Главные вкладки

    Создание психологического комфорта в классе как средство предотвращения эмоционального выгорания педагогов
    методическая разработка на тему

    Старченко Елена Владимировна

    Привлечение внимания к проблеме эмоционального выгорания педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                         Старченко Елена Владимировна

    «Создание психологического комфорта в классе как средство предотвращения эмоционального выгорания педагогов»

     Одной из самых серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены люди, в основном старше 30 лет. Получается, что накопив опыт и умения, они теряют энтузиазм, у них нарастает негативизм и усталость. Школа теряет опытных педагогов.

     Термин «эмоциональное выгорание» появился недавно, 35 лет назад. «Сгорают», как правило, те, кто вынужден тесно и постоянно общаться с людьми: педагоги, медики, психологи, продавцы, журналисты и т.д. Считается, что это плата за сочувствие и заботу. Сочувствовать, конечно, нужно, но профессионально, учитывая свои и чужие особенности, в противном случае выгорание неизбежно. Наиболее подверженные выгоранию профессии – медсестра и воспитатель, а место приложения сил – психиатрия.

     Эмоциональное выгорание можно определить как долговременную защитную реакцию и личностную деформацию, происходящую под влиянием профессиональных стрессов средней интенсивности.

     Состоянию эмоционального выгорания соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

    Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок и неопределенных ситуаций, страх непонимания, страх оказаться несостоятельным, чувство вины перед собой и другими, стыд от ошибок, обида от несправедливости и незаслуженности своего положения, неоцененности своих усилий, зависть к другим.

    Мысли о несправедливости и неоцененности своих трудов, о собственном несовершенстве.

    Действия: критика в отношении окружающих и себя, стремление быть замеченным или наоборот незамеченным, стремление делать все хорошо или наоборот не стараться и увиливать.

    Особенности личности, подверженной выгоранию.

    1. Ошибка в выборе профессии (чаще у молодых, со стажем 1-3 года). Работу нужно выбирать по духу, а не зарплате и престижности. Нужно выбрать работу другого стиля: человек-предмет или человек-машина.
    2. Трудоголизм. Убежденность, что никто не сделает работу лучше вас, работа в хроническом дефиците времени. В результате излишняя загруженность и несправедливое распределение обязанностей внутри коллектива, критика других.
    3. Жертвенность. Человек ожидает награду за свою жертву, она не приходит и возникает обида
    4. Собственная жестокость и закрытость. Человек никого не подпускает к себе, общается из чувства долга
    5. Собственная лень. Человек испытывает раздражение от любого поручения.

    Люди испытывают вину, обиду, страх, стыд длительное время и без какого-либо разрешения ситуации.

    3 этапа сгорания:

    1 –приглушение эмоций, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, ничего не радует, даже еда кажется пресной.

    2-негативистский, все и всё раздражает, сначала начинает относиться к людям пренебрежительно, затем ненавидеть их. Человек озлобляется.

    3-утрата профессиональных ценностей, депрессия, бессонница, головная боль, тошнота, апатия, игромания, алкоголизм

    Внешние факторы эмоционального выгорания:

    1-неэффективный стиль руководства. Жесткий мужской стиль руководства  не обеспечивает людям эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. Женский - поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу целостность личности.

    2-работа в условиях временного дефицита, без перерывов на отдых

    3-отсуствие сплоченного социального окружения, которое оказывает поддержку от присоединения к сильному «мы» с усилением «я»

    4-отсутствие дальних целей, задач, перспектив, а человек не живет без будущего

    5-отсутствие традиций (стиль одежды, собраний, поздравлений, праздников)

    6-руководство должно учитывать депрессивные факторы общества: экономические проблемы и негативное программирование

    Стратегии помощи.

    1 этап-информирование, что такая проблема существует и вызывается объективными причинами: работой в сфере человек-человек, сообщение симптомов, что снижает уровень озабоченности

    2 этап-подготовка к принятию себя и ситуаций

    3 этап-накопление ресурсов изменения - долговременная работа по улучшению взаимоотношений в коллективе и его сплочению

    Мероприятия:

    1. Организация публичного поощрения педагогов. Например, стенды: Вам говорим спасибо, Поздравляем
    2. Информирование на стендах: Наши перспективы, Как мы провели лето, Наша школа, Новости школы
    3. Позитив на стендах: Счастливые моменты , Улыбнись, Наши мечты, и т.д.
    4. Конкурсы: Самый зеленый класс месяца, Самый чистый класс, Самый стильный, самый дружный, Самый тихий, конкурс на девиз и название класса


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

    Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

    Создание психологического комфорта в детском коллективе.

    Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осоз...

    Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

    Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

    Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

    Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

    Борьба с эмоциональным выгоранием педагога как одна из предпосылок совершенствования профессиональной педагогической культуры

    Цель: познакомить с понятием "профессиональное выгорание", его причинами, стадиями, способами профилактики....

    Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

    Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...