Cтатья "Решение логических задач - важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников".
статья по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
« Решение логических задач – важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников»
Иванова Т.Н., учитель нач.классов
ГБОУ СОШ №282
Все мы знаем, что образование человек получает, чтобы самореализоваться. Обычно бывают наиболее успешными те люди, которые умеют нестандартно мыслить, рассуждать, аргументированно обосновывать свое мнение, отстаивать свои взгляды и убеждения, адекватно воспринимать информацию. Логика – наука о законах правильного мышления – является ступенькой, которая поможет всему этому научиться и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Действительно, логика рассуждений – и в математике, и в жизни – связана и с языком, и с умением анализировать информацию, и с умением видеть парадоксы и противоречия. С первых дней учебы первоклассники сталкиваются с основными логическими приемами: сравнением, обобщением, классификацией, аналогией, вырабатывают навыки доказательного и последовательного мышления, учатся отстаивать свои взгляды, развивают языковую культуру.
Если проанализировать предложенные начальной школе диагностические работы по проверке сформированности метапредметных умений у младших школьников, то можно сделать вывод о том, что все задания рассчитаны на ориентацию в способе действий, то есть на умение применять основные логические приемы.
Например:
- умение планировать последовательность учебных действий в соответсвии с поставленной задачей (регулятивные универсальные учебные действия);
- умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности (выбрать верный ответ);
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей слов (ОГ) и моделей при решении задач;
- умение проводить классификацию, определять существенные признаки (одно из самых трудных заданий);
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
Новые образовательные стандарты нацеливают нас на развитие творческой личности, которая умеет ориентироваться в окружающем мире.
Для того чтобы успешно выполнять знакомые логические операции, нужно развивать логическое мышления. В новых учебниках есть логические задачи. Они почти всегда носят занимательный характер, поэтому дети их с удовольствием решают. С сентября 1-ого класса на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии ввожу логические задачи. Считаю, что логические задачи необходимы в большем объеме, чем они даны в учебниках, поэтому, начиная со 2 класса, провожу факультативные занятия по решению логических задач.
Всему нужно учиться, в том числе, решать нестандартные задачи. Роль учителя – научить ученика самостоятельно мыслить и творчески работать.
Занятия стараюсь проводить в группах по 5 – 6 человек. Для занятий использую задачи из книги «Логика» автор Г.И.Григорьева; задачи из книги «Интеллектика» автор А. Зак; задачи из книги «Нестандартные задачи» Г.Г.Левитас.
Начинаю обычно с решения задач, вырабатывающих умение последовательно рассуждать (Матрицы Равена). Обязательно даю высказать своё мнение каждому ученику. Если ученик ошибся, стараемся доказать, что его решение – неверно. Ошибка – неотъемлемая часть познания. Часто проходит групповая работа: «думаем, высказываем свое мнение, обсуждаем, находим верное решение».
Очень интересны для работы «Словесные тесты», которые направлены на выделение главного; на умение классифицировать объекты. Такие задачи развивают речь учащихся, пополняют их словарный запас, развивают логическое мышление.
Очень нравятся детям игры «Третий лишний» и «Чужой».
Решение задач со «сказочным сюжетом», задачи о « переправе» очень увлекают учеников. Нужно дать время на осмысление таких задач, предложить разобраться в текстовом материале, сделать рисунок, рассмотреть возможность, что правильное решение может иметь несколько вариантов.
Особое место занимает решение задач на комбинаторику. Обязате льно даю такие задачи на уроках (с 1-ого класса) и решаю более сложные задачи на факультативе. Такие задачи появились и в учебниках, и в проверочных работах по математике. Но эти задачи требуют осмысления – времени.
Всем известно, что ребёнок 7 – 8 лет мыслит конкретными категориями, опирается на реальные факты. К моменту перехода в среднее звено ученики должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Поскольку у младших школьников более развита наглядно-образная память, они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. Поэтому в начальной школе нужно учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. В этом поможет наука логика.
Литература
- Г.И.Григорьева «Логика в начальной школе» Волгоград 2002год
2. Г.Г.Левитас «Нестандартные задачи» Москва «Илекса» 2005 год
3. А.А.Зак «Интеллектика» Москва «Интеллект-центр» 2003 год.
4.Ю.А.Дробышев «Олимпиады по математике 1 – 4 класс» Москва «Первое сентября» 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских умений младших школьников
Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-12693-1402290073.jpg)
Статья "Средство формирования метапредметных умений у школьников."
.Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. Безусловно, перед учителем возникает проблема:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-278827-1488096823.jpg)
"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228076-1584483989.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1259111-1600057910.jpg)
Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера
выступление на методических обьединениях учителей начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/14/picture-1258849-1594743632.jpg)
Формирование метапредметных умений младшего школьника на уроках математики посредством развивающих упражнений
выступление на методическом объединении...