Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.
статья на тему

Кузнецова Светлана Викторовна

В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие свою эффективность при работе с низкой самооценкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta.kuznetsovasv.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самооценка, как известно, одно из важнейших качеств, свойственных человеку. Она складывается из представлений человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, умениях, и эмоционального отношения к этим представлениям. Это один из трех параметров Я-концепции. В детском возрасте самооценка начинает формироваться под влиянием мнения значимых взрослых, затем ребенок приучается самостоятельно оценивать свои достижения. Однако в самом начале младшего школьного возраста самооценка, как правило, довольно пластична и зависит от ситуаций успеха либо неуспеха. У ребенка 7 лет самооценка повышается, если он добился хороших результатов в учебе (например, получил «пятерку» за контрольную работу) или другой деятельности, а буквально через неделю его самооценка может оказаться значительно ниже, если он оказался неуспешным. Только к 9 годам самооценка становится менее зависимой от конкретной ситуации.

В нашем Центре психологи нередко сталкиваются с проблемой неадекватно заниженной самооценки у младших школьников. Эта проблема может повлечь за собой и тревожность, и неуверенность в себе, и снижение учебной мотивации, она может быть связана с нарушением школьной адаптации. Самооценка оказывает огромное влияние на всю жизнь человека, тем более ребенка, чья личность только формируется.

Психолог сталкивается с заниженной самооценкой у детей довольно часто, даже если родители изначально не предъявляют такого запроса. Нередко выясняется, что за жалобами родителей, на первый взгляд не имеющими прямого отношения к самоотношению, скрывается неуверенность в себе, в своих силах, а также неадекватно заниженная самооценка, которые и являются «корнем» проблемы. Конечно, нельзя сказать, что всегда бывает именно так, но довольно большой спектр проблем, так или иначе, связан именно с низкой самооценкой.

В работе с неадекватно заниженной самооценкой у младших школьников свою эффективность часто доказывают приемы и техники арттерапии.

Дети 8–10 лет, родители которых, приводя их на консультацию, жалуются на их стеснительность, «зажатость», боязливость, то, что они почти ни с кем не дружат, нередко имеют заниженный уровень самооценки и неуверенность в себе. Такие дети в начале работы, т.е. когда контакт недостаточно глубок, при просьбе нарисовать что-либо со стороны психолога (на первой консультации это, как правило, бывает рисуночный тест – например, ДДЧ или РНЖ) говорят, что рисуют плохо, затем, все-таки решившись, долго выясняют детали инструкции, спрашивают, как нарисовать, нужно ли рисовать ту или иную деталь, можно ли изобразить каким-либо образом… Проявляют все признаки тревоги. Однако при дальнейшей работе именно эти дети с удовольствием рисуют и обнаруживают высокую креативность в условиях доверия и атмосфере безопасности.

Необходимо учитывать, что создание психотерапевтических условий по пути конгруэнтного развития является одним из важнейших пунктов в успешной работе с эмоционально-личностными проблемами, к которым мы относим и неуверенность, и неадекватно заниженную самооценку.

Использование творчества вообще положительно сказывается на повышении самооценки. Когда ребенок творит в свободной безопасной атмосфере, результаты его деятельности оказываются такими красивыми и неожиданными, обычно так нравятся самому ребенку и его родителям, что ребенок смотрит на себя с совершенно другой стороны, чувствует себя успешным и более уверенным («я умею и могу»). С нашей точки зрения применение арттерапии более чем оправданно при решении проблемы неадекватно заниженной самооценки у детей.

В данной статье мы будем описывать индивидуальную работу. Решение проблемы развития эмоциональной сферы как условия повышения уверенности в себе и адекватности самооценки производится и в групповой работе. Но групповая работа, на наш взгляд, описывается чаще, а в условиях центров довольно часто такая работа проводится в индивидуальном порядке.

В начале арттерапевтичекой работы надо обсудить с детьми тему чувств и эмоций, с целью выяснить, что детям о них известно. Возможно использование плакатов на начальном этапе работы. Хотя через два-три занятия необходимо отойти от этого, чтобы ребенок не рассчитывал на то, что можно «подсмотреть», а прислушивался к себе, к тому, что происходит внутри.

Также хотелось бы отметить, что на начальных этапах арттерапевтического процесса дети с вышеописанными особенностями демонстрируют высокий уровень сопротивления. Работа с сопротивлением – очень важное направление работы по развитию эмоциональной сферы. В дальнейшем дети сами обучаются обращать внимание на свое сопротивление, что является хорошим признаком достижения более высокого уровня развития, а также подспорьем в работе. Таким образом, при работе с эмоционально-личностной сферой необходимо рассказывать ребенку о наличии в работе «подводных камней». Ведь ребенок также должен принимать на себя ответственность за свое развитие (в доступном ему объеме, разумеется), учиться «слушать» и понимать себя.

Также хотелось бы отметить, что обида – одно из первых чувств, с которым сталкивается психолог в начале работы по повышению самооценки и уверенности в себе, по развитию эмоциональной сферы. Обида – частый спутник тревожных и неуверенных детей, очень важно отработать это чувство, чтобы продолжить – углубить работу.

Довольно часто дети на начальных занятиях отрицают наличие у себя социально осуждаемых эмоций (гнева, например). В процессе работы у основной массы детей довольно ярко начинало проявляться чувство стыда или вины, которые почти всегда служат «прикрытием» гнева, злости. Можно сказать, что как минимум в 80% случаев отработка вины (стыда) приводит к заметным сдвигам в поведении детей. Они, как правило, начинают больше принимать себя и свои особенности. Это, в свою очередь, говорит о повышении уверенности.

Что касается используемых техник, то мы приведем названия некоторых, которые оказывались наиболее эффективными. Однако здесь мы не приводим их описание.

В самом начале работы использование техники «Метафорический автопортрет» дает неплохие результаты. Во-первых, психолог получает довольно много диагностического материала, что необходимо для построения психотерапевтической гипотезы, а также для того, чтобы наметить план работы. Во-вторых, есть возможность одновременно с диагностикой начать отработку имеющейся проблемы. В-третьих, начинается развитие рефлексии.

Если «Метафорический автопортрет» неприменим, то возможно использование техники «Автопортрет» («Какой я»). В своей работе мы использовали обе эти техники, и их эффективность, по нашему мнению, оказалась довольно высокой при решении описываемых вопросов.

При углублении работы применялась техника «Каракули» (Винникота). Дети с удовольствием работают с этой техникой, и она также является довольно эффективной. При ее использовании психолог имеет возможность глубже изучить «корень» проблемы, и сам ребенок может по-другому увидеть свое поведение (со стороны), и даже обнаружить в процессе работы его причины.

В своей работе мы использовали также технику «Коллаж» на различные темы. Применение этой техники помогает увидеть результат работы, способствует развитию рефлексии и повышению уверенности. А также дает ресурс, который бывает необходим на определенных этапах работы (например, когда понимание и решение у ребенка уже есть, и теперь необходимо это применить в реальной жизни, реальных взаимоотношениях).

Также в своей работе мы часто используем сказкотерапию. Когда в результате работы мы выявляем какую-либо достаточно устоявшуюся проблему, которую ребенок никак не может увидеть с другой стороны, понять, осознать. В таком случае ребенку можно дать сказочный зачин (на основании выявленной проблемы), который он  продолжит, написав свою сказку. Эту работу дети выполняют самостоятельно в качестве домашнего задания. Преимущества сказкотерапии общеизвестны, поэтому мы не будем их описывать, однако еще раз отметим эффективность данного вида арттерапии в решении проблем уверенности, самооценки и эмоционального развития.

В заключение хотелось бы сказать, что такое направление, как арттерапия, не предусматривает жесткого следования определенному алгоритму либо решения определенной проблемы с помощью определенной техники. Осуществляется работа с актуальными чувствами на основании творческой продукции. Наиболее важным условием работы в этом направлении является «присутствие» психолога, терапевтический альянс, а также распределение ответственности.

Проблема изменения уже сформировавшейся самооценки довольно сложна. Вообще, самооценка как личностное образование мало пластична. Именно поэтому наиболее удачным временем для воздействия на нее является детство, когда она находится в процессе формирования. Также хотелось бы отметить, что для повышения эффективности работа должна быть многоплановой и включать консультирование педагогов, родителей, других близких и значимых взрослых. Только в атмосфере принятия, доверия и поддержки ребенок сможет увидеть в себе больше положительных черт, обрести уверенность – т.е. изменить самоотношение. И только в этом случае деятельность психолога в этом направлении окажется достаточно эффективной. Адекватная самооценка же очень значима в детском возрасте (не менее чем во взрослом), т.к. участвует в формировании мотивационной и волевой сфер, эмоциональном развитии, формировании ценностей и успешных межличностных взаимоотношений. Таким образом, работа с заниженной самооценкой является одной из важных сфер деятельности детского психолога.

В расчете на то, что это может оказаться полезным, в данной статье мы предприняли попытку ознакомить других специалистов с нашим опытом применения арттерапии в решении проблем неадекватно заниженной самооценки, уверенности в себе, а также развитии эмоциональной сферы у детей, что является важнейшим условием формирования здоровой личности и, соответственно, здорового общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО,  занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай...

Из опыта работы "Привитие любви к чтению в младшем школьном возрасте"

Из опыта работы, раскрываем приемы и способы привития учащимся  интереса к чтению...

Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста...