Внеклассное мероприятие "Весёлое путешествие"
план-конспект занятия по теме

Яханова Лариса Александровна

Мероприятие пропагандирует здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников

Яханова Лариса Александровна

2

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы влияния стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников.

  1. Анализ проблемы стимуляции познавательных интересов в психологических и педагогических  исследованиях………………………………………………………….
  2. Специфика развития учебной мотивации младших школьников……
  1. Сущность влияния стимуляции на развитие учебной мотивации …..

Глава II. Экспериментальное исследование влияния стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников.

    2.1. Программа эмпирического исследования…………………………….

    2.2. Результаты исследования и их анализ……………………………….

    2.3. Методические рекомендации учителю начальных классов ………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………..

3

Введение

      В последние годы существенно изменились приоритеты начального  образования  - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений, навыков.

     Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно у младших школьников

   Актуальность проблемы:  Тема нашей работы достаточно актуальна, поскольку именно детский возраст более открыт и восприимчив к процессу познания, а для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность. Именно стимулирование познавательных интересов становится одной из центральных задач развития учебной мотивации младших школьников.

     По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребёнком невозможно без учёта особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть разной.

     Мотивация деятельности, выбор и применение стимулов в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. Знание ребёнка, его потребностей и желаний – ключ к правильному решению всех проблем.

     Но существуют противоречия, с которыми мы встречаемся на практике. Для того чтобы развивать учебную мотивацию, учителя зачастую не пользуются методиками, разработанными в этой области, и пускают всё на самотёк. Требования школы повышаются, общество развивается, но не

4

всегда дети готовы к изменениям, не все учителя владеют средствами и способами стимуляции познавательных интересов.

Проблемой развития учебной мотивации занимались такие ученые, как А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович.

     Проблема: Каково влияние стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников?

     Цель:  Показать влияние стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников.

    Задачи исследования:

  1. Проанализировать в психологической и педагогической  литературе теоретические подходы к  развитию учебной мотивации младших школьников.
  2. Обозначить особенности данного возраста в становлении мотивации. Выделить области познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
  3. Отразить роль стимуляции познавательных интересов как необходимого элемента в мотивации.
  4. Подобрать методики  диагностики.
  5. Разработать практические рекомендации учителю начальных классов по проведённой экспериментальной работе.
  6. Проверить экспериментально разработанные данные.

     Объект исследования: развитие учебной мотивации.

     Предмет исследования: Стимуляция познавательных интересов для развития учебной мотивации младших школьников.

     Практическая значимость исследования:   Разработанная программа может быть использована в качестве методического пособия для стимуляции познавательных интересов у детей младшего школьного возраста по развитию учебной мотивации.

5

    Гипотеза исследования: Если стимулировать познавательные интересы, то это будет вести за собой развитие учебной мотивации.

    Методологический аппарат:

  1. «Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности». А.А.Кузнецова.
  2. «Стимуляция – тонкие, деликатные подталкивания к выполнению определенных действий». Ю.М.Орлов.
  3. «Мотивация – это динамический процесс физиологического и психического управления поведения человека». А.К.Маркова.

Методы исследования:

  1. Организационные.   Сравнительный метод.
  2. Эмпирические: Методика А.Г.Лускановой,   констатирующий эксперимент, преобразующий эксперимент, контрольный эксперимент.

     База исследования: МОУ Студенецкая ООШ Хворостянского района.

 2 класс – возраст 7-8 лет, 12 человек;  

     Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

   

     

     

6

Глава I. Теоретические основы влияния стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников

1.1.Анализ проблемы стимуляции познавательных интересов в психологических и педагогических исследованиях

      Исследования педагогов и психологов, таких как А.И.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ю.М.Орлов, Л.И.Божович и т.д. утверждают в том, что на любой ступени обучения необходима стимуляция познавательных интересов.

      Стимулировать в современном понимании, значит подталкивать, побуждать ученика к чему-нибудь. Так уж он устроен, что без постоянных напоминаний, собственных или внешних усилий, а часто не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится. Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство – принуждение, выступавшее в различных формах, в том числе и телесных наказаний. Нынешний ребёнок свободная и независимая личность, защищённая правами, - требует иного подхода.

      На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

      Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению и учебной деятельности(    57).

