Главные вкладки

    Памятки для родителей "Ваш ребенок идет в школу"
    консультация (1 класс) по теме

    Титаренко Людмила Михайловна

    В статье собраны самые главные советы для родителей , чей ребенок идет в школу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Памятка для родителей132 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ваш ребенок идет в школу

    Сайт МБОУ Алексеевской СОШ - Информация по 1 классам

    Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу  с удовольствием?»

                1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте

              учителей в присутствии детей.                    

    2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

    3. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

    4. В случае конфликтной ситуации в школе, постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

    5. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

    6. Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

    7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

    8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

    9. Не настраивайте ребёнка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

    10. Не относитесь к первым неудачам ребёнка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны Ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    Памятка родителям

    по созданию благоприятной  семейной атмосферы.

    Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

    Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение. Ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

    Научитесь встречать детей после их пребывания в школе. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

    Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

    Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

    Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

    Памятка родителям

    по правовому воспитанию.

    Искусство быть родителем

    1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.          

    2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

    3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

    4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

    5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

                                             

                                                      Памятка родителям

    по правовому воспитанию

    Наказывая, подумай: зачем?

    Семь правил для всех.

          1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…

    2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать,  - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!

    3. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

    4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

    5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.

    6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

    7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

    Памятка родителям

    по составлению режима дня школьника.

    1. Режим дня школьника должен быть построен с учётом его возраста и функциональных возможностей.
    2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма в деятельности всех систем организма ребёнка.
    3. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъёмом умственной активности ребёнка: в первой половине дня – с 9 до 12 часов, после полудня – с 16 часов.
    4. Выполнение уроков и приём пищи всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
    5. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребёнка.
    6. Режим дня ребёнка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1 – 1,5 ч.) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3 – 3,5 ч.)
    7. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребёнка и к его неблагоприятным реакциям.

    Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

    Памятка родителям

    «Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду»

    1. Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьёй.
    2. Организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением.
    3. Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
    4. Больше доверяйте своим детям.
    5. Не заставляйте  детей чувствовать. Что их ошибки неисправимы.
    6. Никогда не угрожайте детям: «если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь и наркотики, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
    7. Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения.
    8. Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.

                            Никогда не наказывайте детей в присутствии других и

                            чаще  хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.

    1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст       жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

    3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

    5. Не унижай!

    6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

    8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

    9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    10. Люби   своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

       

          Помни:

    Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять. 
    Если ребенок 
    видит враждебность, он учится драться.
    Если 
    над ребенком насмехаются, он учится быть робким. 
    Если 
    ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым. 
    Если ребенок 
    окружен терпимостью, он учится быть терпимым. 
    Если 
    ребенка поддерживают, он учится уверенности. 
    Если 
    ребенка хвалят, он учится ценить других. 
    Если 
    с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости. 
    Если 
    ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить. 
    Если 
    ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе. 
    Если 
    ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

     

     Подготовка к школе

    Психологи сравнивают поступление ребенка в школу с революцией в сознании. Все меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение. Словом, достаточно сильно ломается привычный образ жизни. Он становится школьником, у него появляются новые серьезные обязанности, а в своем поведении он должен соответствовать общепринятым школьным правилам, уметь находить контакты со сверстниками, проявлять и развивать навыки самостоятельности. Понятно, что ребенок, который пришел в школу с выработанными умениями вежливого поведения и необходимым уровнем физического развития, гораздо легче перенесет нагрузки адаптационного периода первых дней учебы.

    Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму?

    Позаботиться об этом следует заранее.

         С помощью приведенных ниже несложных рекомендаций каждому из родителей вполне по силам будет самостоятельно создать для малыша необходимый "предшкольный" настрой.

    Прочитав советы, вы, уважаемые родители, убедитесь, что заниматься развитием необходимых качеств ребенка можно буквально каждую минуту, не отрываясь от привычных домашних дел или используя для этого время, которое лучше уделить малышу, чем телевизору. Конечно, от вас это потребует немалых усилий, но зато и результат этих благородных         усилий окажется ненапрасным.

    Опытные педагоги советуют: если есть возможность, то, отправляя ребенка в первый класс, родителям лучше взять отпуск. И это справедливо. Ведь видоизмененный требованиями школы режим дня, необходимость провожать ребенка к месту учебы и встречать его, посильная помощь, которую придется оказывать ему в выполнении даже самых наипростейших домашних заданий, диктуют буквально поминутную  заботу о  новом  школьнике.

       А помимо этого на долю родителей выпадают заботы о его рациональном питании, тревога на тему "а как он там?" и т. д. Наконец, когда первоклассник приходит из школы, надо попросить его просто пересказать, что было в этот день запоминающегося — и хорошего, и не очень. За хорошее похвалить, из того, что оказалось "не очень", — сделать нужные выводы.

    Но еще в преддверии учебных дней необходимо провести с ребенком целый ряд своеобразных маленьких "тренингов", которые позволят ему не чувствовать себя совсем-совсем одиноким в новом загадочном мире, где ему суждено провести в среднем десять ближайших лет.

    Не за горами —первый класс

    Информационная подготовка ребенка к школе, как правило, начинается задолго до поступления в первый класс.

    Прислушиваясь к разговорам взрослых, он слышит неред-

    ко мелькающее в них слово "школа", при желании ему тут же могут объяснить, что это за заведение.

    Разумные родители обычно связывают такую ассоциацию с важной перспективой — пойдешь в школу, научишься читать и писать, станешь умным-преумным и т. д. Важно только, чтобы такие напоминания не стали чересчур назойливыми, заранее незаметно превратившись в нечто надоевшее, а потому — отталкивающее. И уж конечно недопустимо использовать школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного давления. Высказывания типа "вот пойдешь в школу, там тебя научат, как старших уважать" или "начнешь в школу ходить, там с тобой так нянчиться не станут" вообще противопоказаны. Одного такого замечания бывает достаточно, чтобы напрочь отбить уважение к предстоящему акту вступления ребенка в новую жизнь: цепкая автоматическая память малыша иногда вносит свою трактовку даже в невинные взрослые высказывания. Вот лишь один красноречивый пример, описанный в свое время в знаменитой книге К. И. Чуковского "От двух до пяти".

    — Я не пойду в школу, — ультимативно заявил один дошкольник своей матери, — там на экзаменах ребят режут.

    Переносный смысл глагола "режут" пока остался недоступным для юного создания, однако сработало главное — тревога за собственную безопасность.

    Первое впечатление — самое важное

    Если ребенок не посещал детский сад, где переход к школьному обучению стараются облечь педагогически логично, то родителям придется взять на себя заботу за осуществление   "плавности"   этого перехода.

      Хорошо, если летом для "домашних" детей в школе устраивают одно-двухнедельные знакомства с рядом дисциплинарных моментов. Ребенок приходит в школу на полтора-два часа, где узнает, как выглядит класс, что между уроками бывают перемены и что помимо учебы для школьников устраивают веселые праздники. Если же такой возможности нет, не поленитесь вместе с ребенком самостоятельно навестить школу, в которую ему предстоит пойти.

    Обсудите внешний вид школы, посчитайте, сколько в ней этажей. Попробуйте пофантазировать — за каким окном будет располагаться класс, в котором предстоит учиться вашему сыну или дочке. Понаблюдайте, какие цветы стоят на этом окне — возможно, ребенок попадет учиться именно в эту аудиторию, тогда он встретится с ними, как со старыми знакомыми. Посмотрите, где в школе главный вход, через который в нее попадают ученики, а где — служебный. Напомните, что в школе обязательно имеется столовая, в которой малыш сможет завтракать, большой актовый зал, где будут проводиться праздники, раздевалка, где можно оставить пальто. Возможно, ваш малыш будет увлечен рассказом о школьной библиотеке — научившись хорошо читать, он сможет там брать книги для чтения дома. А если вдруг в школе у ребенка что-то заболит, ему окажет помощь школьный доктор.

    Осмотрите территорию вокруг школы. Возможно, ее окружает сад или рядом с ней расположена спортплощадка. Ребенок с интересом выслушает от вас информацию о том, какую цель преследует местонахождение сада или спортплощадки возле школы (в саду ребята изучают, как выглядят разные деревья, учатся ухаживать за ними и наблюдать, как они меняются в зависимости от времен года; на спортплощадке проводятся уроки физкультуры, чтобы стать сильным и ловким, в яму с пес-

    ком прыгают, в кольцо на столбе учатся забрасывать мяч, на турнике подтягиваются и т. д.). Если на школьную территорию не запрещено заходить, ваш ребенок сможет попробовать свои силы на имеющейся там спортплощадке — покажите ему, как следует делать разбег, чтобы прыгнуть в длину, пусть он самостоятельно сделает несколько таких прыжков и увидит, что это вовсе несложно. В следующий раз к школе можно прийти, захватив с собой мяч — покажите, как его можно забрасывать в баскетбольное кольцо. Осмотритесь, какие еще гимнастические снаряды доступны вашему ребенку для освоения, тогда на занятиях в школе он встретится с ними "запросто". Плюс к тому малыш испытает некоторую долю гордости за то, что его мама и папа достаточно компетентны в ряде школьно-воспитательных вопросов.

    Нужно обратить внимание будущего первоклассника на то, с какой любовью оформлена школьная территория, и какую радость приносит ее опрятный вид для тех, кто приходит сюда.

    Это счастье —  путъ домой

    Найдите возможность несколько раз пройти с ребенком маршрут от дома до школы и обратно. Посмотрите, мимо каких зданий этот маршрут пройдет. Двигаясь до школы, вместе с ребенком называйте эти здания, а на обратном пути пусть их названия ребенок повторит самостоятельно. Поощрите хорошую память малыша: "Видишь, ты уже запомнил, какой дорогой надо идти, чтобы прийти к школе". Неважно, что первые месяцы, а то и годы, вы твердо намерены сами провожать и встречать его. Ведь бывают и экстренные обстоятельства, когда детей отпускают не в заранее установленное время (заболел учитель, сократили уроки, наконец,   в   школе   произошла   авария,

    лопнула труба, и поэтому всех неожиданно отпустили по домам). Самостоятельный путь вашего ребенка до дома не должен явиться экстремальным испытанием, сопровождаемым психологической неуверенностью.

    Кроме того, собирая своего первоклашку в школу, не забудьте еще об одном важном обстоятельстве: каждому новоиспеченному школьнику необходимо назубок знать свой собственный адрес, а если возможно — то и телефон.

    Еще одна деталь. С тех пор, как ребенок начал ходить в школу, в его сумке или кармане костюма должно найтись место для ключей от квартиры. Кроме того, ребенка следует обучить умению самостоятельно открывать замок квартиры. Чтобы облегчить этот нелегкий процесс, смажьте замок машинным маслом.

    Большинство людей на свете — добрые. Но все же...

    Поступив в школу, ваш ребенок поневоле начнет сталкиваться с рядом ситуаций, выход из которых вынужден будет находить самостоятельно. У ребенка следует воспитать твердую установку — не вступать в контакты с незнакомыми ему людьми, будь то взрослые или старшеклассники. Каждый раз, прощаясь с дочкой или сыном в школьной раздевалке, напоминайте им о том, что по дороге домой им не надо обращать внимание на взрослых дядей или теть, которые вдруг попытаются позвать их подойти поближе.

    Запомните и вы. Надо внушить ребенку:

    1) что нельзя уходить или уезжать с незнакомыми людьми, даже если они пообещали купить что-то вкусное или диковинную куклу;

    1. не надо верить незнакомым людям, если они называют себя друзьями твоих мамы, папы, бабушки и т. д. и поэтому предлагают проводить тебя домой;
    2. если ты вдруг захотел угоститься сладким "Баунти", который предлагали тебе незнакомцы, скорее беги домой — расскажи об этом событии родителям и сам вместе с ними сходи в магазин, чтобы купить любимое лакомство;
    3. ни в коем случае не обращай внимания на то, что незнакомые дядя или тетя начнут тебя уговаривать сесть к ним в машину или воскликнут: "Да ты меня знаешь — ведь мы уже виделись вчера!";
    4. не входи в лифт вместе с незнакомым тебе взрослым человеком, лучше пропусти его — пусть сначала он уедет, куда ему нужно, а потом уж садись и поезжай сам, а перед этим не называй ему номер этажа, на котором живешь.

    Разные бывают на свете люди, дорогие родители, и в замкнутой среде, оторванной от общества, ребенка не воспитаешь, но посильные меры предосторожности принять можно и нужно.

    .

    Об учительнице — особо

    Главная цель прихода ребенка в школу — получение знаний. Поэтому важнейшее требование, которое предъявляет школа к педагогу — умение передавать эти знания своим подопечным. Но помимо этого у каждого из учащихся и родителей свои представления о качествах, которые должны быть присущи учителю, особенно учителю начальных классов — ведь именно он встречает детей на пороге школы, а затем в течение трех-четырех лет ребята почти ежедневно вынуждены будут общаться именно с этим человеком.

    В зависимости от того, каков ребенок, у взрослого выстраивается мнение о личности будущего учителя. Как считают одни родители, чей малыш чуток к малейшему проявлению грубости и несправедливости, учительница начальных классов непременно должна обладать добротой и тактичностью. Другие, чей будущий школьник не в меру резок и нетерпелив, надеются встретить в лице учителя союзника по воспитанию в ребенке усидчивости и дисциплинарных моментов. Третьи, чей сын обладает слабым здоровьем, убеждены, что учитель с пониманием отнесется к этой щепетильной проблеме. А вот многие дети на во-

    прос о том, в класс к какой учительнице они хотят попасть, отвечали: "К красивой".

    Сколько людей, столько и мнений. Но в преддверии поступления ребенка в первый класс неплохо провести своего рода "разведку" — поинтересоваться у родителей, чьи дети посещают данную школу, каковы их мнения об учителях. Ведь так важно, чтобы после первого дня учебы ребенок не заявил протест: "Не пойду больше учиться — училка плохая". Не надо стесняться, что вы наводите справки, какой учитель лучше и почему — может быть, эта ваша разведка окажет неоценимую услугу в налаживании будущих контактов школьника с его педагогом.

    Маленький совет — не ориентируйтесь только на формальные признаки педагогического качества. Порой бывает так, что молодая учительница, недавно пришедшая в школу, проявляет к своим подопечным больше трогательного внимания, чем ветеран, несколько пятилеток тому назад удостоенный почетного звания "лучшего по труду". Или оказывается, что преподавательница с внешностью кинозвезды (в обыденной жизненной практике это почему-то считается признаком легкомыслия) в педагогической деятельности достигает более высоких результатов, чем ее коллега из параллельного класса — личное обаяние помогает. Словом, собранные воедино крохотные детали помогут составить портреты-характеристики, на которые следует обратить внимание при выборе вашему малышу "спутника жизни" для учебы в начальных классах.

    Часы, часы, часики

    С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами "пора вставать", торопит с завтраком — "а то опозда-

    ешь", волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом "почему вас задержали?" Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену.

    Знаете, какая народная загадка существует про часы: "Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу — когда обедать, когда спать, когда учебу начинать". Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу — должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время ложиться спать. Задача родителей — показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни.

    Обучить этому несложно — типовые циферблаты есть в каждом доме.

    Пусть обучение определять время займет несколько занятий. Сначала проверьте, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение — ручные, настенные, будильник и т. д.

    Затем расскажите о назначении стрелок. Маленькая стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А большая стрелка — минутная. У каждых часов есть свои звуки — они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов.

    Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разны-

    ми стрелками — большой и маленькой. То, что часовая стрелка — маленькая, а минутная — большая, принято на любых часах во всем мире — и на главных часах нашей страны, кремлевских, и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение — двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки — указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.

    Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра — пора идти в школу. Если на цифре двенадцать — то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит, и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру — в течение дня несколько раз спросите его: "Который час?" Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение — на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату.

    Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой.

    С умом играем — знаний набираем. А вот с приобретением настоя-

    щих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться — они будут отвлекать его внимание от других, более прозаических моментов урока.

    Как знакомиться с ровесниками?

    Поступая в школу, ребенок становится членом нового коллектива — класса. Естественно, что у него появятся новые знакомые. Кто знает, может, кому-то из них суждено будет стать его спутниками в течение всей дальнейшей жизни.

    В школах разных типов существует и разная степень предварительного знакомства одноклассников. В сельских, особенно — малокомплектных, дети, как правило, еще до поступления в школу лично знают каждого из учащихся. В школах-гигантах в один класс могут попасть несколько ребят, живущих в одном большом доме. А как быть, если ребенок пришел в класс, в котором он не видит ни одного заранее знакомого лица?

       Принцип узнавания одноклассников по именам и фамилиям довольно традиционен. Учитель по несколько раз в день называет каждого из детей по имени и фамилии — когда отмечает, кто сегодня отсутствует, когда раздает тетради, вызывает к доске и т. д. Благодаря цепкой автоматической памяти, которой обладают шести-семилетние дети, первоклассники довольно скоро запоминают, как зовут их новых друзей.

    Отдельный вопрос — как поступить, если ребенок хочет познакомиться с понравившимся ему сверстником в школьном зале, в столовой или в коридоре во время переменки? Вспоминается старая смешная притча о том, как маленький мальчик хотел познакомиться с девочкой и попросил совета у мамы — что нужно сделать, чтобы ей понравиться?

    — Подари ей самое дорогое, что у тебя есть, — посоветовала мама, вероятно, не просчитав заранее вариантов — что же может быть самым дорогим, с точки зрения ее сына?

             Последовав ее совету, мальчик попытался преподнести девочке в подарок свою любимицу — ручную крысу, чем вызвал страшный испуг у обеих. Доверчивая девочка подняла страшный визг и убежала, а бедная крыса съежилась, как будто ее побили. Поэтому советы такого типа давать не стоит.

    Не надо жертвовать ради первого знакомства самым дорогим, что у тебя есть. Подарки в начальной школе могут быть более скромными. Скажем, если у ребенка есть два одинаковых ластика или карандаша, он может один из данных предметов подарить приятелю или подружке. Еще интереснее — поменяться, к примеру, открытками. Но начинать знакомство лучше всего с моментов бескорыстных. Например, подойти и спокойно спросить, как зовут нужную девочку или мальчика. А получив нормальный, незлой ответ, диалог можно продолжить. Спросить, где живет новый знакомый, какие книжки или мультики он знает и любит, какой у него любимый цвет или цветок.

    Когда ребенок рассказывает родителям о своих новых знакомствах, не следует пропускать эту информацию мимо ушей, как эпизодическую. Новые знакомые вашего ребенка должны заинтересовать и каждого из взрослых членов его семьи. Расспросите ребенка подробнее об его новом приятеле, не упускайте из поля зрения даже детали. Пусть ребенок расскажет, как его знакомый одет, кем работают его папа и мама. Возможно, что некоторые детали насторожат вас, покажутся неприемлемыми для образа жизни именно вашей семьи. Тогда, может быть, целесообразнее будет отговорить ребенка от продолжения знакомства. И наоборот, если новый знакомый — человек воспитанный и не подающий дурных примеров, следует закрепить общение с ним, сделать его более регулярным даже вне школы.

            '

    Как вести себя - за столом

    Кушать подано! Эти слова применительно к цели данной книги могут вызвать у родителей дошкольников улыбку: зачем, мол, малышу знания столового этикета?

    Однако не спешите иронизировать по данному поводу — ведь существует заметная разница между тем, как принято кормить ребенка дома, и тем, как он должен вести себя в школьной столовой, когда завтракает вместе со всем классом. Дома можно и покапризничать, и кусочек получше тебе непременно положат. Дома ребенок привыкает к своей постоянной посуде, и в правилах поведения за столом допустима некоторая вольность. Можно, скажем, остатки вкусного супа допить прямо из тарелки, а хлебной корочкой протереть донышко блюдца, добирая самые поджаренные кусочки мяса или картошки. И ни у кого из домашних это не вызовет строгого замечания — в лучшем случае взрослые улыбнутся, а то и похвалят: вон, мол, какой сегодня у нашего Юрика аппетит хороший!

    Но в школе — дело другое, здесь за подобные выходки сверстники могут и на смех поднять.

         Чтобы этого не произошло, давайте проведем с ребенком воображаемую экскурсию в школьную столовую. Ведь одним из первых предложений, которые слышат родители от учителя начальных классов, является сбор денег на школьные завтраки. И поначалу мало кто из родителей отказывается от этого предложения, каждому хочется надеяться, что в перерывах между уроками ребенок будет иметь возможность еще раз перекусить, сохранив тем самым рабочий настрой и здоровый желудок.

    В столовую первоклассники отправляются вместе с учителем,выстроившись в колонну или парами. Напомните ребенку, что даже в течение этого мини-похода надо быть внимательным — не отставать от остальных ребят и не теряться, иначе можно пройти нужный этаж или поворот, ведущие к столовой, и заблудиться. Теперь вспомним, что обычно дети получают в школе на завтрак — бутерброды, кашу, сваренные вкрутую яйца, котлету, винегрет.

    При встрече с учителем, к примеру, на первом же родительском собрании, неплохо полюбопытствовать — а какие блюда входят в школьное меню? Вопрос полезен тем, что заостряет и внимание учителя на этом важном предмете.

    Но если вернуться к меню традиционному, обратите внимание на то, чтобы ваш ребенок умел самостоятельно быстро очистить яйцо, не обрезав при этом палец. Сообщите, что после поедания бутерброда, даже очень вкусного, не следует облизывать пальцы или собирать со стола крошки. Если ребенок подвержен ангине, то прежде, чем глотнуть аппетитного сока, он должен отпить маленький глоток "на пробу" — не холодный ли? Если сок покажется холодным, лучше не рисковать, а оставить его нетронутым. Мама может дать следующее объяснение такому поступку: потом, когда придешь домой, если хочешь, мы с тобой сходим в магазин и купим точно такой же. Мы его погреем, и ты его потом выпьешь.

    И наоборот, если подали чай или кофе, которые, по мнению ребенка, являются слишком горячими, не стоит пить их такими раскаленными — можно обжечь губы и язык. Не торопись, всего через несколько минут чай остынет. А чтобы этому помочь, попроси у буфетчицы ложечку — все равно, большую или маленькую, — для помешивания чая. Кстати, если вашему ребенку отказали в этой маленькой просьбе или, пусть по другому поводу, работник буфетагрубо ответила на его вопрос, не следует оставлять сей факт без внимания — замечание в его адрес, высказанное учительнице, или письменное заявление, оставленное у директора, быстро помогают сотрудникам общепита понять, что, работая с детским контингентом, надо и манеры общения иметь соответственные.

    Какие еще трудности подстерегают ребенка в школьном буфете? Главная — отсутствие аппетита при виде школьной еды. И цвет у нее непривлекательный, и на вкус она не такая, как дома, жалуется частенько ребенок. Известное дело — домашняя кашка гуще кипит. Но попробуйте обратить внимание малыша на то, что даже обычную кашку можно есть интересно, скажем, предварительно разрисовав ее по поверхности квадратиками. И поедать затем эту кашу, как шахматную доску — через квадрат. А можно — по спирали, начиная с краев и добираясь до середины.

    Слишком ответственного ребенка медленно остывающий чай может заставить понервничать — напиток еще горячий, а звонок вот-вот прозвенит. Предупредите эту сложность заранее, объяснив, что отказываться от стакана теплого чая не следует, а зато чуть-чуть задержаться в столовой в перемену для завтрака вполне позволительно. Эту перемену и делают всегда несколько длиннее остальных. Так что не надо волноваться — допей чай и иди спокойно.

    Хорошее отношение к вещам

    Покупкам для школы надо отвести торжественный поход по магазинам. Причем важно, чтобы в этом походе непременно участвовал и ребенок. Пусть он сам выберет, какой пенал ему больше нравится — пластмассовый или деревянный. Какая папочка для тетрадей — в горошек или в полоску. Какие ластик, точилка, авторучки, тетради, ну и все остальное.

    Как правило, возвращаясь домой после такого похода, ребенок чувствует себя царем, обладателем несметных богатств. Что же, пусть малыш вдоволь поиграет в них — поближе рассмотрит, повертит в руках, даже понюхает. Пусть даже вынесет во двор и похвастается новой вещью перед друзьями. Только предварительно покажите, как правильно пользоваться той или иной вещью. Пусть ребенок научится непринужденно запирать рюкзак, открывать и закрывать пенал и папку, пользоваться авторучкой и карандашами, вдевать тетради в обложки. Не сердитесь, если маленькие ручки дошкольника еще не очень ловкие, постоянный повтор одних и тех же действий приучит их к уверенности.

    А вот к бережливости малыша приучать надо уже сейчас.

    — Посмотри, — объясняет взрослый, — тетрадку кладут в папочку, чтобы она не мялась. А карандаш всегда должен быть хорошо отточен — так он проводит красивую узкую полосочку. А книжки и тетрадки пусть будут в обложках, так они останутся чистыми. В книжках нельзя загибать углы, для того чтобы отметить нужную страничку, на помощь придет закладка.

    В течение всего учебного года родителям приходится помогать ребенку наводить порядок в его маленьком рюкзачке. А что делать? Ведь для ребенка рюкзачок — целая планета, которая помогает ему идти дорогой знаний. Поэтому, как сказал Маленький принц в известной сказке, нужно приводить ее в опрятный вид каждое утро: "Умылся сам — приведи в порядок и свою планету".

    ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ

    родителям будущего первоклассника

    Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя,

    а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы,

    которые будут влиять на процесс обучения.

    Совет 2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.

    Совет 3. Выясните, по какой программе будет

    учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков

    в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

    Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте,

    сколько времени уйдет на дорогу в школу.

    Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак.

    Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать

    с учительницей вашего ребенка.

    Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.

    Совет 6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

    Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

    Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех,        ,

    но и не запугивайте неудачами.

    Совет 9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.        

    Совет 10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания  к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников

    В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...

    Ваш ребенок идет в школу.

    Полная презентация о подготовке ребенка к школе. Можно использовать на родительском собрании в детском саду или по окончании подготовительных курсов....

    ваш ребенок идет в школу

    Советы и рекомендацииродителям будущих первоклассников,а так же ответына часто задаваемые вопросы....

    Ваш ребенок идет в школу

    Здесь можно найти ответы на часто возникающие вопросы  у родителей будующих первоклассников...

    Ваш ребенок идет в школу

    Советы для родтелей будущих первоклассников...

    Ваш ребенок идет в школу

    Советы для родителей будущих первоклассников...

    Памятки для родителей "Ваш ребенок идет в школу"

    В статье собраны самые главные советы для родителей , чей ребенок идет в школу....