Специфика произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
материал на тему

Бойкова Ирина Сергеевна

В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности-учебная деятельность, которая базируется на произвольном внимании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика произвольного внимания в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – учебная деятельность, которая базируется на  произвольном внимании.

Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

Произвольное внимание – это такой  вид внимания, который тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результатов деятельности.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти взаимные переходы на себе. По телевидению идет любимая передача – «Клуб путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки… «Нет, не то… А что если попробовать так… А ведь на самом деле – эти «лишние люди» напоминают некоторых наших современников – говорят красиво, а толку от них никакого…». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, – непроизвольное внимание. Советский психолог Н.Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К.Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольное внимание. Его советы, как мы дальше увидим, полезны для каждого: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» (19)

Особенности формирования произвольного внимания младших школьников

Чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного возраста, надо уяснить то, что характерно для их высшей нервной деятельности.

Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

Такая повышенная чувствительность нервной системы в этом возрасте обусловливает наличие у ребенка довольно сильного рефлекса на все новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы ребенок не старался обратить внимание на, те внешние раздражители, которые на него действуют. Но очень скоро ориентировочный рефлекс становится у первоклассника более широким (по числу объектов, которые охватываются одновременно); смотря на один предмет, он не упускает из виду и другой, имеющий для него какое-то значение. Насколько внимание, дающее общую ориентировку, резко возрастает у детей от 7 до 10 лет, видно из следующего небольшого опыта. Во время игры учащихся в школьном коридоре на перемене сквозь их толпу прошел мужчина, которого они раньше не видели. Потом детей попросили (отдельно каждого) описать, кого они заметили и внешность этого человека. Ученики третьих классов дали довольно точное его описание, но некоторые не смогли указать, в чем человек был одет, какого роста, какие у него волосы. Что же касается первоклассников, то большинство из них вообще не заметили проходившего мужчины.

Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи. Поэтому учитель на уроке специально организует внимание учащихся, так как они не всегда могут ставить перед собой задачу сосредоточиться на учебной работе, выделить главное в рассказе учителя или в том, что он им покажет.

Обучение ребенка в школе способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением.

В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

У младших школьников непроизвольное внимание в большой степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника наиболее развито внимание непроизвольное, однако, первые годы учения главный период формирования и произвольного волевого внимания. Обычно после ряда усилий произвольное внимание у ученика переходит в особую разновидность непроизвольного, а именно после произвольного внимания. Большое место в учебной работе школьников занимает и привычное внимание, когда ученику удается легко сосредоточиться на неинтересной работе только в силу того, что он неоднократно занимался аналогичным делом.

Преобладание у детей младшего школьного возраста непроизвольного внимания над произвольным может быть объяснено тем, что регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой в этом возрасте еще недостаточна.

Регуляция внимания тесно связана не только с волей, но и с развитием логического мышления. Для произвольного внимания необходим достаточно высокий его уровень. Поэтому произвольное внимание есть не только волевое, но интеллектуальное, т.е. связанное с достаточно развитым мышлением.

Таким образом, мы видим здесь действие двух психических факторов: внимание является условием интенсивной мыслительной деятельности; в свою очередь, мышление оказывает большее влияние на внимание

Наблюдения показывают, что у младших школьников реже появляется произвольное внимание, связанное с чувством напряженности, чем внимание без особых усилий, возникающее благодаря поставленной перед учеником задаче. Школьники этого возраста сосредоточиваются произвольно, однако периоды напряженного внимания у них бывают реже, чем у взрослых или старших школьников. Поскольку этот вид внимания связан с торможением (а последнее представляет трудности для детей данного возраста), поэтому он не характерен для младших школьников.

Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено.

Так, на уроке младший школьник бывает, внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на нею влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.

Концентрированность или интенсивность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии, у младшего школьника может быть достаточно высока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает небольшой, так как устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста еще не велика. Поэтому легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время.

Исследования (М.С. Горбач) показали, что первоклассники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2–3 объектах. Для того чтобы обратить достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо повторное восприятие картинки. Как правило, они не способны думать более чем об одной вещи сразу.

В I классе детям еще трудно одновременно следить и за ходом урока и за своим поведением (например, за своей позой на уроке). Ребенку трудно следить и за тем, что он вы водит в тетради, и за положением своего тела и пишущей руки, трудно распределять внимание при выполнении этих двух дел.

Эксперименты, проведенные психологами, в частности Н.Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы.

Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы. При хорошо заполненном трудом уроке ученики І класса могут быть длительное время внимательными, не отвлекаясь от учебных занятий, даже если эти занятия не представляют для них интереса. Сосредоточенность младших школьников становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.

Что касается внешних проявлений внимания или рассеянности (мимика, пантомимика, поза, движения), то у младшего школьника, благодаря его непосредственности, они более выразительны и заметны, чем у подростка и юноши.

Также нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами: общее умственное развитие, познавательная активность, наличие интересов, навыков и умений в учебной работе, чувство ответственности, самостоятельности, организованность, общая дисциплинированность, достаточное развитие воли и т.д.

Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.

Если рассматривать признаки нарушений произвольного внимания то можно выделить ряд основных факторов:

  1. Поведение
  2. Продукт учебной деятельности как у детей успевающих  в учебной деятельности так и у детей неуспевающих или слабоуспевающих.
  3. Проявление внимательности и невнимательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал...

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...