7

      Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников  - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

       Проблема стимуляции интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии  детей на уроках; от её решения зависит, будут ли в дальнейшем накоплены знания мёртвым грузом  или станут активным достоянием школьников.  Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

      Всё это подводит нас к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо ещё К.Д.Ушинский отмечал, что «учение, всё взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов (     29).

      Учение для школьника – трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко недостаточно. Нередко оказывается, что ребёнок умом всё же уже понимает, но его интеллект идёт на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда учение ищет и находит оправдания для выбора более привлекательных для него занятий. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы.

       Мотивация деятельности и поведения, выбор и применение стимулов в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. Знание ребёнка, его потребностей и желаний – ключ к правильному решению всех проблем. На вопрос «Что любят дети, чего они хотят?» С.Т. Шацкий отвечает так:

       «…У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта…

8

      …Дети настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, ощупывать, пробовать…

      …Дети любят созидать, устраивать часто из ничего,  дополняя недостающее  воображением…

      …Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

     Поняв это, не придётся прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот и устремлений, здоровой природы подрастающего человека.  Все ошибки происходят от того , что учитель иногда не интересуется  подлинными  мотивами поведения ученика, скользит по поверхности событий, принимает во внимание лишь внешние и часто случайные аспекты поведения.  Может ли он добиться устойчивого успеха, подобрать адекватные стимулы и правильно их применять? Вряд ли. Призыв изучать учеников приобретает новый смысл – изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы(      13).

      Большое значение имеет для ученика начальной школы осторожное и мягкое подталкивание – стимулирование. Учитель будет настойчиво изучать  

желания детей, чтобы находить способы стимулирования, исходящие из детской природы.

      Стимулы опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определённых действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

      Чего хочет ученик? – главный вопрос для учителя. Нужно раз и навсегда понять: важно не только то, чего желает учитель, но и то, чего хочет ученик. Не нужно пытаться его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Великий принцип природосообразности – всё в соответствии с природой, поэтому нужно лишь изменять направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

 

9

Ученик должен чего-то пожелать. Пусть это будут поначалу даже желания, которые не совсем согласуются с педагогическими намерениями. Главное чтобы они возникли, и вы могли на них опираться. Сегодня педагоги всё чаще сталкиваются с инфантилизмом: желания детей смутны и неопределенны, порой их нет совсем. Нужно подталкивать их к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.

      С чего нужно начинать разговор о том, что интересует детей? Надо проявлять уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ученики. Не надо бояться признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах, пусть дети выступят в роли «учителя». Д.Карнеги сообщает, что человека больше всего интересует его собственное имя, чем все другие имена во всём мире. Можно использовать эту страсть в качестве стимула, писать крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и это увеличит шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.

      Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие(    91) .

      Стимулирование требованием немаловажно для учеников. Необходимо иногда говорить «надо». Хотя этот стимул поистёрся, потому, что долгие годы был почти единственным в нашей школе, его возможности далеко не исчерпаны. Обязательно нужно придавать ему личностную направленность: «Тебе надо, Саша! Ты мужчина!». Школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевая трудности, он поступил, как

10

подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано это обязательное дополнение к «надо».

      В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности, а следовательно, лежит в её основе. В стимуляции познавательных интересов немаловажную роль занимает игра. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определённой деятельности, которая создаёт ситуацию необходимости знания(     35).

      Огромную роль игры в жизни и развитии ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития…» - писал В.А.Сухомлинский.

      А вот мнение автора экспериментальной методической системы, учителя-практика современной школы В.Ф. Шаталова: «В играх и в труде,  в задорных выдумках и в безудержном веселье во всём многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок.

       Присмотритесь: не слишком ли рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития? Это ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слово не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представит себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние.

11

В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия раскрепощённые и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления. Мышления смелого, масштабного, нестандартного.

      Так, может быть, следует всеми доступными средствами создавать игровые ситуации на уроках и, не превращая всего многосложного дела воспитания и обучения в одну только игру, использовать непринуждённую обстановку многокрасочных, звонких, брызжущих энергией и смехом игровых элементов и на этом пути искать ответы на вековые вопросы многострадальной педагогики?»

      Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата, предоставляющего для них ценность(    78).

      С древних времён известны такие методы стимулирования познавательных интересов, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание ещё на один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования – соревнование. В последние десятилетия к этим традиционным добавляется ещё один – субъективно - прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений – ярко выраженное деловое (прагматическое), часто потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Учитывая эти утилитарно прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические системы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие

12

отношения партнёров воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Метод ещё не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств (     212).

      Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в психологии стимуляции познавательных интересов выделились и до настоящего времени продолжают разрабатываться теории и концепции, предлагаемые различными учёными. Каждая из них имеет свои достижения в области исследования стимуляции познавательных интересов и вместе с тем свои недостатки. Все теории в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые области стимуляции, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающие в области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и выявлением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения.

13

1.2.Специфика развития учебной мотивации младших школьников

      В настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем нет более важной и в тоже время более сложной задачи, чем задача развития учебной мотивации младших школьников. Такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

      Мотивация – это динамический процесс физиологического и психического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость (     469).

      Мотивация ученика – (от лат. «двигать») общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности (     43).

      С этой точки зрения мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которым понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Потому мотивы – очень сложные образования. Мотивы, а их много всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом а со многими.

      Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным категориям. А.К.Макарова по видам выделяет социальные и познавательные мотивы. По мнению автора, если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

     

14

По уровням эти мотивы подразделяются на: широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования (      13).

      А.К.Макарова мотивы учения делит на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам (     19).

      Л.И.Божович выделила следующие условия, помогающие сформировать полноценную мотивацию учения у младших школьников:

    1. Обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом.

    2. Утверждать гуманное отношение ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным.

    3. Удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников.

    4. Организовать интересное общение детей между собой.

    5. Обогащать мышление чувствами.

     6. Развивать любознательность.

     7. Формировать активную самооценку своих возможностей.

     8. Утверждать стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.

     9. Использовать эффективную поддержку детских инициатив.

    10. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду (    148).

15

      У детей, поступающих в школу, как показали результаты исследования, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять ввязанную с этим положением серьёзную, общественно значимую деятельность. Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется определённый уровень развития познавательных интересов. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению и школе. В первом и во втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.

      Однако, это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает угасать. Переломным моментом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие дети начинают тяготить школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. Существенной причиной указанных изменений является, прежде всего то, что в 3 – 4  классах их потребность в позиции школьника является уже удовлетворённой и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим учитель также начинает занимать в жизни ребят иное место. Он перестаёт быть центральной фигурой в классе, способной определить и поведение детей и их взаимоотношения. Постоянно у школьников возникает – собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребёнком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия (    19).

16

      Автор отмечает, что широкие социальные мотивы имеют настолько большое значение в этом возрасте, что в известной мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности      (    24).

      Л.И. Божович в своих исследованиях определила динамику развития учебной мотивации младших школьников. Она утверждает, что развитие мотивов идёт в нескольких направлениях.

      Во - первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор учащихся, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы.

      Во–вторых, интересы учащихся этого возраста становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер. Он выражается в том, что интерес перестаёт быть эпизодическим, а становится, как бы присущим самому ребёнку и независимо от ситуации начинает побуждать его к активному поиску путей и средств своего удовлетворения. Важно отметить и ещё одну черту такого познавательного интереса – его возрастание в связи с удовлетворением.  В самом деле, получение ответа на тот или иной вопрос расширяет представление школьника об интересующем его предмете; а это с ещё большей отчётливостью обнаруживает для него ограниченность собственных знаний. Последнее вызывает у ребёнка ещё большую потребность в дальнейшем обогащении. Таким образом, личностный познавательный интерес приобретает насыщенный характер.

      Немаловажный фактор, влияющий на развитие положительной мотивации учения у младших школьников – семейное воспитание. Именно в семье формируются все качества и свойства личности ребёнка. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических

17

начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет главную цель семейного воспитания.

      Семейное воспитание влияет на то, какие мотивы будут преобладать у ребёнка, что будет двигателем в его учении. Родители должны подготовить детей к школьному обучению, объяснять им важность и значимость учения (      33).      

      Исследования Л.И. Божович  позволяют выделить несколько ступеней включенности ребёнка в процесс учения: отрицательное, безразличное и положительное.

      Для отрицательного отношения школьников к учению характерно бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям.

      Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей – при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но не ленивый – правильная характеристика учеников, принадлежащих к этому типу.

      На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

      Ученик ищет нестандартные способы решения учебных задач, проявляет гибкость мышления, предпочтение отдаётся творческой деятельности (      142).

18

      Другой важной стороной изучения и развития учебной мотивации учащихся является обеспечение субъект - субъектных (т.е.гуманных) отношений между учителем и учеником. При этом следует опираться на следующие требования:

     1.Главной задачей изучения в школе будет являться не отбор детей, а контроль за ходом их психологического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся;

     2. При изучении психологических особенностей конкретного ребёнка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение;

    3. Заключение, суждение об ученике, его характеристика должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребёнка;

    4. Развивать мотивацию – значит поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика (    10).

    Таким образом, можно считать установленным, что в младшем школьном возрасте развиваются качественно новые особенности мотивационной сферы ребёнка, выражающиеся, во-первых, в проявлении новых по своему строению опосредованных мотивов, во-вторых, в возникновении в мотивационной сфере ребёнка иерархии мотивов, основанной на этих опосредованных мотивах. Это является важнейшей предпосылкой для перехода ребёнка к школьному обучению, где сама учебная деятельность обязательно предполагает выполнение произвольных действий, т.е. действий, производимых в соответствии с принятой ребёнком учебной задачей, даже в тех случаях, когда сами эти

действия не являются для ребёнка непосредственно привлекательными.

19

1.3.Сущность влияния стимуляции  на развитие учебной мотивации

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – всё это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

      Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

      Отношение младших школьников к учению определяется мотивами, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Это – стимуляция познавательных интересов, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность.

       Развитие учебной мотивации зависит от уровня стимуляции  познавательных интересов, познавательной потребности, с которой ребёнок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса – с другой

20

      В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учений, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности активности. Она начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребёнка.

      Л.И.Божович отмечает, что развитие познавательной потребности идёт неодинаково у разных детей. У одних детей она выражена очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с практической активностью. У первых наблюдается обилие вопросов «Почему?» и «Что такое?», страсть упражняться в сравнении обобщена. Вторые не привыкли думать, проявляют отрицательное отношение к умственной работе. Тем самым можно говорить о различном уровне  познавательного отношения ребёнка к действительности(      213-214).

      Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных интересов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

      Младшие школьники уже могут в какой-то мере управлять своим поведением на основе сознательно  принятого намерения. Роль таких намерений особенно ярко проявляется в том случае, когда нет интереса, а  материал трудный.

      Намерение выступает как мотив, побуждающий ребёнка действовать. Было бы, однако, неверным думать, что намерение складывается само собой. Для того, чтобы возникло намерение, необходима стимуляция познавательных интересов учителем и принятие их учеником.

21

      Кроме того, познавательные интересы имеют разную побудительную силу в зависимости от того, насколько велик объём намеченной работы. Если он слишком велик, то учебная мотивация ослабевает, т.е. для младших школьников побудительная сила познавательных интересов обратно пропорциональна объёму неинтересной работы.

     Что же привлекает младших школьников в учебной мотивации, до какого уровня развития могут подняться их мотивы? Н.Г.Морозова так характеризует возможности младшего школьника: «В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом – социальный» (     5).

     Стимуляция познавательных интересов, как правило, действительно обусловлена занимательностью. Младших школьников привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.

      Но в условиях экспериментального обучения, когда специально обращается внимание на происхождение, смысл, суть явлений, интерес к овладению самим способом действия может проявляться очень ярко. Поэтому другие исследователи (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для стимуляции теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В.Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:

 - объектом усвоения должны быть теоретические понятия;

- процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрылись условия происхождения понятий;

- результатом усвоения должно быть формирование учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки.

22

      Соблюдение всех этих условий будет способствовать влиянию стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации.

      М.Г.Морозова считает, что интерес к учебной мотивации зависит от возможности ученика выделить в своём сознании специфическое содержание данного учебного предмета.

      Первоклассники такой специфики не видят. Интерес к математике, например, мотивирован тем, чтобы «хорошо знать деление и умножение», «быстро и правильно считать», «суметь решать задачи на разные правила». В такого рода интересе, по существу нет ещё ничего специфического. Учащихся здесь привлекает то же, что и других учебных предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым разнообразным содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовлетворение от интеллектуального напряжения. И только в четвёртом классе ребёнок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного предмета. Так, математика привлекает детей точностью, строгой последовательностью действий, где от одного действия зависят остальные. Дети начинают замечать логическую последовательность и закономерность математических действий.

      Необходимо отличать понятия познавательный интерес и занимательность. Н.Г.Морозова связывает занимательность с внешней привлекательностью предмета, действия или эффектным его преподнесением. Она считает, что школьники плохо усваивают научное содержание занимательных книг. Это объясняется тем, что занимательность обычно создаётся приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают от сути, от научной проблемы. Подлинный познавательный интерес к содержанию текста возникал только в тех случаях, когда линия действия персонажей была связана                

23

с поиском решения научной проблемы и все события развёртывались вокруг этой проблемы.

      На уроке могут быть яркие наглядные пособия, эффектное оформление, неожиданные опыты, занятные детали. В результате эмоции, но нет узнавания нового, т.е. нет познавательного интереса в собственном смысле слова. Это не значит, что занимательность совсем не нужна. Важно только помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство. Желание посмотреть, даже рассмотреть, только с внешней стороны, не вникая в существо вопроса. Нужно возбуждать желание пойти дальше, понять, что это такое, как это возникло, какова его природа.

      В то же время занимательность нужна на самых первых этапах стимуляции познавательного интереса, поскольку она способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность учебной мотивации (      29).

            Мотивы учения школьников – существенная сторона процесса обучения школьников. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.

      Положительными мотивами могут быть стремления к знаниям, желание  получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, получить специальность. Задача учителя состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

      Мотивы в личной жизни школьника могут не оказывать существенного влияния на процесс учебной деятельности. Например, ученик имеет склонность к спорту, это не влияет ни положительно, ни

24

отрицательно на ход его учения. Задача учителя заключается в том, чтобы воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учёбе и самой учебной деятельности.

      Достаточно много в жизни школьников мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе. Среди них преимущественное место занимают отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовать свой учебный труд, отставание в учёбе, недостаточные знания, умения и навыки, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.

      Иногда плохое качество работы учителя, отсутствие уважения к детям порождают негативное отношение к учению. Это часто ведёт к неуспеваемости, поверхностным знаниям. Дети привыкают считать себя посредственными или неуспевающими и не предпринимают активные усилия для исправления недостатков в учёбе, для совершенствования навыков учебного труда и своих моральных качеств.

      Перед учителем встаёт трудная задача перевоспитания школьников, т.е. сведения негативных мотивов хотя бы до нейтрального уровня, а также воспитания положительной мотивации учения. Поддержать ученика, помочь ему обре6сти уверенность в своих силах – главное в работе учителя (    73-74).

      Таким образом, основой развития учебной мотивации является стимуляция познавательных интересов в обучение и учебная деятельность. В начальных классах главную роль играет учитель. Дети ещё недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы класса, индивидуальные особенности и склонности учащихся, находит методы и приёмы активизации

25

познавательной деятельности. Он умело связывает содержание материала с личным опытом учащихся, что активно способствует развитию учебной мотивации. Детям становится ближе, понятнее, интереснее содержание урока.

      Ненавязывание задания, возможность выбора и самостоятельной постановки задачи, учёт интересов ребёнка, поддержка его творческой инициативы, а также эмоциональный контакт с учителем, демонстрирующим образцы креативного поведения, позволяют развивать у школьника в процессе обучения внутреннюю мотивацию, способствующую творческому самовыражению.

     

     

     

     

     

   

     

     

     

     

     

26

2.1.Программа эмпирического исследования

       Практической целью исследования стало экспериментальное изучение влияния стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации.

В соответствии с целью были определены задачи экспериментального исследования:

1. Определить комплекс методов экспериментальной проверки гипотезы исследования.

2. Разработать и апробировать экспериментальную программу развития учебной мотивации.

3. Выявить уровень развития учебной мотивации до, и после реализации экспериментальной программы.

4. Дать практические рекомендации учителю начальных классов по влиянию стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации младших школьников.

В ходе экспериментальной проверки  гипотезы была использована следующая диагностическая методика:

«Методика по определению школьной мотивации» А.Г.Лускановой.

Краткая характеристика: суть методики состоит в том, что ученик выбирает один из предложенных ответов и по количеству баллов определяется высокая или низкая учебная мотивация.

Испытанию подвергались учащиеся 2 класса на разных временных отрезках (начало первой четверти и конец первой четверти).

Были определены цели исследования:

  1. Исследовать влияние стимуляции познавательных интересов на развитие учебной мотивации.
  2. Выявить у младших школьников преобладающие мотивы учения до и после эксперимента.
  3. Сравнить мотивы учения до и после эксперимента.

27

Наблюдаемые параметры:

- интерес к школе;

- интерес к проводимым урокам;

- выполнение домашнего задания;

- посвященность родителей в школьные дела;

- отношение к учителю;

- общение с одноклассниками.

Этапы исследования:

1 этап – поисково-теоретический, в ходе которого проводился теоретический анализ психологической, методической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2 этап – теоретико-экспериментальный, на протяжении которого уточнялась гипотеза исследования, осуществлялся эксперимент, проводилась интерпретация полученных данных.

3 этап – обобщающий, в ходе которого обобщались и систематизировались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались рекомендации учителю начальных классов по развитию мотивации ученика.

Обработка результатов эксперимента:

Эксперимент проходил в Студенецкой школе Хворостянского района

по предложенной методике. Проводился тест до начала эксперимента и после. В течение первой четверти проводились занятия, в которых учитель в работу включал игровую и мыслительную деятельность. Дети решали нестандартные математические задачи, которые способствовали развитию познавательных интересов. Проводился повторный тест и полученные результаты сравним в таблице.

28

Таблица 1

Уровень школьной мотивации

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

Чел.(%)

Чел.(%)

1. Негативное отношение к школе.

0 (0)

0 (0)

2. Низкая школьная мотивация

2(17)

0(0)

3. Положительное отношение к школе.

2(17)

1(8)

4. Хорошая школьная мотивация.

5(42)

5(42)

5. Высокая школьная мотивация.

3(25)

6(50)

Первичный анализ данных и формулирование гипотезы на основе этого анализа.

Следовательно, в нашем экспериментальном классе до начала эксперимента была сформирована хорошая школьная мотивация. Во время эксперимента под влиянием стимуляции познавательных интересов сформировалась высокая школьная мотивация. Можем подтвердить гипотезу о том, что стимуляция познавательных интересов ведет за собой развитие  учебной мотивации.

Статистическая обработка результатов.

Уровень значимости.

Нулевая гипотеза (H0):

Различие выборок по измеряемому свойству не существенно.

Уровни школьной мотивации одинаковы до и после эксперимента.

29

Альтернативная гипотеза (H1):

Различия в выборках измеряемого свойства существенны.

Уровень школьной мотивации до начала эксперимента ниже, чем после эксперимента.

Мы пользуемся непараметрическими методами. (Последовательный метод.)

G – Критерий знаков.

Номер ученика

До эксперимента

После эксперимента

Сдвиг

1.

Н

П

+

2.

Х

В

+

3.

В

В

0

4.

П

В

+

5.

В

Х

_

6.

Х

Х

0

7.

В

Х

_

8.

Х

В

+

9.

Х

В

+

10.

Н

Х

+

11.

Х

В

+

12.

П

Х

+

П – положительное отношение к школе.

Н – низкая школьная мотивация.

Х – хорошая школьная мотивация.

В – высокая школьная мотивация.

30

1. По алгоритму составили таблицу, «+» - отметили положительные сдвиги, « - « - отрицательные, «0» - значение осталось прежним.

2. Результаты поместили в таблицу.

3. Вычеркнули строчки с 0 сдвига.

4. Подсчитали объем выборки

12 – 2 = 10 человек

Gэмп.= 2 (сумма отрицательных сдвигов)

5.Определили из таблицы критическое значение для данного объема выборки и сопоставили с полученным эмпирическим значением G.

Gкрит. – 9, значит принимается альтернативная гипотеза, т.к.Gэмпир.крит. Принимаем гипотезу со степенью достоверности 0,01 = 1%. Будем считать, что результатам можно доверять.

           

     

     

     

     

 

     

     

     

     

     

     

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Великобританию"

Познакомить детей с Великобританией,обобщить знания учащихся по теме «Animals», закрепить умение вести диалог- расспрос. ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране математика"

Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках проведения математической недели....

презентация к внеклассному мероприятию " Путешествие в страну математика"

материал для использования на внеклассном мероприятии по математике...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт- Петербургу"

Мероприятие посвещается блокаде Ленинграда....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Здоровья"

Внеклассное мероприятие по ОМ в начальной школе....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Спортландия"" для учащихся начальных классов

материал поможет провести спортивный праздник ко дню Здоровья...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт-Петербургу"

   Внеклассное мероприятие для учеников 3,4 классов    Тема: Путешествие по городу Санкт-Петербургу.  Цель: Расширить кругозор обучающихся о подвигах на...