Правила педагогического общения
консультация на тему

Борутто Елена Александровна

особенности общения педагога с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила педагогического общения.

1. Формирование чувства понимания. Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются  на самочувствии  педагога и учащихся. Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками:

1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт
кем-либо из людей.
Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

3) Барьер «боязни» контакта с учащимися. Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися.

4) Терминологический. Общаясь с учениками, учитель должен
опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и
представлений.

5) Барьер отношений - возникновение чувства неприязни,
недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Для преодоления психологических барьеров нужно:

  • Постараться как бы «остановиться - оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;
  • в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)
  • Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

2. Обязательное установление личностного контакта с детьми.

Людей всегда волнует их личность - отношение к ней, понимание, уважение и т. п. Учащийся, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащимися весьма важно устанавливать личностный контакт. Все  люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

3. Демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.).

4. Постоянное проявление интереса к своим ученикам. В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.

5.Оказание и просьба помощи. Во всякой деятельности
учеников нужно создать положительный психологический фон,
фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через
оказание скрытой помощи.

6. Педагогическое требование.

 Посредством своих педагогических воздействий мы формируем у учащихся ценностное отношение или добиваемся проявления желаемого поведения. Для этого мы предъявляем разнообразные требования к учащимся. Предъявление требования сочетается с уважением: если учитель не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.

Как предъявлять педагогическое требование?

1.Требование должно быть доведено до конца. Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что учитель сам несерьезно относится к своему требованию.

2.Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий. Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция  - гарантия успеха.

3. Требование должно предъявляться в этичной форме. Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение. Как можно начать общение с учеником? С каких речевых формул? (Сделай, пожалуйста; будь добр.)

4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию. Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно. Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.

5.Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают ученику вникнуть в суть того, что от него хотят.

7.Педагогическое поощрение.

Важной частью педагогического общения является позитивное отношение педагога к личности учащегося и система приемов поощрения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Рассмотрим критерии и признаки эффективного общения:

  1. Осуществляется постоянно.
  2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.
  3. Учитель поощряет достижения определенных результатов.
  4. Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.
  5. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.
  6. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.

Если педагогическое поощрение соответствует данным требованиям, то оно воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. Опираясь на внутренние стимулы, учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения.

Такое поощрение способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правило бесконфликтного общения".

Знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения. Формируются представления о различных вариантах человеческого общения.  Рассматриваются различные конфликтные ситуации и игры(лото...

«Правила межличностного общения».

сформировать у детей правила межличностного общения, убедить воспитанников в необходимости вести здоровый образ жизни....

Правила безопасного общения с животными.

Ребята, сегодня на прогулке мы поговорим о правилах безопасности при общении с животными, и в этом нам поможет док­тор Айболит. Он предлагает нам с вами удивительное путешествие на чудес­ные ост...

Правила педагогического общения

Памятки для учителей и воспитателей...

Правила внутрисемейного общения как условие сохранения культуры и здоровья нации.

Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, ста...

Правила культурного общения.

Беседы с детьми о правилах общения...