«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».
статья (3 класс) по теме

Асейкина Людмила Владимировна

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО,  занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случайно. Она обнаружилась с первых дней пребывания детей в школе. Особенности современного общества поставили учителя перед фактом неадекватной самооценки у детей. Она чаще всего завышена, или занижена, что не позволяет полноценному развитию и тех, и других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

 

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО,  занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случайно. Она обнаружилась с первых дней пребывания детей в школе. Особенности современного общества поставили учителя перед фактом неадекватной самооценки у детей. Она чаще всего завышена, или занижена, что не позволяет полноценному развитию и тех, и других. 

Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.

Поэтому возникла первостепенная задача формирования адекватной  самооценки, которое является одним из наиболее значимых и полезных умений, основой для саморазвития и совершенствования.  

    На ее основе легко проектировать всю систему универсальных учебных действий, в частности, личностных:

  • Построение образа Я, включая самоотношение и самооценку
  • Формирование идентичности личности
  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

       Каковы – же функции самооценки в формировании УУД? Это: аналитическая, обучающая, воспитывающая и развивающая, мотивационная. Вначале остановлюсь на первых двух – аналитическая и обучающая функции.

      В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.  Начиная с 1 класса, ученики учатся оценивать свою работу на уроке, фиксируя успехи и неуспехи цветом в дневнике:  зелёный – справился ,  синий -  не уверен , красный -  не справился. В конце каждой четверти – учениками заполняется «Карта знаний » по каждому предмету(Раздаю на каждый ряд). Также  в своей практике применяю «Индивидуальную карточку самооценки», которую раздаю вначале урока. Или ребята самостоятельно чертят табличку в тетради и проводят самоанализ   урока (показываю тетрадь).

    Методика формирования адекватной самооценки, если говорить о воспитывающей и развивающей функциях, может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе. Стараюсь планировать и строить свою внеклассную работу в данном направлении разнообразно:

  • Тематические классные часы;
  • Беседы- размышления;
  • Внеклассные мероприятия;
  • Портфолио учащегося.

     Часто с детьми проводим мероприятия связанные с размышлениями над нравственными вопросами и обязательно соотносим данную проблему с собой, размышляя над преобладанием в себе тех или иных качеств, например,  тематический классный час «Добро и зло». На нём рассматривали такие вопросы, как  «Плохой поступок, который совершили по отношению ко мне … и  Какие страдания мне пришлось из-за этого перенести … ; Мой плохой поступок …и  Какие неприятности и страдания он принёс другому человеку…» и т.д.

     Подобные мероприятия   направлены на оценку жизненных ситуаций  и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Самооценка невозможна без формирования идентичности личности. Например, организовывая  поздравление  Тамары Артёмовны с Всероссийским Днём психолога (22 ноября), я преследовала цель -  заставить детей задуматься о том, что только в социуме с другими людьми возможно полноценное развитие и существование человека. На слайде показан пример единства  нашего педагогического коллектива: учителя -  ученики -  психолог – родители и наоборот. Подобные  мероприятия направлены на духовно- нравственное  воспитание  качеств,  уважение и заботливое отношение к  близким людям, старшим, учителям.  Формируется состояние принадлежности индивида к некоему целому, в данном случае школьному коллективу.

И последняя, мотивационная функция самооценки, которая обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых  усилий.

Такие морально – волевые качества, как нельзя лучше вырабатываются у детей на уроках физической культуры, в спортивных секциях, на занятиях, нацеленных на формирование своего физического потенциала, например,  «Весёлые старты», «Зов джунглей» и другие. К каждому из них ребята готовятся, оценивают свои силы.

Например, каждый ученик моего класса к мероприятию «В здоровом теле – здоровый дух», подготовил самопрезентацию о здоровом и активном образе жизни его семьи.  

Положительный пример для малышей – спортсмены старшеклассники и  выпускники нашей школы.

Перед ребятами и гостями выступили доблестные ходоки, выпускница нашей школы Анися Кирдяпкина со своим мужем  Сергеем Кирдяпкиным, прославившие своим упорством и волей к победе нашу Республику на весь мир!

Оценивая всё происходящее на данном мероприятии, школьники осознали то, что имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.

Мною затронуты некоторые приёмы формирования  адекватной самооценки, которые использую в   образовательном и воспитательном процессе учащихся . Учителю нужно понимать свою роль в судьбе каждого ребенка и постараться превратить его пребывание в школе в увлекательный процесс сотрудничества, радости участия в каждом открытии, что породит в нём чувство успешности и значимости.                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК "Мир и человек" А.А.Вахрушева.

Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк...

Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.

В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста...