Взаимосвязь уровня тревожности, учебной мотивации и статусного положения ребенка в группе сверстников
статья на тему

Картунова Анастасия Андреевна

Исследование взаимосвязи тревожности, мотивации и статуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no_2_kartunova_nastya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

О взаимосвязи уровня тревожности, учебной мотивации и  

статусного положения ребенка в группе сверстников

Одной из негативных тенденций, отмечаемых в отечественной школе, является повышение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.  Для детей в нашем обществе характерна и социальная депривация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребенка. [ 1, с.7]

 Исследование отмеченного явления требует прежде всего обращения к термину депривация, используемому в психологии развития в  следующем значении: «является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». [5, с.8] 

Данный феномен был описан еще Я.А. Коменским, позднее - Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в XX в. - А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума Психологическое самоощущение детей характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции  [2]

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психолого-педагогическом, да и и во многих других аспектах.

Одним из первых, кто ввел положение о тревожности как межличностном феномене в научный обиход, был известный психолог и психиатр, создатель «интерперсональной теории психиатрии»  Г.С. Салливен. Понятие тревожности Г.С. Салливен считал фундаментальным для своей теории. Проводя различия между тревожностью и страхом, Г.С. Салливен отмечал, что, хотя при достаточной силе того и другого, они переживаются одинаково, но в жизни человека это альтернативные процессы: «Тревожность возникает от эмпатической связи со значимым, более старшим человеком, а страх обнаруживается тогда, когда удовлетворение общих потребностей откладывается до тех пор, пока они приобретают исключительную силу» [6]. Другими словами, единственный источник тревожности - значимый человек, в то время как страх связан с возможностью депривации общих потребностей.

Из отмеченного вытекают два важных для концепции тревожности Г.С. Салливен следствия. Во-первых, тревожность порождается межличностными отношениями. Во-вторых, потребность в избегании или устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности и безопасности. Это приводит его к заключению, что тревожность сопутствует человеку везде, где он вступает в контакт с другими людьми, а поскольку человек живет среди других людей, то тревожность сопровождает его всюду и постоянно. Она является основным источником психической энергии, на ней во многом основывается личностная динамика: «Тревожность начинается в раннем опыте и проходит через всю жизнь как уникальное, значимое эмоциональное переживание. Тревожность связана с другими людьми. Она порождает в нас чувство ненадежности, когда мы портим отношения с другими людьми».

При этом Г.С. Салливен отмечал, что если у ребенка с самого начала будет создано чувство межличностной надежности, то оно не даст развиться тревожности, и что дети существенно отличаются друг от друга по уровню тревожности. Основной источник тревожности - неодобрение значимых людей.

Центральная роль неудовлетворения потребности в межличностной надежности подчеркивается и в работах К. Хорни. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, К. Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции [6]

Вклад К. Хорни и Г.С. Салливен и в психологию личности в целом, и в психологическое исследование тревожности чрезвычайно велик. В частности, что касается предложенных ими концепций тревожности, которые достаточно точно описывают процесс ее возникновения и закрепления, формирование тревожного типа личности. И наиболее значимым представляется выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности, прежде всего для детей.

В наиболее общей форме эта точка зрения, как представляется, выражена Э. Фроммом, который подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности и чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем преодоления этого он, как известно, считал самые различные формы любви между людьми [11]

Значение опыта общения в возникновении и закреплении тревожности признается сегодня многими исследователями и за рубежом, и в нашей стране. Многочисленные исследования показывают, что характер эмоциональных отношений, сложившихся у детей с близкими взрослыми, оказывает существенное влияние на успешность вхождения их в школьную жизнь.

Менее систематичны данные, касающиеся влияния опыта общения на тревожность на последующих этапах жизни. Зафиксировано влияние неблагоприятного опыта общения с учителем в школе для возникновения тревожности - некоторых форм школьной дезадаптации. Вместе с тем в исследованиях А.И. Захарова, Е.В. Новиковой, П. Массена, С. Сарасона, Б. Филипса, Г. Эберлейн и других ученых было показано, что и в этих случаях решающая роль принадлежит семье [7]

Имеются также данные о роли общения со сверстниками в возникновении и закреплении тревожности детей и подростков (Н.М. Гордецова, В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан, Б.Н. МакКэндлесс, А. Кастанеда и др.), однако в основном это данные о наличии определенных корреляционных связей и их интерпретация [3]

На связь тревожности и нарушений общения указывают и корреляционные зависимости, обнаруженные при изучении детей, между тревожностью и личностными особенностями, характеризующими отношение ребенка к окружающим. Так, обнаружена связь между тревожностью и зависимостью, причем наиболее ярко это проявляется у мальчиков. Связи между тревожностью и агрессивностью носят достаточно сложный характер: обнаруживается отрицательная связь с прямым выражением агрессии и положительная - с косвенной, скрытой агрессивностью, а также с выраженностью агрессии, направленной на себя. Эта связь также более отчетливо проявляется у мальчиков (С.Б. Сарасон, Р.Н. Уолтерс и др.).

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Нами было проведено исследование влияния тревожности на статусное положение детей в группе сверстников, по итогам которого можно утверждать, что дети с высоким уровнем тревожности, имеют неблагоприятное статусно - ролевое положение в группе. Исследование проводилось образовательном учреждении города Тольятти, в нем приняло участие 92 учащихся вторых классов. Были применены такие диагностические методы, как тесты, проективная методика и социометрическое исследование, так же разработана и применена программа коррекции уровня тревожности у младших школьников.

Тревожные дети  могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной  непопулярности иногда является их безынициативность из-за  неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не  могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.

Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время,  в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

 Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению. Так же негативно влияние отмеченного  на формирование учебной мотивации, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости.

При проведении исследования нами были выявлены дети, склонные к частым проявлениям тревоги и страхов, а также имеющие нестабильное статусное положение в группе.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что для снижения тревожности ребенка и повышения учебной мотивации педагогам и родителям необходимо обеспечивать его реальный успех в организуемой деятельности (рисование, игра, помощь по дому). Ребенка необходимо больше хвалить, причем,  не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов.

  1. Алексеенкова Е.Г. «Личность в условиях психической депривации:  учебное пособие». – Питер,2009г., 98с.
  2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.
  3. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
  4. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988г, №8.
  5. Лангмейер Й., Матейчек З.  Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.
  6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995г.
  7. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
  8. Психическая депривация: Хрестоматия / Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.
  9. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. – М.: Класс, 2000.
  10. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001.
  11. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь социального статуса и уровня тревожности подростков

дипломная работа по специальной психологии с презинтацией...

Родительское собрание на тему "Учебная мотивация. Как помочь ребенку учиться?" (3 класс)

Собрание проводится в активной форме: родители, работая в группах, проводят самооценку своей деятельности по формированию положительной мотивации ребенка к обучению, выявляют положительный опыт других...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Индивидуальный образовательный маршрут для учащейся 3 класса с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Индивидуальный образовательный маршрут для учащейся 3 класса с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении...

«Учебная мотивация», «Как помочь ребенку учиться?»

Обучение в школе – одно из важнейших моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется.......

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

Данные рекомендации предоставлены родителям младших школьников, у которых снижена школьная мотивация....