Коррекция установок и поведения учителя.
консультация по теме

Кивалина Светлана Николаевна

Учителю часто не нравятся некоторые ученики, а часто и целые классы. Между тем необходимо научиться мирно сосуществовать с ними. Следует помнить, что все школьники имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Даю некоторые советы, которые помогут сдерживать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_ustanovok_i_povedeniya_uchitelya.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция установок и поведения учителя.

Учителю часто не нравятся некоторые ученики, а часто и целые классы.

Между тем необходимо научиться мирно сосуществовать с ними. Следует помнить, что все школьники имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Начните работу с «трудными» учениками с самоанализа и коррекции собственного поведения.

  1. Измените своё восприятие ученика или класса.

           Найдите что – то хорошее и в «трудных» учениках. Один из способов облегчить эту задачу – начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Например, ученики, требующие к себе особого внимания, жаждут общения,  в том числе с учителем. Они очень хотят вам понравиться, но не получают достаточного количества любви и душевного тепла.

Мстительные ученики выбирают активный способ защиты себя от обид: в первую очередь агрессию, направленную на других. В действиях таких школьников проявляется способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что – то делать, и это лучше, чем безнадежность и апатия.

         Ученики, нацеленные на избегание неудач, хотят быть значительными, достигать высоких результатов, а в каком – то деле быть непревзойденными. Их самооценка может быть катастрофически неадекватной, поэтому они нуждаются в поддержке друзей и педагогов.

  1.    По возможности действуйте уверенно.

        С «трудными» учениками особенно важен уверенный стиль общения. Как собака нападает на того, кто испытывает страх, так и мстители атакуют нас, заметив растерянность или неуверенность. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой – то момент действительно почувствовать уверенность.

      Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что проявляется в попытках использовать личную власть , а не правила. Это может быть замечено учениками и спровоцирует ответную агрессию.

  1. Показывайте, что вы заботитесь о «трудном» ученике так же, как об остальных учениках.

      Школьники нуждаются не столько в любви учителя, сколько в заботе и помощи. Педагог не может любить всех, но показать учащимся, что ему небезразлично то, что с ними случается, в его силах.  Забота – это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Учитель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и пояснять трудные решения, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы «трудные» учащиеся почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

  1. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности трудного ребенка.

Объясняя школьнику, почему его поступки неправильны, избегайте таких слов, ка «плохо», «неправильно», «глупо».

Обсуждая проступок ученика, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не наклеивайте ярлыки: «Ты как всегда».

Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции «проблемного» ученика. Например, гнев – это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Мстительному ученику нужны ваш страх или беспомощность.

Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия.  Думайте о деле , а не о самозащите.

Позже дома высвобождайте отрицательные эмоции. Для разрядки советую выбирать физические упражнения или общение.

  1. Не добивайтесь напряжения ситуации.

Не используйте позы превосходства, унизительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм.

Не сравнивайте учеников друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят.

Не давите, не командуйте, не настаивайте жестко на своей правоте.

Не прибегайте к необоснованным изобличениям, оправданиям или «подаче взятки».

Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте «остыть» и себе и ученику.

Проводите время от времени общие дискуссии о нарушениях поведения, чтобы объяснить, что является приемлемым в определенных ситуациях, а что – нет.

  1. Позволяйте ученику «сохранять свое лицо».

Если ученик выполняет ваше распоряжение, но при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой – то жест, свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого.

Не делайте «из мухи, слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь за счет ученика.

  1. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань.

Показывайте выход из сложной ситуации без эскалации и агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивности в поведении детей

По материалам Журнала "Мир семьи" рассматривается проблема агрессивности ребенка....

Здоровьесберегающее поведение учителя на уроке

Здоровье-главная ценность человека. Здоровье нужно беречь смолоду.Когда разговор заходит о здоровье, мы часто используем словосочетания: быть здоровым, укреплять здоровье, оберегать здоровье, вести зд...

Разработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одарённости лицеистов

Данная статья предлагает разработку модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одарённости лицеистов....

Методические рекомендации для учителей и родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей

Способы и направления коррекционной работы с агрессивными детьми; способы построения отношений; упражнения для коррекции агрессивного поведения...

Технология коррекции звукопроизношения в работе учителя-логопеда в школе.

Статья повествует об актуальности, целях и задачах данной технологии. Подробно рассказывается о внедрении технологии коррекции звукопроизношения в учебный процесс, а также о планируемых результатах. У...