"Мотивация учебной деятельности школьников"
презентация к уроку на тему

Полищук Татьяна Васильевна

Мотив – источник деятельности любого человека. Мотив -  «энергетическая батарейка» личности. От его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Евпаторийская общеобразовательная школа

I – III ступеней № 16

Евпаторийского городского совета АРК

Постоянно-действующий семинар:

«Методика и техника современного урока»

Семинар-практикум:

«Мотивы и мотивация в обучении»

«Мотивация учебной деятельности школьников»

                                                              Выступление

                                                            заместителя директора по УВР

                                                        ЕОШ №16

                                                  Полищук Татьяны Васильевны

28.01.2014года

Мотив

Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? Сл2

Мотив

  • интерес,
  • потребность,
  • стремление,
  • убеждение,
  • идеал,
  • эмоции,
  • влечения,
  • инстинкты,
  • установки,

 это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.  

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов

Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией.                                                  

  У ребёнка формируется:  Сл3                                       

 *тенденция к уклонению от учёбы              

  *деятельность и результаты учения незначительны                                  

   *сильная отвлекаемость на уроке                          

 *быстрое утомление                                              

   *чувство удручённости и неудовлетворённости

 *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

 

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников: Сл4

  • Содержание учебного материала.
  • Стиль общения учителя и учащегося.
  • Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

         Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, не побуждает к учебной деятельности. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

 Для этого необходимо: Сл5

Особый характер преподнесения учебного материала:                          

а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);                                                                                 б). деловой;                                                                      

 в).необычный.

Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:                              а).важность отдельных частей;                                    

  б).трудность, сложность (простота, доступность);                                              

в).новизна, познавательность материала;                              

г).открытие нового в известном;                                      

д).историзм, современные достижения науки;          

е).интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной,

б).личностной.

Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Сл6

  • Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.
  • Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
  • Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
  • Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.)

Организация учебной деятельности Сл7

3 этапа:                                            

  1. Мотивационный этап

На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть:

  • по содержанию: к дисциплине, к работе;
  • по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);  
  • алгоритмы;  
  • единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные
  1. Операционально-познавательный этап

На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера:                                    

  • Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора);
  • Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.);
  • Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).

Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

  1. Рефлексивно-оценочный этап связан с:
  • анализом проделанного,
  • анализом ошибок и оказанием необходимой помощи,
  • сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Рефлексивно-оценочный этап. Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то:

 учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

Рефлексивно-оценочный этап. Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Сл8

можно выделить 4 блока основных методов мотивации.

I.Эмоциональные методы мотивации

  • поощрение,
  • порицание,
  • учебно-познавательная игра,
  • создание ярких наглядно-образных представлений,
  • создание ситуации успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

II.Познавательные методы мотивации

  • опора на жизненный опыт,
  • познавательный интерес,
  • создание проблемной ситуации,
  • побуждение к поиску альтернативных решений,
  • выполнение творческих заданий,
  • «мозговая атака»,

III.Волевые методы мотивации

  • предъявление учебных требований,
  • информирование об образовательных результатах обучения,
  • познавательные затруднения,
  • самооценка деятельности и коррекции,
  • рефлексия поведения,
  • прогнозирование будущей деятельности

IV.Социальные методы мотивации

  • развитие желания быть полезным обществу,
  • побуждение подражать сильной личности,
  • создание ситуации взаимопомощи,
  • поиск контактов и сотрудничества,
  • заинтересованность в результатах коллективной работы,
  • взаимопроверка,
  • рецензирование.

Мотивацию учения затрудняют: Сл9

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;

Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладение на высоком уровне приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми в целях подготовки к выбору профессии.

Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий.

Развитие учебной мотивации учащихся  требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.

Сл10 «Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё»   Л.С.Выготский            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат инд. - диф. подхода к обучению.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...