Правила внутрисемейного общения как условие сохранения культуры и здоровья нации.
статья на тему

Палазова Жанна Фёдоровна

Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, стала укрепляться мысль, что интеллигентность - это порок, от которого надо избавляться. В результате резко нарушилось умение общаться в семье, на работе, в общественных местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_vnutrisemeynogo_obshcheniya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Правила внутрисемейного общения,

как условие сохранения культуры и здоровья нации

Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, стала укрепляться мысль, что интеллигентность - это порок, от которого надо избавляться. В результате резко нарушилось умение общаться в семье, на работе, в общественных местах.

Семья объединяет собой совокупность людей разного возраста, пола, образования, жизненного опыта, традиций поведения. Все эти и многие обстоятельства обуславливают трудность семейного общения. Гармоничное общение в семье вообще представляет собой редкость, особенно если семья состоит из нескольких поколений. Семейные конфликты наиболее трудны в урегулировании и разрешении и часто разрушают сам институт семьи.

   Необходимо учиться гармоничному общению в семье. Эффективное общение предполагает следование некоторым принципам, а также соблюдение определенных правил общения. Правила реализуются в рамках определенных принципов.

  1. Принцип терпимости гласит: проявляй терпимость при нарушении ребенком норм поведения и общения. Этот принцип реализуется в следующих правилах:
  • не наказывай за любую ошибку;
  • не торопись реагировать;
  • нарушение не замечать как можно дольше (это касается рядовых и малозначительных нарушений);
  • не критиковать, не наказывать, если можно извинить такое нарушение;
  • не напоминать ребенку его прошлые грехи;
  • откладывать словесное замечание;
  • нормализовать отношения после нанесенного наказания.

2.Принцип индивидуализации может быть сформирован следующим образом: выделение ребенка из окружающих его людей. Данный принцип представлен в общении следующими правилами:

  • проявляй интерес к личности ребенка;
  • спрашивай мнение ребенка;
  • слушай ребенка с интересом;
  • не обесценивай идеи ребенка;
  • не перебивай ребенка, если он говорит бессвязно;
  • обращайся к ребенку по имени;
  • индивидуальную беседу с ребенком не ограничивай во времени;
  • говори "да", подчеркивая независимость личности ребенка ("если хочешь, пожалуйста", "как тебе хочется");
  • не сопоставляй поведение ребенка с поведением его братьев или сестер.

3. Принцип мотивации предполагает, сто требования, замечания и наказания должны быть мотивированными, то есть ребенку должно быть понятно, почему это можно, а это нельзя. Данный принцип реализуется в следующих правилах:

  • отдавая распоряжение, объясняйте, почему надо это сделать;
  • побуждать детей самих анализировать свои поступки и выявлять причины их ошибок;
  • запрещая, разрешать ( "не рисуй на стене, вот тебе бумага");

4. Принцип положительного подкрепления предполагает преобладание и акцентирования положительных суждений о поступках и деятельности ребенка в речи взрослого. Данный принцип отражается в следующих правилах:

  • чаще хвалите ребенка;
  • нельзя хвалить не по заслугам;
  • хвалить сделанное ребенком, а не его "в целом";
  • критиковать созидательно, а не разрушительно (указать, как нужно было сделать, опуская отрицательную оценку личности ребенка).

5. Принцип сотрудничества предполагает общение, которое носит доверительный, эмоциональный, оптимистический характер, акцентируя совместную заинтересованность ребенка и взрослого в решении стоящих проблем. Правила, реализующие принцип сотрудничества:

  • демонстрируйте ребенку понимание его проблем;
  • дайте ребенку достойно выйти из кризисной ситуации, помогите ему сохранить "лицо";
  • приглашайте ребенка к совместному анализу сложных ситуаций;
  • сообщайте ребенку о своих эмоциональных переживаниях, физическом состоянии;
  • выражайте гнев, не затрагивая личности ребенка;
  • запрещая, помогите ребенку выразить недовольство запретом ("этого делать нельзя, я понимаю, что тебе это не нравится, но такова жизнь");
  • запреты формулируйте по возможности не прямо, а в косвенной форме;
  • не отвергайте помощь ребенка;
  • советуйтесь с ребенком, спрашивайте его совета и мнение;
  • участвуйте с ребенком в совместных играх.          

Таковы некоторые принципы и правила общения с детьми.

Необходимо также помнить, что большая часть семейных ссор происходит в строго определенные часы дня - это полчаса до ухода на работу и в школу и полчаса после того, как все вернулись. В это время всем членам семьи надо быть особенно внимательным друг к другу. Мы остановились лишь на некоторых вопросах, связанных с проблемой речевого общения, чтобы показать возможности работы родителей, ибо обучение ребенка речевой культуре - это не только задача учителя,  школы, но прежде всего семьи, где ребенок проводит большую часть времени.

Используемые ресурсы:

1. Искусство семейного воспитания: Книга очерков/Под ред. проф. П.Т.Фролова. Правила внутрисемейного общения. И.А. Стернин. -Белгород: Белгородский гос. пед. ун-т. 1995-256 с.

2. Искусство семейного воспитания: Книга очерков/Под ред. проф. П.Т.Фролова. Учимся культуре речевого общения. В.Б. Павлюкович. -Белгород: Белгородский гос. пед. ун-т. 1995-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья в ГПД

Сохранение и укрепление здоровья в ГПД...

Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ»Чувашия, Батыревский  район...

Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ» Чувашия, Батыревский район Выполнила работу: Вахитова Чулпан Илдаровна, старшая вожатая, учитель начальных классов Мое здоровье – богатство нации, здоро...

Доклад: "Педагогические условия сохранения и приумножения здоровья детей дошкольного возраста"

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей....