Тревожность дезадаптированных детей.
статья (1 класс)

В статье рассматривается феномен тревожности и влияние тревожности на учебную деятельность младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тревожность младших школьников.24.46 КБ

Предварительный просмотр:

       Тревожность дезадаптированных детей

                                                           

                                                          Агафонова Елена Геннадьевна

                                                              учитель начальных классов

                                                                    ГБОУ лицей № 590

                                                                города Санкт- Петербурга

1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения ,стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

  По классификации предложенной К. Изардян, выделяются эмоции профессиональные и производные. К функциональным относятся:

  1. интерес-волнение
  2. радость
  3. горе-страдание
  4. удивление
  5. гнев
  6. отвращение
  7. презрение
  8. страх
  9. стыд
  10. вину [1.с.57]

Остальные – произвольные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое эмоциональное комплексное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес, возбуждение.[2]

        « Тревожность-это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из параметров индивидуальных различий».[ 3.с.68]

           Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека свой

               

оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.[4]

           Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

            Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.[5]

             Тревожность, как правило, стабильно проявляется у определенного числа школьников. Но в разные возрастные периоды она может быть обусловлена разными причинами. У младших школьников может быть показателем трудностей адаптации к школе. Школьная тревога- тонкий индикатор возникающего неблагополучия в психическом развитии ребенка, имеющихся у него трудностей психической адаптации к школе.

              Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.[4]

               Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче.
  2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  3. Боязнь неудачи- характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она пересиливает опасения возможной неудачи.
  5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
  6. Оценка многих, объективно безопасных ситуаций, воспринимаются высокотревожными людьми, как угрозу.

Школьники, характеризующиеся высокой тревожностью, беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Им кажется, что обязательно произойдет что-то неприятное (закончится неудачей серьезный разговор, не хватит времени на выполнение работы и т.п).

Тревожные младшие школьники имеют специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Эти дети чувствительны к результатам собственной деятельности и избегают неуспеха. Им трудно оценить результаты своей деятельности, и они ждут этой оценки от взрослых.

Повышенная тревожность младших школьников может дезорганизовать учебную деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Неуверенный, тревожный ребенок мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Этот ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. [6]

            Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий» В фантазиях ребенок разрешает неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенных потребностей.

2.Влияние тревожности на учебную деятельность младших школьников.

Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками может испытывать тревожность. Для тревожных детей характерно чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом или просто замолкает совсем.

              Школьники, которые по разным причинам не могут справиться с учебной нагрузкой попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь может привести как к неврозам, так и к боязни школы.

               Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из под контроля. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет. Учитель не справедлив. Боязнь критики или насмешек со стороны учителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения, которое мешает нормально учиться, так как учеба требует восприимчивости и сосредоточенности. [7]

Контрольные работы являются источниками давления на школьников. Они кажутся детям очень важными и даже успевающие понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят.

                Нередко причинами неуспеваемости являются аффективные переживания школьника – бурные кратковременные эмоции (гнев, ужас), возникающие на сильный раздражитель.

В некоторых семьях более подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, эти дети находятся в более тесном эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители часто охвачены тревогой что- либо не успеть сделать для образования и воспитания ребенка, стремятся ускорить процесс его развития, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх н соответствовать требованиям родителям, что может вести к понижению успеваемости.

                Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и учителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспеваемости. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которые ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

                 В ряде случаев нежелание учиться, посещать школу может быть вызвано конфликтами со сверстниками.

                 Тревожные дети, имеющие проблемы в учебной деятельности могут не пользоваться всеобщим признанием в классе, иногда даже могут находиться в изоляции или входить в число наименее популярных, так как очень часто такие дети не уверены в себе, малообщительные, или же напротив сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является и безынициативность из-за своей неуверенности, следовательно эти дети не всегда могут быть ведущими в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессии.

                    Дети с низкой популярностью,не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становятся эгоцентричными, отчужденными.Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. [8. c.91] Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к одноклассникам, к людям вообще, враждебность, мстительность. [9]

                     Подверженные страхом дети н есклонны к внешнему открытому выражению своих чувств и переживаний- они «все держат в себе»

                      Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», «страх сделать ошибку», боязнь получить неудовлетворительную оценку, боязнь конфликта со сверстниками и учителями.

                       Если ребенок с неохотой идет в школу, отказывается от выполнения домашнего задания, это, несомненно отражается на его успеваемости и дестабилизирует эмоциональное состояние.

                        Если ребенок испытывает сложности в установлении контактов с учителями или одноклассниками, чрезмерно переживает за результаты своей учебы, это сказывается на его успешность в обучении.

                                         Литература

  1. Коломинский Я.Л, Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. М.,1997
  2. Краткий психологический словарь под общ.редакцией А.В. Петровского, М.Г. Яршевского.- М.,1980.
  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1996
  5. Немов Р.С. Психология
  6. Психокоррекционная работа с тревожными детьми младших классов.

Составитель Е.А. Курносикова, Н.Н. Морозова.- Саранск, 1997

  1. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезаптации у младших школьников и подростков.- М.,1998
  2. Мухина В.С. Детская психология.
  3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность у детей с нарушением слуха школьного возраста.

В работе о тревожности у детей с нарушением слуха в школьном возрасте. Причины тревожности. Результаты диагностики....

Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...

основные задачи в области валеологического воспитания социально-дезадаптированных детей и подростков

В материале указаны основные задачи воспитания валеологической культуры у детей и подростков из социально-реабилитационных Центров...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В методическом пособии представлены рекомендации для педагогови родителей, примеры различных форм работы по преодолению тревожностии обеспечению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста ...

Игротерапия - как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста

Игротерапия  как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и ...

Тест для оценки уровня тревожности у детей

Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях....