Главные вкладки

    Cтатья Взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений агрессивного поведения у младшего школьника
    статья на тему

    Багрова Анастасия Сергеевна

    Тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx23.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений агрессивного поведения у младшего школьника

    The relationship of parent-child relationships and manifestations of aggressive behavior in younger schoolchildren

    Аннотация статьи: Тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. (The topic of aggression and aggressiveness is constantly in the field of view of scientists and practitioners. The problem of aggressive behavior in children is extremely actual for the modern общества.Исследование features of the aggressiveness of children, development of methods of its correction, and most importantly, prevention is one of the most urgent problems of the modern psychological science.)

    Ключевые слова: agressio, aggressive action, relationship «parents – child»

    В последнее время особенно часто в социально-педагогической среде поднимаются вопросы, касающиеся агрессии, детской агрессивности, агрессивного поведения, и их негативного влияния на процесс социализации подрастающего поколения. Агрессивное поведение детей – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

    Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

    В переводе с латинского языка agressio (агрессия) означает «нападение», «приступ». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремление навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.

    В психологической литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. Агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие (aggressive action) – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же – это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.

    Поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий, когда имеют место губительные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения.

    Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденцию к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли) [2].

    Изучение психолого-педагогической литературы показало, что частой причиной детской агрессивности является семья. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и ребенком является очень важным фактором [1].

    В рамках выпускной квалификационной работы мы планируем изучить проблему детско-родительских отношении в психолого-педагогической литературе; раскрыть причины появления агрессии в младшем школьном возрасте; исследовать взаимосвязь характера детско-родительских отношений и агрессивного поведения у младших школьников; разработать методические рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений и снижению агрессии и уровня агрессивной мотивации у младших школьников.

    Для достижения цели исследования организована и проведена экспериментальная работа по выявлению уровня агрессивности у младших школьников. Для решения поставленных задач использовалась методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. Методика Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) [3] позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения и получить данные о готовности действовать в определенном направлении.

    1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
    2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; использование сплетен, шуток, и проявление неправильных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и т.п.).
    3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств, таких как вспыльчивость, грубость и резкость при малейшем возбуждении.
    4. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

    На основе этих показателей нами были определены индекс агрессивности (индивидуальный уровень агрессивности личности, использование агрессии как средства, как реакция личности на враждебную окружающую действительность) и уровень агрессивной мотивации (мотивационная агрессия, агрессия как самоценность, прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций).

    В исследовании приняли участие 17 младших школьников в возрасте 10 -11 лет.

    Анализ результатов исследования показал, что индекс агрессивности и уровень агрессивной мотивации у большинства респондентов (88%) выше нормы. Количество детей с низким уровнем агрессивности составляет 12%. Также следует отметить, что показатели индекса агрессивности выше, чем уровень агрессивной мотивации.

    Усредненный бал «физической агрессии» составляет (73,0), усредненный бал «косвенной агрессии» составляет (63,9), усредненный бал «вербальной агрессии» составляет (70,2). Самые высокие показатели в индексе агрессивности (состоящей из физической, косвенной и вербальной агрессии) – это физическая и вербальная агрессия, что говорит о том, что наши испытуемые в основном выражают свою агрессию открыто, используя физическую силу против другого лица и выражая негативные чувства как через формы «крик», «визг», так и через содержание словесных ответов – проклятия, угрозы. Косвенная агрессия, используется ими реже.

    По результатам исследования разработан ряд рекомендаций по снижению агрессии у младших школьников, а также система игр и упражнений, позволяющих детям оценить свое поведение, научиться его контролировать и найти новые способы для выражения негативных эмоций.

    Список литературы

    1. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я.Варга. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 358с.
    2. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Р.Румянцева // Вопросы психологии. – 2010. - № 1. – С.17-23.
    3. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А.Фурманов. – Минск,1996.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

    Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

    Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

    Методическое пособие «Проблема агрессивного поведения у младших школьников»

    Данное методическое пособие раскрывает сущность таких понятий как "агрессия" и "агрессивность", позволяет глубже увидеть проблему, нацелено на практическое применение. Содержит в себе как теоретически...

    Занятие по коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

    Цель: снижение уровня агрессивности  у младших школьниковЗадачи: обучение навыкам релаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыко...