по организации  учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родит...

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...